Гражданское дело № 2-1561/2019
66RS0006-01-2019-001196-23
Мотивированное решение изготовлено 13.05.2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Шевелевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Сотской В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанности,
установил:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанности.
В обоснование иска, указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга совместно с ведущим специалистом-экспертом отдела ИТМ, РХБ и МЗ ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: < адрес >.
Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны ВУ встроенное убежище инв. < № >, номер убежища < № >, расположенное в подвале жилого дома по адресу: < адрес >, находится в федеральной собственности - реестровый номер федерального имущества < № >, в собственность Свердловской области не передавалось, а также не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Свердловской области не значится.
Актом осмотра содержания и использования защитного сооружения ГО инвентарный < № > от 22.03.2019 выявлены нарушения в содержании объекта.
Таким образом, в настоящее время защитное сооружения гражданской обороны не может быть использовано по назначению и требует капитального ремонта, устранения выявленных недостатков.
Спорное убежище внесено в реестр федерального имущества, правообладателем указана Российская Федерация, документом-основанием возникновения права собственности является Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1.
Имеющиеся нарушения приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны - предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Поскольку Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на него функций, оно обязано обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением спорного объекта в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Обязанность по надлежащему содержанию указанного объекта гражданской обороны, сохранению его в состоянии готовности к использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время лежит на Территориальном Управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
До настоящего времени не определены границы земельного участка, необходимые для надлежащего функционирования объекта гражданской обороны, право собственности Российской Федерации на земельный участок до настоящего времени не зарегистрировано.
Бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области в виде непринятия мер по надлежащему содержанию объекта гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. Отсутствие зарегистрированных прав на землю нарушает имущественные интересы Российской Федерации.
В исковом заявлении прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга просит признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны инвентарный < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >, и непринятии мер к установлению границ земельного участка, необходимых для его эксплуатации, регистрации права Российской Федерации на земельный участок.
Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны инвентарный < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: оснастить ЗС ГО, предусмотренной п.3.6 Приказа № 583 документацией; восстановить защитные свойства сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей; восстановить целостность несущей конструкции; осуществить монтаж системы электропроводки; герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции; систему водоснабжения; воздухоснабжение; канализацию) с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п.п.4.2.1.-4.2.5., 4.3.1.-4.3.9, 4.3.10, 4.3.1.11, 4.4.1-4.4.5, 4.5.1.-4.5.5.); подготовить к приему укрываемых (Раздел VI Приказа № 583).
Обязать ТУ Росимущества в Свердловской области установить и согласовать со смежными землепользователями границы земельного участка, необходимые для эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны инв. < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >, и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок.
Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны инвентарный < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >.
Старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Меньшикова В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по заявленным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что в иске истцом допущена опечатка в реестровом номере федерального имущества, правильным является номер - < № >.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Свердловской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Дала пояснения аналогичные изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам настоящего дела.
Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской федерации, представитель третьего лица ГУ МЧС РФ в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени судебного заседания, причина неявки суду не известна.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В соответствии со ст. 2 данного закона одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно п. п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно выписке из инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, находящихся на территории Свердловской области по состоянию на 30.11.2018, в качестве защитного учтено сооружение с инвентарным номером < № >, реестровым номером убежища < № >, расположенное по адресу: < адрес >.
Как следует из Акта осмотра содержания и использования защитного сооружения ГО инв. < № > на основании Приказа МЧС России от 15 октября 2002 года № 583, зарегистрированного в Минюсте РФ 25 марта 2003 года < № >, 22 марта 2019 года в ходе проведения совместной проверки со старшим помощником прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Кочневой Е.В. защитного сооружения ГО инвентарный < № > выявлены следующие нарушения: - отсутствует документация ЗС ГО; система вентиляции в неисправном состоянии оборудование демонтировано, нет фильтров поглотителей, нет воздуховода, нет гермоклапана; система энергоснабжения в неисправном состоянии, электропроводка демонтирована; система водоснабжения в неисправном состоянии, демонтирована система трубопроводов водоснабжения, нет аварийных емкостей запаса воды; система канализации в неисправном состоянии, демонтированы санитарно-технические приборы (унитаз, умывальник, разводящая арматура); общее состояние защитного сооружения: протечек нет, герметичность защитно-герметических дверей не функционирует.
Замечания по содержанию и использованию: отсутствует все системы жизнеобеспечения, отсутствуют герметичные двери, через ЗС ГО проведена система трубопроводов жилого дома, нарушена целостность несущих конструкций, защитное сооружение не готово к приему укрываемых, необходимо провести капитальный ремонт, устранить выявленные недостатки.
Согласно Выписке из реестра федеральной собственности < № > от 12.03.2019 защитное сооружение гражданской обороны инв. < № >, реестровый номер < № >, расположенное по адресу: < адрес >, является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавалось, не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Свердловской области не значится. Данные обстоятельства не оспаривал в судебном заседании и представитель ответчика.
Таким образом, указанный объект не был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, никем не использовался, назначение объекта как защитного сооружения не изменено.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что указанное защитное сооружение должно поддерживаться в состоянии постоянной готовности иными лицами, нельзя признать состоятельными, так как ответчиком не представлено суду доказательств передачи защитного сооружения какой-либо организации, либо органу местного самоуправления.
Доводы ответчика о необходимости возложения ответственности за содержание спорного объекта на органы местного самоуправления судом отклоняются. Согласно действующему законодательству к вопросам местного значения городского округа действительно относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (пп. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Как следует из ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления вправе создавать и должны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения в пределах границ муниципальных образований.
Изложенное свидетельствует о том, что к компетенции соответствующего органа местного самоуправления относится поддержание в состоянии постоянной готовности тех защитных сооружений, которые находятся в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о возложении на органы местного самоуправления и органы МЧС России обязанностей по содержанию спорного защитного сооружения принадлежащего к объектам федеральной собственности являются ошибочными, поскольку не соответствуют нормам действующего законодательства, так как обязанность Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области по приведению имущества в должное состояние определена Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС Российской Федерации от 21.07.2005 № 575, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 и должна быть возложена на ответчика.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса РФ), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Таким образом, данное защитное сооружение гражданской обороны, требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и как следует из представленных суду доказательств спорное защитное сооружение до настоящего времени своего статуса не утратило, соответственно истцом верно ставится вопрос о приведении физического состояния убежища с соответствие с указанными в нормах требованиям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон N 28-ФЗ) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, которыми были установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, подлежащие выполнению при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлено, что спорное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для использования по прямому назначению, числится в реестре федеральной собственности.
Каких-либо допустимых и относимых доказательств несоответствия заявленных исковых требований реальному объему необходимых для приведения в должное состояние спорного объекта ответчиком не представлено, как не представлено доказательств соответствия состояния убежища указанным в нормах требованиям.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что факт бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, выразившийся в ненадлежащем содержании федерального имущества, установлен.
Данным бездействием нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.
Поскольку ответчиками не оспаривается, что данное защитное сооружение гражданской обороны до настоящего времени своего статуса не утратило и требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, следовательно, прокурором обоснованно заявлено требование о приведении убежища в соответствие с указанными в нормах требованиями, которое подлежит возложению на ответчика.
Согласно пункту 5.47 Положения «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
При таких обстоятельствах требования истца возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства спорного защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: < адрес >, подлежат удовлетворению.
Относительно требования прокурора об обязании установить и согласовать со смежными землепользователями границы земельного участка, необходимые для эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как видно из материалов дела, земельный участок, на котором расположено подземное защитное сооружение, находится по адресу: < адрес >.
Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, право на получение земельного участка, находящегося под многоквартирным жилым домом принадлежит исключительно собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Ответчик собственником многоквартирного жилого дома не является, поскольку, принадлежащее ему подземное сооружение, расположено под земной поверхностью и в состав помещений многоквартирного дома по адресу: < адрес >, не входит.
Поскольку защитное сооружение инв. < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенное по адресу: < адрес >, представляет собой подземное противорадиационное укрытие, находящееся в подземной части многоквартирного дома, оно не может расцениваться, как обособленный отдельно стоящий объект на земельном участке, а является лишь специальным инженерным объектом, находящимся под земельным участком, ниже почвенного слоя.
На основании изложенного довод истца о том, что в данном случае применимы нормы земельного законодательства и требуется установление границ и проведение земельных работ по отведению земельного участка непосредственно обслуживающего защитное сооружение, является необоснованным, поскольку к объектам земельного права спорное защитное сооружение не относится.
Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения требования Прокурора Орджоникидзевского района об обязании ответчика определить границы земельного участка и зарегистрировать право собственности на него Российской Федерации, в связи с тем, что спорное защитное сооружение расположено не на земельном участке, а под ним.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным бездействия по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны инвентарный < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >.
Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны инвентарный < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: оснастить ЗС ГО, предусмотренной п.3.6 Приказа № 583 документацией; восстановить защитные свойства сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей; восстановить целостность несущей конструкции; осуществить монтаж системы электропроводки; герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции; систему водоснабжения; воздухоснабжение; канализацию) с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п.п.4.2.1.-4.2.5., 4.3.1.-4.3.9, 4.3.10, 4.3.1.11, 4.4.1-4.4.5, 4.5.1.-4.5.5.); подготовить к приему укрываемых (Раздел VI Приказа № 583).
Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны инвентарный < № >, номер убежища < № >, реестровый номер федерального имущества < № >, расположенного по адресу: < адрес >.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.В. Шевелева