Решение по делу № 11-6086/2012 от 30.07.2012

Дело№ 11-6086/2012
Судья Тимонцев В.И.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Колчеданцевой А.Г.,
судей
с участием прокурора при секретаре
Ивановой М.П.,
Митрофановой О.А. Минкиной Л.В. Поповой К.Д.
рассмотрела 10 сентября 2012 года в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 26 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Чебаркуля Челябинской области в интересах несовершеннолетнего Ведерникова Д.С. к Управлению социальной защиты населения Чебаркульского муниципального района, Министерству социальных отношений Челябинской области, Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» об обязании предоставить технические средства реабилитации.
Заслушав доклад судьи Колчеданцевой А.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Мукаевой Т.В., представителя ответчика Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» Зайцевой А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Чебаркуля Челябинской области в интересах несовершеннолетнего Ведерникова Д.С., **** года рождения, обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации г.Магнитогорска Челябинской области, Государственному учреждению Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в непредоставлении несовершеннолетнему Ведерникову Д.С. технических средств реабилитации -кресла-коляски прогулочной, кресла-коляски комнатной, опоры для сидения, опоры для стояния, опоры для ходьбы и обязать предоставить указанные средства реабилитации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

2
В обоснование иска указал, что в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов» инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации инвалида. Ведерников Д.С. является ребенком-инвалидом, для которого была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой предусмотрено выделение технических средств реабилитации: кресла-коляски прогулочной, кресла-коляски комнатной, опоры для сидения, опоры для стояния, опоры для ходьбы. Законный представитель несовершеннолетнего обратилась 25 января 2012 года с заявлением в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», однако до настоящего времени Ведерников Д.С. средствами реабилитации не обеспечен.
Прокурор, законный представитель Ведерникова Д.С. Ведерникова Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Чебаркульского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком.
Представители ответчиков Министерства социальных отношений Челябинской области, Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» в судебном заседании не участвовали.
Суд постановил решение, которым признал незаконным бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области и Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», выразившееся в непредоставлении ребенку-инвалиду Ведерникову Д.С., **** года рождения, технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, а именно: кресла-коляски прогулочной, кресла-коляски комнатной, опоры для сидения, опоры для стояния, опоры для ходьбы.
Обязал Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить ребенку-инвалиду Ведерникову Д.С., **** года рождения, технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида: кресло-коляску прогулочную, кресло-коляску комнатную, опоры для сидения, опоры для стояния, опоры для ходьбы.
В иске к Управлению социальной защиты населения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о признании бездействия

3
незаконным, возложении обязанности предоставления технических средств реабилитации инвалида, отказал.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на отсутствие нарушения сроков предоставления ребенку-инвалиду технических средств реабилитации, поскольку сроки предоставления таких средств действующим законодательством не предусмотрены. Полагает, что суд не принял во внимание проведение ответчиком конкурсных процедур по закупке технических средств реабилитации. Считает, что суд не применил нормы материального права, подлежащие применению.
Законный представитель несовершеннолетнего Ведерникова Д.С. Ведерникова Т.Н., третье лицо Управление социальной защиты населения Чебаркульского муниципального района Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского Процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключения прокурора Минкиной Л.В., судебная коллегия находит решение суда в части признания незаконным бездействия ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», возложении на него обязанности предоставить ребенку-инвалиду Ведерникову Д.С. технические средства реабилитации подлежащим отмене.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ребенок, являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и свободы ребенка- инвалида.
Вместе с тем, при разрешении спора суд первой инстанции определил уполномоченными органами, как Министерство социальных отношений Челябинской области, так и ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», обязав ответчиков предоставить ребенку-инвалиду Ведерникову Д.С. технические средства реабилитации.
Судебная коллегия считает, что такой вывод суда является неверным, а решение, обязывающее двоих ответчиков совершить одни и те же действия, может вызвать трудности при его исполнении.

В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года (далее Соглашение).
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Раздел III Положения о Министерстве социальных отношений Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 года № 406, предусматривает, что Министерство социальных отношений организует обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (в случае передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации).
В силу вышеназванных нормативных актов обязанность по организации обеспечения инвалидов Челябинской области техническими средствами реабилитации возложена на Министерство социальных отношений Челябинской области.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, переданных Правительству Челябинской области в соответствии с вышеназванным Соглашением, определен Положением «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года № 94-П (далее Положение).
Согласно данному Положению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» является уполномоченной организацией, обеспечивающей деятельность Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации лишь части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, указанных в пункте 4:
прием документов и определение права инвалидов на получение технических средств реабилитации;

прием документов и определение права инвалидов на компенсацию расходов, связанных с проездом к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации (далее TCP);
подготовка заявок в Министерство о потребности в предоставлении и выдаче инвалидам TCP;
прием TCP, предоставляемых поставщиками в рамках выполнения государственного контракта, с последующей выдачей TCP инвалидам;
прием и проверка документов для назначений компенсаций расходов за самостоятельно приобретенные инвалидами TCP;
формирование областного реестра в той же хронологической последовательности, в которой инвалиды, претендующие на обеспечение TCP, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении TCP.
Таким образом, на Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» возложены полномочия по решению технических вопросов.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области.
Признавая незаконным бездействие Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», суд первой инстанции не указал, какие из полномочий, возложенных на данного ответчика, не были им исполнены.
Из материалов дела следует, что законный представитель Ведерникова Д.С. Ведерникова Т.Н. обратилась с заявлением о предоставлении технически средств реабилитации в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» 25 января 2012 года. Доказательств тому, что кресло-коляска прогулочная, кресло-коляска комнатная, опоры для сидения, опоры для стояния, опоры для ходьбы не выданы ребенку-инвалиду в результате бездействия именно Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», материалы дела не содержат.
Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 207 ГПК РФ, вынося решение, обязывающее двоих ответчиков исполнить одни и эти же действия, суд не указал, в какой части каждый из них должен его исполнить. Вследствии этих нарушений решение является неисполнимым.
При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным бездействия ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов « Импульс », возложении на него обязанности предоставить ребенку-

 
инвалиду Ведерникову Д.С. технические средства реабилитации подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс».
Довод апелляционной жалобы о том, что со стороны ответчика отсутствует незаконное бездействие, является несостоятельным.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Так, обязанность ответчика по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации возникла в январе 2012 года в связи с разработкой 18 января 2012 года Бюро медико-социальной экспертизы филиал №12 ФГУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида Ведерникова Д.С., **** года рождения. Законный представитель несовершеннолетнего обратился 25 января 2012 года с заявлением о предоставлении средств технической реабилитации в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс». Однако ответчиком суду не представлено доказательств исполнения программы реабилитации, разработанной 18 января 2012 года.
В настоящее время Министерство социальных отношений Челябинской области ведет конкурсные процедуры по заключению государственных контрактов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. 24 мая 2012 года Министерство социальных отношений Челябинской области представило в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в Главное Управление материальных ресурсов Челябинской области документы, на основании которых была размещена заявка на проведение открытого аукциона, целью которого является заключение государственного контракта с победителем конкурса, в результате которого граждане, имеющие право на обеспечение техническими средствами реабилитации (кресло-коляска) будут обеспечены такими средствами. Однако на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ответчиком не представлено доказательств предоставления ребенку-инвалиду Ведерникову Д.С. кресла-коляски. Тогда как, индивидуальная программа реабилитации предусматривает кресло-коляску прогулочную, кресло-коляску комнатную, опоры для сидения, опоры для стояния, опоры для ходьбы.

В соответствии со ст.9 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Таким образом, непринятие решения в течение длительного времени повлекло нарушение прав ребенка-инвалида, гарантированных ему федеральным законодательством.
В соответствии с п.З Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года №240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технических средств реабилитации, в письменной форме в пятнадцатидневный срок уведомляет инвалида о постановке на учет на обеспечение техническими средствами реабилитации, одновременно с уведомлением высылает инвалиду направление на получение либо на изготовление технических средств реабилитации в отобранные уполномоченным органом организации для размещения заказов на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг (п. 5 указанных Правил).
Из материалов дела усматривается, что предписанные приведенными выше Правилами действия уполномоченным органом не были произведены, что свидетельствует о нарушении прав инвалида. Ведерников Д.С. предусмотренными в программе средствами до настоящего времени не обеспечен, и в силу прямых предписаний закона, гарантирующих социально незащищенным слоям населения государственную поддержку, суд обоснованно обязал Министерство социальных отношений Челябинской области исполнить такую обязанность.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что нормативно-правовыми актами не предусмотрен срок обеспечения техническими средствами реабилитации, несостоятельны.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда не указаны конкретные средства реабилитации, несостоятелен.

8
Суд апелляционной инстанции допросил в качестве специалиста юрисконсульта ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области Кедрова П.С., специалиста по реабилитации ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области Мельник Е.В., которые пояснили, что в классификаторе технических средств реабилитации в качестве средств для ходьбы указаны ходунки, а к опоре для стояния следует отнести ходунки с подмышечной опорой. Следовательно, указание в решении на понятие «опора» допустимо.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 26 апреля 2012 года в части признания незаконным бездействия ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», возложении на него обязанности предоставить ребенку-инвалиду Ведерникову Д.С. технические средства реабилитации отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Чебаркуля Челябинской области в интересах Ведерникова Д.С. к ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи

11-6086/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
1.Предмет рассмотрения: Решение о ЧАСТИЧНОМ удовлетворении требований. Результат рассм.: Судебный акт отменен (с вынесением НОВОГО РЕШЕНИЯ)
Истцы
Прокурор г. Чебаркуля Челябинской области в интересах несовершеннолетнего Ведерникова Дениса Сергеевича
Ведерникова Татьяна Николаевна
Ответчики
Министерство социальных отношений Челябинской области
ГУ Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс"
Управление социальной защиты населения администрации Чебаркульского района
Другие
Мельник Е.В.
Ведерникова Татьяна Николавна
Мукаева Т.В.
Кедров П.С.
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Колчеданцева Анна Готлибовна
20.08.2012Назначено судебное заседание
10.09.2012Назначено судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее