№ 2а-4104/2023
УИД 30RS0001-01-2023-004939-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2023 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Чурбаковой Е.Д.,
при секретаре Сазоновой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Службе жилищного надзора <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Службе жилищного надзора <адрес> о признании действий незаконными.
В обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно о том, что многоквартирный дом, находящийся по адресу г. ФИО3, <адрес>, выведен из реестра лицензий по управлению. О данном решении службы жилищного надзора <адрес> истцу было неизвестно. Однако, заключенный договор управления с ООО УК «АстраханьЖилСервис» заключен на неопределенный срок и на сегодняшний день является действующим.
Просит суд признать незаконными действия Службы жилищного надзора <адрес> по исключению из реестра лицензий многоквартирного жилого дома, находящегося в управлении ООО УК «АстраханьЖилСервис» с ДД.ММ.ГГГГ, обязать внести в течение трех рабочих дней с даты вынесении решения указанный многоквартирный дом в реестр лицензий по управлению многоквартирными жилыми домами в отношении ООО УК «АстраханьЖилСервис».
Административный истец ФИО2 в судебном заседании требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика службы жилищного надзора <адрес> ФИО5 исковые требования не признала, удовлетворении административного иска просила отказать.
Представитель ООО УК «АстраханьЖилСервис» ФИО6 в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании частей 1, 2 статьи 44, частей 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации - договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: г. ФИО3, <адрес>.
Протоколом общего собрания собственников помещения от ДД.ММ.ГГГГ указанного многоквартирного дома выбрана управляющая организация ООО УК «АЖС», у которой имелась лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками дома и ООО УК «АЖС» заключен договор управления многоквартирным домом.
ООО УК «АстраханьЖилСервис» в адрес службы были предоставлены следующие документы: заявление, протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, реестр собственников, сообщение о проведении общего собрания.
ДД.ММ.ГГГГ службой жилищного надзора <адрес> принято решение о включении в реестр ООО УК «АстраханьЖилСервис» с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ срок действия лицензии, выданной ООО УК «АстраханьЖилСервис», истек.
В установленные сроки заявление о продлении срока действия лицензии в службу жилищного надзора <адрес> от ООО УК «АстраханьЖилСервис» не поступало.
ООО УК «АстраханьЖилСервис» обратилось в Службу жилищного надзора <адрес> с заявлением о продлении срока действия лицензии.
Заключением по результатам документарной оценки соответствия лицензиата на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами лицензионным требованиям и отсутствию (наличию) грубых нарушений лицензионных требований от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «АстраханьЖилСервис» отказано в продлении срока действия лицензии.
ДД.ММ.ГГГГ Приказом Службы жилищного надзора <адрес> приказом № внесены изменения в реестр лицензий ООО УК «АстраханьЖилСервис» в части исключения с ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. ФИО3, <адрес>.
24.05.2023г. ООО УК «АстраханьЖилСервис» от ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Службу жилищного надзора <адрес> о выдаче новой лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
ДД.ММ.ГГГГ решением Лицензионной комиссии <адрес> ООО УК «АстраханьЖилСервис» была предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.06.2023 г. №.
Полагая действия Службы жилищного надзора <адрес> по исключению спорного многоквартирного дома из реестра лицензий незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2). Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам (часть 4).
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 938/пр, при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирным домом прекращается в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии, ее аннулированием или истечением срока действия лицензии.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (абзац третий пункта 1 статьи 49). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абзац второй пункта 3 статьи 49).
Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что по истечении срока, на который выдана лицензия, ее действие прекращается и юридическое лицо утрачивает право на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, если срок действия лицензии не будет продлен в установленном порядке.
Такое правовое регулирование имеет своей целью обеспечение своевременного продления лицензий, недопущение срыва сроков такого продления, а также предоставление возможности устранения выявленных нарушений в случае принятия лицензирующим органом решения об отказе в продлении срока действия лицензии и повторного обращения с заявлением о продлении лицензии.
С учетом изложенного действующим законодательством предусмотрено прекращение действия лицензии на управление многоквартирными домами в случае истечения срока действия лицензии, если срок действия такой лицензии не был продлен в установленном законом порядке. Для продления срока действия лицензии управляющая организация обращается в лицензирующий орган в установленных порядке и сроки.
Учитывая, что срок действия лицензии, выданной ООО УК «АЖС», истек 30.04.2023г., Службой жилищного надзора <адрес> отказано последнему в продлении лицензии, доказательств признания незаконным отказа в продлении лицензии обществом не представлено, действия Службы по исключению из реестра лицензий спорного многоквартирного жилого дома являются законными.
Поскольку действия Службы по исключению из реестра лицензий спорного многоквартирного жилого дома признаны законными, оснований для включения в реестр лицензий многоквартирного жилого дома не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Службе жилищного надзора <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Кировский районный суд г. ФИО3 в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись Е.Д. Чурбакова