Дело № 2 - 641 (17)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«05» октября 2017 года г. Пролетарск
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Любимова А.В.,
с участием помощника прокурора Савичева А.В.,
при секретаре Савченко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «Приманыческий», третье лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов об обязании ООО «Приманыческий» обеспечить сброс сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями законодательства об охране водных объектов,
у с т а н о в и л:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «Приманыческий», третье лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов об обязании ООО «Приманыческий» обеспечить сброс сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями законодательства об охране водных объектов, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные ООО «Приманыческий» при нормировании сбросов сточных вод в водные объекты.
ООО «Приманыческий» является водопользователем, использует водный объект б. Мокрая Ельмута для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод с рисовых севооборотов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.03.2016 №-ДД.ММ.ГГГГ№ Весе- ловское водохранилище (р. Западный Маныч) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.03.2016 №-ДД.ММ.ГГГГ.№ для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод с рисовых севооборотов.
Проверкой выявлены нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов, выразившиеся в отсутствии в ООО «Приманыческий» утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 22 Федерального от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
ООО «Приманыческий» осуществляет сброс следующих загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты: азот аммонийный, железо общее, медь, нитраты, нитриты, сульфаты, хлориды, сухой остаток, фосфаты, взвешенные вещества, БПКполн, что подтверждается отчетами по формам 3.2, 3.3, протоколами количественного химического анализа проб сточных вод.
Согласно информации Департамента Росприроднадзора по ЮФО о перечне водопользователей, имеющих разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, и перечне водопользователей, у которых истек срок действия таких разрешений, ООО «Приманыческий» не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Таким образом, ООО «Приманыческий» в нарушение требований ч. 1 ст. 22, ч. ч. 1, 4 ст. 23, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ст. 60 Водного кодекса РФ осуществляется сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в отсутствие утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод.
С целью устранения указанных нарушений законов руководителю ООО «Приманыческий» внесено представление, вместе с тем, фактически нарушения законов не устранены.
Согласно информации Донского бассейнового водного управления от 26.06.2017 проект НДС для ООО «Приманыческий» не утвержден.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Нарушение требований, предъявляемых к охране поверхностных вод, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно- эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством, чем также нарушаются интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды, кроме того, такое использование водных объектов нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов.
Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов должно быть привлечено в качестве третьего лица на стороне прокурора в связи с тем, что управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, в границах бассейнов рек Дон, Северский Донец, Цимлянского водохранилища и других водных объектов на территории Ростовской области (п. 1.1. Положения о Донском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 № 66).
Исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам возникающим из экологических правоотношений рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту в частности интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Просит суд:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Приманыческий» устранить нарушения законов, выразившиеся в сбросе в водные объекты в составе сточных вод загрязняющих веществ в отсутствие утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов и разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района Ростовской области Савичев А.В., поддержал заявленные исковые требования в измененной редакции в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, подробно изложив мотивы и доводы исковых требований, аналогично указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ООО «Приманыческий» по доверенности Северчуков А.А. в судебное заседание явился, просит решение вынести в соответствии с законом на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает (л.д. 85-87).
Дело рассмотрено с учетом требований ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, приняв во внимание ходатайства и письменные отзывы неявившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст.ст. 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В судебном заседании установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные ООО «Приманыческий» при нормировании сбросов сточных вод в водные объекты.
ООО «Приманыческий» является водопользователем, использует водный объект б. Мокрая Ельмута для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод с рисовых севооборотов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, Весе- ловское водохранилище (<адрес>) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод с рисовых севооборотов.
Проверкой выявлены нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов, выразившиеся в отсутствии в ООО «Приманыческий» утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 22 Федерального от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Установлено, что ООО «Приманыческий» осуществляет сброс следующих загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты: азот аммонийный, железо общее, медь, нитраты, нитриты, сульфаты, хлориды, сухой остаток, фосфаты, взвешенные вещества, БПКполн, что подтверждается отчетами по формам 3.2, 3.3, протоколами количественного химического анализа проб сточных вод.
Согласно информации Департамента Росприроднадзора по ЮФО о перечне водопользователей, имеющих разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, и перечне водопользователей, у которых истек срок действия таких разрешений, ООО «Приманыческий» не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Таким образом, по утверждению истца, не опровергнутого ответчиком, ООО «Приманыческий» в нарушение требований ч. 1 ст. 22, ч. ч. 1, 4 ст. 23, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ст. 60 Водного кодекса РФ осуществляется сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в отсутствие утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод.
С целью устранения указанных нарушений законов руководителю ООО «Приманыческий» внесено представление. Допущенные ответчиком нарушения не устранены. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно информации Донского бассейнового водного управления от 26.06.2017 проект НДС для ООО «Приманыческий» не утвержден.
Суд учитывает, что одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
При вышеуказанных обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что нарушение требований, предъявляемых к охране поверхностных вод, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно- эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством, чем также нарушаются интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды, кроме того, такое использование водных объектов нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов.
Права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории Пролетарского района и других прилегающих к нему районов, а также лиц временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации), то есть субъектов, персонификация которых невозможна, нарушены в результате попадания недостаточно очищенных сточных вод в водный объект.
В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Суд учитывает, что проверка исполнения законов об охране и использовании водных объектов, сохранении водных биологических ресурсов ООО «Приманыческий» проведена в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Результаты проверки отражены в документах, исследованных в судебном заседании и ответчиком не оспорены. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования заявляются законными и обоснованным, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить;
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Приманыческий» устранить нарушения законов, выразившиеся в сбросе в водные объекты в составе сточных вод загрязняющих веществ в отсутствие утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов и разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Любимов А.В.
Копия верна
Судья Любимов А.В.