Решение по делу № 33-808/2024 (33-11995/2023;) от 05.12.2023

Судья – Кундикова Ю.В.                                                        Дело № 2-2786/2023

                                                                                                      №33-808/2024

апелляционное определение

г. Симферополь                                                                       23 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:судей:при секретаре: Матвиенко Н.О.,Бойко З.А., Бондарева Р.В., Руденко В.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аметова Рустема Усмановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым о признании решений незаконными, возложении обязанности

    по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым

    на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 октября 2023 года, которым исковые требования Аметова Рустема Усмановича удовлетворены частично.

    Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым,

УСТАНОВИЛА:

    Аметов Р.У. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым о признании решений незаконными, возложении обязанности.

    Исковые требования мотивированы тем, что он неоднократно (10 января 2022 года, 5 октября 2022 года, 24 января 2023 года) обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако Отделом установления пенсий в г. Симферополе № 1 Управления установления пенсий принимались решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

    Согласно данным решениям, при определении права пенсионным органом в страховой стаж не был учтен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Каршинском тресте столовых и ресторанов по основанию отсутствия документального подтверждения от компетентных органов Республики Узбекистан, а также ввиду того, что работа протекала в иностранном государстве с которым у РФ отсутствует соглашение о пенсионном обеспечении. Между тем, на момент его обращения в пенсионный орган такое соглашение действовало.

    По мнению истца, отказ пенсионного органа во включении в страховой стаж спорного периода работы со ссылкой на отсутствие соглашения о пенсионном обеспечении между РФ и Республикой Узбекистан является незаконным, поскольку на момент возникновения права и на момент первоначального обращения в пенсионный орган такое соглашение являлось действующим.

    В этой связи просил суд признать незаконными и отменить решения пенсионного органа от 13 июля 2022 года № 2271/22, от 11 января 2023 года № 359357/22, от 3 мая 2023 года № 31606/23, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период работы с 1 января 1991 года по 5 октября 2000 года и назначить страховую пенсию по старости с 10 января 2022 года.

    Судом постановлено приведенное выше решение. Признаны незаконными решения пенсионного органа от 13 июля 2022 года, 11 января 2023 года, 3 мая 2023 года об отказе в установлении пенсии Аметову Р.У. На ответчика возложена обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 27 января 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

    В апелляционной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым оспаривает законность и обоснованность решения, ставит вопрос о его отмене, как постановленного с существенным нарушением норм материального законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, при неправильной оценке фактических обстоятельств дела.

    В заседании суда апелляционной инстанции истец Аметов Р.У. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.

    Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.

    С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

    Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

    Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Аметов Р.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином РФ.

    10 января 2022 года Аметов Р.У. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Решением пенсионного органа от 13 июля 2022 года № 2271/22 Аметову Р.У. в установлении страхового пенсионного обеспечения отказано ввиду отсутствия необходимой величины ИПК.

    При оценке пенсионных прав Аметова Р.У., пенсионным органом не был учтен период работы с 1 января 1991 года по 5 октября 2000 года в Каршинском тресте столовых и ресторанов, поскольку отсутствует документальное подтверждение от компетентных органов Республики Узбекистан.

    5 октября 2022 года Аметовым Р.У. повторно было подано заявление о назначении страховой пенсии по старости.

    Решением пенсионного органа от 11 января 2023 года за № 359357/22 истцу вновь было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой величины ИПК. По подсчета пенсионного орган страховой стаж истца составил 17 лет 1 месяц 13 дней, ИПК – 21,928.

    В решении об отказе в установлении страховой пенсии от 3 мая 2023 года указано, что спорный период работы исключен из подчета общего страхового стажа, так как работа протекала в иностранном государстве, с которым у РФ отсутствует соглашение о пенсионном обеспечении. Справка № 8 от 20 февраля 2023 года, выписка из приказа № 85 от 9 августа 1990 года не могут быть приняты к рассмотрению, так как документы не легализованы, не переведены на русский язык и не соответствуют требованиям п. 59 Правил № 1015. Кроме того, в документах отражен период трудовой деятельности в иностранном государстве (Республика Узбекистан) с которым у РФ отсутствует соглашение о пенсионном обеспечении.

    Конституцией РФ провозглашено, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

    В силу частей 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Целью названного закона согласно его ч. 2 ст. 1 является защита прав граждан РФ на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

    Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.

    Условия назначения страховой пенсии по старости определены ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

    Право на назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом ст. 35 этого же закона, с изменениями, внесенными Федеральным законом № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательных акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» имеют мужчины, достигшие в 2022 году возраста 61 год и 6 месяцев, при наличии страхового стажа не менее 13 лет и минимальной величины ИПК – 23,4.

    Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

    В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1).

    Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

    В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

    13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

    Согласно статьям 1 и 6 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

    Как следует из содержания п. 2 ст. 6 Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.

    Согласно ст. 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

    В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами), справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения.

    Статьей 10 Соглашения предусмотрено, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры.

    Из разъяснений, содержащихся в п. 1 письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.

    В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

    При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

    Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.

    При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством РФ. При этом форма документа может быть произвольной.

    Нормы Соглашения предусматривают право сторон принимать меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры, однако не содержат императивного указания, что в качестве подтверждения стажа работы на территории СНГ, органами ПФ могут приниматься только справки о стаже работы, выдаваемые компетентными органами стран, на территории которых происходила трудовая деятельность. Справкой компетентных органов соответствующих государств подтверждается уплата с 1 января 2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

    В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

    При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

    Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (п. 59 Правил).

    Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 60 Правил).

    В трудовой книжке истца № от ДД.ММ.ГГГГ, содержится запись о трудовой деятельности в спорные периоды.

    В силу ст. 55 Конституции РФ ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.

    Как указывалось выше, решением от 13 июля 2022 года (то есть в период действия Соглашения от 13 марта 1992 года) в установлении страховой пенсии по старости ему было отказано ввиду отсутствия необходимой величины ИПК, в расчет стажа не был учтен спорный период работы истца, поскольку отсутствует документальное подтверждение от компетентных органов Республики Узбекистан

    Из отказного решения от 3 мая 2023 года следует, что в распоряжение пенсионного органа поступили необходимые документы.

    Так, отказывая истцу во включении в страховой стаж спорных периодов работы, пенсионный орган исходил из того, что работа протекала в иностранном государстве, с которым у РФ отсутствует соглашение о пенсионном обеспечении. Справка от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты к рассмотрению, так как документы не легализованы, не переведены на русский язык и не соответствуют требованиям п. 59 Правил . Кроме того, в документах отражен период трудовой деятельности в иностранном государстве (<адрес>) с которым у РФ отсутствует соглашение о пенсионном обеспечении.

    Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, Аметов Р.У. получал заработную плату в «Дорресторан» ст. Карши за период с августа 1990 года по ноябрь 1997 года.

    Письмом начальника внебюджетного ПФ г. Карши представлены архивные справки о заработной плате Аметова Р.У., указано, что подтвердить стаж не могут, т.к. документы «Дорресторан» <адрес> за 1998-2000 не сданы на хранение. При этом представлена выписка из приказа от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Аметова Р.У. продавцом в видеобар с ДД.ММ.ГГГГ.

    Оценив представленные архивные справки, суд первой инстанции принял их в качестве доказательств подтверждения компетентными органами Узбекистана периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно возложил на ответчика обязанность включить в стаж указанный период. Поскольку период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был подтвержден, суд первой инстанции отказ во включении части периода работы в стаж.

    Поскольку Соглашение от 13 марта 1992 года являлось действующим и подлежало применению на момент первичного обращения истца в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсионного обеспечения, в материалы гражданского, а также пенсионного дела были представлены подтверждающие справки, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в страховой стаж истца периода работы в соответствии с Соглашением от 13 июня 1992 года с 1 января 1991 года по 30 ноября 1997 года.

    Согласно представленному в материалы дела пенсионным органом предварительному расчету, при условии включения спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж для определения права на пенсию у истца составил 27 лет 2 месяца 8 дней, величина ИПК – 28,706 (необходимая – 23,4).

    Принимая во внимание установленную пенсионным органом в решении от 14 июля 2023 года величину ИПК и учитывая период стажа, подлежащий включению, судом первой инстанции сделан правильный вывод о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 27 января 2022 года (по достижении необходимого возраста 61 год 6 месяцев).

    Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-808/2024 (33-11995/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Аметов Рустем Усмаинович
Ответчики
ОСФР по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
05.12.2023Передача дела судье
23.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024Передано в экспедицию
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее