Решение по делу № 2а-813/2021 от 03.09.2021

УИД 03RS0053-01-2021-001139-86

№ 2а-813/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково 30 ноября 2021 года

Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе

судьи Благодаровой В.А.,

при секретаре судебного заседания Амоновой Э.Р.,

с участием представителя административного истца Валуевой Ю.В. – Кусяпова А.Х., действующего на основании доверенности от ДАТА,

представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Габбасовой Г.Р., действующей на основании доверенности № ЛС-04-1/7686 от ДАТА,

рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному иску Валуевой Ю.В. к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес> о признании бездействия незаконными, обязании заключить договор купли-продажи земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Валуева Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению собственностью Министерства земельный и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес> о признании бездействия незаконными, обязании заключить договор купли-продажи земельных участков.

В обоснование заявленных требований указано, что ДАТА между ООО «Изумруд» и Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м. со сроком действия до ДАТА (далее - Участок 1).

Кроме того, ДАТА между ООО «Изумруд» и администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м. со сроком действия до ДАТА (далее - Участок 2).

ДАТА между Валуевой Ю.В. (далее - Истец) и ООО «Изумруд» был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДАТА.

На сегодняшний день, данным земельным участком истец распоряжается в общей сложности более 3 лет, на участке 1 находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами: -; на участке 2 находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами:

Руководствуясь требованиями Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДАТА «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких 2 земельных участках» с изменениями 2021 года, ДАТА в адрес Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес> (далее - Ответчик) были направлены заявления о предоставлении в собственность земельных участков 1 и 2 за плату равную 25 % кадастровой стоимости земельного участка, то есть в размере 637 990 руб. 75 коп. и 500 176 руб. 00 коп. соответственно.

Ответами от ДАТА в заявлениях о предоставлении в собственность земельных участков 1 и 2 было отказано, в связи с несоразмерностью.

Административный истец считает отказ ответчика необоснованным.

Определением суда от ДАТА по делу в качестве надлежащего административного ответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

С учетом уточнения исковых требований, административный истец просит суд признать бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконными. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить договор купли-продажи земельных участков, с кадастровыми номерами и , с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное производство с Валуевой Ю.В., ДАТА года рождения в течении месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

Административный истец Валуева Ю.В. в судебном заседании участия не принимала при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, в своем заявлении просила рассмотреть дело без её участия, исковые требования удовлетворить.

Представитель административного истца Валуевой Ю.В. – Кусяпов А.Х. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление Валуевой Ю.В. поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства земельный и имущественных отношений Республики Башкортостан Габбасова Д.Ф. в судебном заседании просила суд в удовлетворении заявленных требований Валуевой Ю.В. отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав доводы сторон, изучив и оценив материалы административного дела № 2а-813/2021 г., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 и части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что возложение судом обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения возможно в случае признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, должностного лица.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.

При этом частью 31 статьи 34 Закона от ДАТА № 171-ФЗ за органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности закреплено право на принятие до ДАТА решений об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, в том числе и по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации.

В Законе Республики Башкортостан от ДАТА -з «О регулировании земельных отношений в <адрес>» нет указания на необходимый процент застройки земельного участка для приобретения его в собственность.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).

В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Исходя из толкования данной нормы, участки в таких случаях предоставляются для целей эксплуатации существующих объектов недвижимости.

Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей: отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.Статья 39.16. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К их числу, в частности, относится превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.

Согласно ч. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Из данных норм следует, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона об использовании их в соответствии с целевым назначением и о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка. Таким образом, право собственника здания (строения, сооружения) на приобретение занимаемого им земельного участка может быть реализовано только в том размере, который определяется площадью застройки соответствующего участка и площадью, необходимой для его использования, независимо от того, что ранее ему был предоставлен земельный участок иной площадью.

Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра ДАТА, предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами. Местоположение границ земельного участка, формируемого при объекте недвижимого имущества, и его площадь, определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом территории, занятой пятном застройки объекта недвижимого имущества, и территории, необходимой для его эксплуатации и обслуживания. Необходимость той или иной площади земельного участка для использования находящегося па нем строения, определяется не экономическими интересами собственника строения, не характером осуществляемой им деятельности, а утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Исходя из совокупности положений статей 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, имеет право требовать предоставления ему в собственность без торгов только той части земельного участка, которая необходима для использования и эксплуатации объекта недвижимою имущества, расположенного в границах испрашиваемого земельного участка.

Судом установлено, что ДАТА между ООО «Изумруд» и Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м. со сроком действия до ДАТА (далее - Участок 1).

Кроме того, ДАТА между ООО «Изумруд» и администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м. со сроком действия до ДАТА (далее - Участок 2).

ДАТА между Валуевой Ю.В. (далее - Истец) и ООО «Изумруд» был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДАТА.

На сегодняшний день, данным земельным участком истец распоряжается в общей сложности более 3 лет, на участке 1 находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами: -; на участке 2 находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами: -

ДАТА Валуевой Ю.В. в адрес Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес> (далее - Ответчик) были направлены заявления о предоставлении в собственность земельных участков 1 и 2 за плату равную 25 % кадастровой стоимости земельного участка, то есть в размере 637 990 руб. 75 коп. и 500 176 руб. 00 коп. соответственно.

Ответами от ДАТА в заявлениях о предоставлении в собственность земельных участков 1 и 2 было отказано, в связи с несоразмерностью.

Согласно Акту осмотра и установления фактического использования земельною участка (территории) от ДАТА на земельном участке расположены объекты недвижимости имущества, находящиеся у Валуевой Ю.B. на праве собственности: нежилое здание-дом рыбака, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , нежилое здание - дом рыбака, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. с кадастровым номером , нежилое здание - дом рыбака, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером нежилое здание - дом рыбака, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , нежилое здание - дом рыбака, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером

Согласно Акту осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) от ДАТА на земельном участке расположены объекты недвижимости имущества, находящиеся у гражданки Валуевой 10.В. на праве собственности: нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , нежилое здание - дом рыбака, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером

Документы, подтверждающие необходимость предоставления в собственность земельных участков с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. не представлены.

Площадь земельного участка, выкупаемого в собственность в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется с учетом фактического землепользования, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных па нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Образование участков, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам Земельного кодекса. Требования к образуемым земельным участкам закреплены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДАТА "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут. Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Согласно правовому подходу, сформулированному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА -ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Административный истец Валуева Ю.В. является собственником объекта площадью застройки <данные изъяты> кв.м., при этом для целей эксплуатации указанного объекта ей предоставлен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером несоразмерна и существенно превышает площадь находящихся на нем объектов с кадастровыми номерами

Кроме того, Валуева Ю.В. является собственником объекта, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., при этом для целей эксплуатации указанного объекта ей предоставлен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером несоразмерна и существенно превышает площадь находящихся на нем объектов с кадастровыми номерами

Таким образом, судом установлено, что административным истцом Валуевой Ю.В. не представлены доказательства того, что вышеуказанные земельные участки необходимы для целей эксплуатации указанных объектов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований Валуевой Ю.В. о признании бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконными, обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить договор купли-продажи земельных участков, с кадастровыми номерами и , с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное производство с Валуевой Ю.В., ДАТА года рождения в течении месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Валуевой Ю.В. о признании бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан незаконными, обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами и с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное производство с Валуевой Ю.В., ДАТА года рождения в течении месяца со дня вступления судебного акта в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.А. Благодарова

2а-813/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Валуева Юлия Владимировна
Ответчики
Комитет по управлению собственностью Министерства земельный и имущественных отношений Республики Башкортостан по Кушнаренковскому району
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Другие
Кусяпов А.Х.
Суд
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Благодарова Вероника Александровна
Дело на странице суда
kushnarenkovsky.bkr.sudrf.ru
03.09.2021Регистрация административного искового заявления
03.09.2021Передача материалов судье
03.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2021Подготовка дела (собеседование)
29.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
12.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее