Решение по делу № 33-2045/2017 от 05.06.2017

Дело № 33-2045/2017                                    Судья в суде І инстанции Кукурекин К.В.

Категория 2.065                                            Судья-докладчик в суде апелляционной

                                                                         инстанции Козуб Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2017 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

Председательствующего, судьи - Ефимовой В.А.,

Судей                                            - Козуб Е.В., Балацкого Е.В.,

при секретаре                               - Дубравской А.И.,

с участием:

истца - Савиной А.А.,

представителей ответчиков:

УМВД России по г. Севастополю - Титаренко В.Г.,

Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий

стихийных бедствий - Черниковой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 апреля 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Савиной А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Севастополю, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права, назначении и перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛА:

В феврале 2017 года Савина А.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением о признании за ней права на перерасчет пенсии, исходя из должностного оклада заместителя начальника отряда 2-3 разрядов в размере 20000,00 рублей, согласно приказу МЧС РФ от 19.12.2011 года, приложение и надбавки за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством, назначить с 01.05.2014 года ей пенсию, исходя из должностного оклада в размере 20000,00 рублей, и произвести перерасчет надбавок за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 5000,00 рублей за составление искового заявления, мотивируя исковые требования тем, что она является пенсионером МВД РФ и получателем пенсии по выслуге лет. Службу проходила непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственной противопожарной службе Украины. До ДД.ММ.ГГГГ получала пенсию как сотрудник МЧС Украины. Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий №762 от 19.12.2011 года были установлены новые должностные оклады сотрудникам Государственной противопожарной службы. В приложении №11 к указанному приказу должностной оклад заместителя начальника отряда 2-3 разрядов установлен в размере 20000,00 рублей, однако пенсионным отделом УМВД России по г. Севастополю для исчисления пенсии был установлен должностной оклад в размере 18500,00 рублей. Ее обращение в адрес ответчика с заявлением о перерасчете её пенсии исходя из изложенного, было оставлено без удовлетворения.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 апреля 2017 года иск удовлетворен частично. За Савиной А.А. признано право на перерасчет пенсии исходя из должностного оклада заместителя начальника отряда 2-3 разрядов в размере 20000,00 рублей, согласно приказу МЧС РФ №762 от 19.12.2011, приложение №11 и надбавки за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством. На Управление Министерства внутренних дел России по г. Севастополю возложена обязанность произвести Савиной А.А. перерасчет пенсии исходя из должностного оклада заместителя начальника отряда 2-3 разрядов в размере 20000,00 рублей, согласно приказу МЧС РФ №762 от 19.12.2011 года, приложение №11 и надбавки за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Управление МВД России по городу Севастополю просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, указывая, что согласно положений Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей», Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством – участников Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства – участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства. Указывает, что, таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств – участников СНГ, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств – участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена. Отмечает, что судом первой инстанции не было учтено, что истец в трудовых правоотношениях с УМВД России по г. Севастополю не состояла, в связи с чем, не имеет оснований требовать от указанного органа перерасчета пенсии, назначенной в 2005 году пенсионными органами Государственной противопожарной службы Украины. В результате работы, проведенной рабочей группой МЧС России, созданной распоряжением МЧС России от 24.11.2014 года №464, были определены должностные оклады лицам, проходившим службу в органах и подразделениях Украины с учетом особенностей прохождения службы, возложенных задач, должностного и численного состава, организационно-штатных структур и установлен должностной оклад по должности « заместитель начальника отряда» в размере 18500,00 рублей, который в установленном законом порядке оспорен не был. Выводы суда о том, что размер должностного оклада, на основании которого истцу назначена пенсия, не может быть ниже, установленного Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий №762 от 19.12.2011 года, являются ошибочными, поскольку данный приказ на истца не распространятся, то есть суд применил закон, не подлежащий применению.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

        В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков, действующие на основании доверенностей, апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

       Истец против доводов апелляционной жалобы возражала, полагая решение суда законным и обоснованным

        В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

        Заслушав доклад судьи, доводы представителей ответчиков и возражения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение районного суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение районного суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене по следующим основаниям.

       В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда в части удовлетворения исковых требований не соответствует приведенным требованиям.

Судебным разбирательством в суде первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец является пенсионером МВД Украины, была уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя начальника отряда по работе с личным составом 5-го отряда государственной пожарной охраны <адрес> ГУ МЧС Украины в <адрес>.

Савиной А.А. выплачивается пенсия за выслугу 20 лет в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, указанных в статье 43 Закона №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Для назначения Савиной А.А. пенсии в соответствии с Законом № 4468-1, рабочей группой МЧС России, созданной распоряжением МЧС России от 24.11.2014 года , установлен должностной оклад 18500,00 рублей.

26.12.2016 года истец обратилась в адрес Начальника центра финансового обеспечения УМВД России по г. Севастополю с заявлением о перерасчете её пенсии с момента её назначения в Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно установление оклада для назначения пенсии по последней занимаемой должности (л.д.6).

Письмом от 26.01.2017 года истцу разъяснено, что пенсия назначена в соответствии с Законом №4468-1 рабочей группой МЧС России, созданной распоряжением МЧС России от 24.11.2014 , и установлен должностной оклад в размере 18500,00 рублей (л.д.7).

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований Савиной А.А. о понуждении УМВД России по г. Севастополю произвести перерасчет пенсии, исходя из должностного оклада заместителя начальника отряда 2-3 разрядов в размере 20000,00 рублей, согласно приказу МЧС РФ №762 от 19.12.2011, приложение №11 и надбавки за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 43,49 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий №762 от 19.12.2011, Федеральным законом РФ от 01.12.2014 №398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и исходил из того, что размер должностного оклада, на основании которого истцу назначена пенсия, не может быть ниже, установленного Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий №762 от 19.12.2011 года.

Однако с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 49 названного Закона, пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 декабря 2011 года № 762, на который ссылается истец в обосновании своих требований, установлены размеры должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники), применяемых при назначении (пересмотре) пенсий, согласно приложениям № № 1 - 14.

В соответствии с пунктом 2 названного Приказа установлено применять в соответствии с пунктом 3 Постановления должностные оклады по типовым штатным должностям и оклады по специальным званиям сотрудников, в соответствии с пунктом 1 Постановления и по нетиповым штатным должностям сотрудников, установленные настоящим Приказом, при определении размеров денежного довольствия для исчисления пенсий при назначении пенсий сотрудникам, увольняемым с 1 января 2012 года со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы с правом на пенсию, и членам семей сотрудников, проходивших службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а также при пересмотре пенсий лиц, уволенных из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы до указанной даты, и членов их семей, назначенных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей».

Из приведенной нормы следует, что установленные данным Приказом должностные оклады применяются при пересмотре пенсий лицам, уволенным из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России.

Из материалов дела следует, что уволена истец на пенсию в 2005 году, службу проходила в Государственной противопожарной службе Украины, пенсия ей была назначена государством Украина и до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, она получала пенсию, как сотрудник МЧС Украины, то есть не являлась сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Вышеназванный Приказ МЧС России не содержит указаний на то, что его положения распространяются на лиц, уволенных из Государственной противопожарной службы Украины, что свидетельствует о том, что его нормы на истца не распространяются, в связи с чем, каких-либо правовых оснований для перерасчета истцу пенсии с учетом окладов, установленных Приказом МЧС России от 19 декабря 2011 года № 762, не имеется, а потому указанный истцом должностной оклад для целей пенсионного обеспечения в соответствии с нормами указанного приказа не может быть установлен.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях урегулирования вопроса пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах и подразделения Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины по нормам законодательства Российской Федерации. Распоряжением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.12.2014 года № 464 была создана рабочая группа МЧС России (л.д.56-57), которой определены должностные оклады лицам, проходившим службу в указанных органах и подразделениях Украины, с учетом особенностей прохождения службы, возложенных задач, должностного и численного состава, организационно-штатных структур.

Как следует из материалов дела, рабочей группой МЧС России, по занимаемой должности Савиной А.А. установлен оклад в размере 18500,00 рублей для начисления и выплаты ей пенсии за выслугу лет.

С учетом вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы и приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания за Савиной А.А. права на перерасчет пенсии исходя из должностного оклада заместителя начальника отряда 2-3 разрядов в размере 20000,00 рублей, согласно приказу МЧС РФ №762 от 19.12.2011, приложение №11 и надбавки за выслугу лет, а также проведения перерасчета надбавок за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда об удовлетворении требований о признании за Савиной А.А. права на перерасчет пенсии исходя из должностного оклада заместителя начальника отряда 2-3 разрядов в размере 20000,00 руб., согласно приказу МЧС РФ №762 от 19.12.2011, приложение №11 и надбавки за выслугу лет, а также проведения перерасчета надбавок за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством, нельзя признать законным, поскольку такой вывод основан на неправильном применении норм материального права.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части удовлетворённых исковых требований подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В части постановленного судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении исковых требований о назначении истцу пенсии исходя из должностного оклада в размере 20000,00 рублей и взыскании судебных расходов в размере 5000,00 рублей, понесенных на оплату услуг по составлению искового заявления, решение суда сторонами не обжаловано, приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически сводятся к обжалованию решения суда в части удовлетворённых исковых требований и не содержат доводов о несогласии с решением суда в данной части, в связи с чем, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований предметом судебной проверки в порядке действия ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации не является.

      Руководствуясь статьями 327, 327.1, 329, п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 апреля 2017 года удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 апреля 2017 года в части удовлетворения исковых требований отменить.

Принять в этой части иска новое решение.

В удовлетворении исковых требований Савиной А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Севастополю, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на перерасчет пенсии, исходя из должностного оклада заместителя начальника отряда 2-3 разрядов в размере 20000,00 рублей, согласно приказу МЧС РФ №762 от 19.12.2011, приложение №11 и надбавки за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и надбавок за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством отказать.

Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 апреля 2017 года в части отказа в удовлетворении исковых требований оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий, судья:                                              В.А. Ефимова

Судьи:                                                                                             Е.В. Козуб

                                                                                                   Е.В. Балацкий

33-2045/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Козуб Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
20.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее