Решение по делу № 2а-266/2021 от 13.01.2021

дело № 2а-266/2021

     25RS0030-01-2021-000026-20

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года                                                                                                   пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                                                                Воробьева В.А.,

при секретаре                                                                                                              Грязевой С.С.,

с участием:

представителя административного истца                                                           Ануфриевой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткаченко Светлане Сергеевне к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Ткаченко С.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности в обоснование которого указала, что 13 марта 2020 года она через Хасанское отделение КГАУ «МФЦ Приморского края» обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , площадью 202,2 кв.м., адрес (местоположение) которого был определен примерно в 330 м на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт Славянка, <адрес>.

Уведомлением от 27 марта 2020 года Управление Росреестра по Приморскому краю приостановило государственную регистрацию, сроком до 26 июня 2020 года. Принимая решение о приостановлении государственной регистрации права собственности государственный регистратор, сославшись на пункт 5 части 1 статьи 26 и положения статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указал на недостаточность представленных документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

В последующем, 12 августа 2020 года ей было сообщено, о продлении приостановки государственной регистрации, сроком до 25 августа 2020 года. Как следует из уведомления, продление было мотивировано нормативными актами, принятыми в качестве мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

07 декабря 2020 года Управлением Росреестра по Приморского края было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 25. Основанием для отказа послужило непредставление документа, необходимого для осуществления государственной регистрации, а именно: разрешения на строительство.

Считает, что возложенная обязанность предоставить разрешение на строительство не соответствует требованиям действующего законодательства. При этом оспариваемым решением нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

На основании части 4 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

При этом следует отметить, что при применении положений Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» необходимо различать понятия «государственный кадастровый учет» и «государственная регистрация прав».

Кроме того, исходя из положений указанного закона, необходимо также учитывать в каких случаях государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в рамках одной процедуры, а когда учетно- регистрационные действия могут быть осуществлены отдельными процедурами.

Как следует из оспариваемого уведомления, вывод Управления Росреестра по Приморскому краю об отказе в регистрации прав на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 25:20:210101:534 основан исключительно на том, что согласно положениям статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляется на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Для проведения государственной регистрации права собственности на объект, требовалось предоставить разрешение на строительство.

Иного обоснования отказа в государственной регистрации прав уведомление от 07 декабря 2020 года не содержит.

Между тем, обращаясь в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , она исходила из отсутствия обязанности представлять разрешительный документ по спорному объекту, поскольку:

    необходимость проведения процедуры государственного кадастрового учета отсутствовала.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» первичная постановка объекта на государственный кадастровый учет подразумевает собой учет вновь созданного объекта недвижимости.

Как следует из указанных выше норм, в рассматриваемом случае объект незавершенного строительства с кадастровым номером в отношении которого ставился вопрос о государственной регистрации права собственности, процедуру государственного кадастрового учета прошел. Первичная постановка указанного объекта незавершенного строительства производилась в 2013 году, в рамках которого было установлено, что он возведен на законных основаниях.

В частности, на момент обращения с заявлением о государственной регистрации права в государственном кадастре Единого государственного реестра недвижимости имелись сведения о кадастровом учете, как самого объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , так и сведения о земельном участке, в границах которого возведен объект. Так же имелись сведения о регистрации права в отношении земельного участка (зарегистрированный договор аренды земельного участка). Отсутствовали только сведения о регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительством. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13 марта 2020 года.

Принимая оспариваемое решение, административным ответчиком не учтено что, по правилам части 4 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений, об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, такая государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета.

Вместе с этим следует отметить, что согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в связи с созданием объекта недвижимости его государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав, в установленном указанным Федеральным законом порядке.

Вопреки выводам административного ответчика ей было подготовлено и представлено в регистрирующий орган заявление, предусматривающее только одно действие - «государственная регистрация права собственности», без одновременного государственного кадастрового учета.

Таким образом, у административного ответчика не имелось законных оснований требовать разрешения на строительство, которое как указывалось выше, предоставляется при совершении регистрационных действии по постановке вновь созданного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. На момент принятия оспариваемого решения документы, послужившие основанием к осуществлению в 2013 году кадастрового учета объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , не оспорены и не признаны в установленном законом порядке недействительными, находятся введении административного ответчика.

    С учетом характера объекта, для совершения его строительства на предоставленном земельном участке, получение разрешение на строительство в силу пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Редерации, не требовалось.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (ч. 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей (ч. 2).

Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных в данную норму Федеральным законом от 03 августа 2018 № 340-ФЭ) при строительстве гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу выдача разрешения на строительство, не требовалась.

Действующая редакция данной нормы предусматривает, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных заявителем для осуществления государственной регистрации прав, подлежал проверке вопрос об установлении назначения возведенного объекта: для индивидуального гаража или для коммерческой деятельности.

Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 13 марта 2020 года, обращаясь за регистрацией права на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 25:20:210101:534, она Ткаченко С.С.) в комплекте документов, подаваемых к заявлению о государственной регистрации прав, в числе прочих предоставила уведомление администрации Хасанского муниципального района № 7958 от 15 мая 2017 года.

Так, в соответствии с уведомлением № 7958 от 15 мая 2017 года администрация Хасанского муниципального района отказала в выдаче разрешения на строительство, сообщив, что по значению пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для совершения строительства лодочного гаража на предоставленном земельном участке не требуется получение разрешения на строительство. Указанное фактически является подтверждением того, что в данном конкретном случае правовой статус предоставленного земельного участка - строительство объекта индивидуального гаража.

По общим правилам градостроительного законодательства обстоятельства, которые не требовали выдачи разрешения на строительство, подпадающие под норму подпункта 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей государственной регистрации, могут быть установлены только органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, поскольку только ему предоставлено право и возможность оценки соответствия производимого строительства установленным требованиям (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Однако Управлением Росреестра по Приморскому краю не дана мотивированная оценка данному документу.

Вместе с этим, из имеющихся у Управлении Росреестра по Приморскому краю материалов следует, что она является арендатором земельного участка, с кадастровым номером местоположение которого было установлено примерно в 201 м по направлению на запад от ориентира дом, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>

Право аренды на земельный участок было приобретено ей 01 марта 2017 года в результате заключения Соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды указанного земельного участка, которое было зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о регистрации права от 14 марта 2017 года.

Из содержания договора аренды следует, что земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , формировался и предоставлен для нужд, не связанных с предпринимательскими целями.

Таким образом, с учетом характера деятельности заявителя, в ходе проведения правовой экспертизы у Управления Росреестра по Приморскому краю отсутствовали документы, достоверно свидетельствующие о возведении на земельном участке объекта для иных целей, кроме индивидуальных.

Поскольку объект незавершенного строительства с кадастровым номером возводился, а после - реконструировался на земельном участке, предоставленном именно для его строительства, то в силу пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на его строительство (реконструкцию) не требовалась. Следовательно, у административного ответчика не имелось основания для отказа в регистрации права собственности.

Управлением Росреестра по Приморскому краю в оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации права приведенным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации не дано оценки применительно к возможности проведения государственной регистрации. Административным истцом не опровергнуто, что земельный участок, в границах которого находится объект незавершенного строительства с кадастровым номером был изначально предоставлен по договору аренды физическому лицу для целей осуществления строительства гаража, как объекта капитального строительства.

Применительно к изложенным нормам, а также в связи с изложенными выше обстоятельствами требование Управления Росреестра по Приморскому краю о представлении заявителем разрешения на строительство, не отвечает критерию обоснованности.

Положениями части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Учитывая, что Управления Росреестра по Приморскому краю является органом, располагающим сведениями о государственном кадастром учете объектов недвижимости и документами, послужившими к осуществлению действий по их первичному кадастровому учету, соответствующее замечание регистрирующего органа о непредставлении всех данных документов является неправомерным.

Считает, что у административного ответчика не имелось законных оснований требовать постановки объекта незавершенного строительства с кадастровым номером на новый кадастровой учет.

Кроме того, в качестве правового обоснования для отказа административный ответчик сослался в целом на статью статья 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», без указания соответствующей ее части, в которых описаны нюансы учетно-регистрационных действий исходя из особенностей объектов недвижимости.

В данном случае административный истец считает необходимым обратить внимание на то, что деятельность Управления Росреестра по Приморскому краю относится к сфере публичного права.

В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.

К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

Административным ответчиком не указана с достоверностью необходимость предоставления административным истцом разрешения на строительство, исходя из соответствующей части примененной нормы и обстоятельств поданного заявления.

В дополнение следует отметить, что статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS N 9) (Париж, 20 марта 1952 года) предусмотрено, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Европейским судом по правам человека введено понятие правомерного ожидания, приравненного к праву собственности, которое подлежит защите на основании указанной нормы. Обычно под «правомерным ожиданием» понимается наличие у заявителя веских оснований полагать, что имеющееся у него имущественное право будет впоследствии реализовано.

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

В период действия договора аренды земельного участка, позволяющего осуществление строительства лодочного гаража, предыдущий арендатор на основе разрешения на строительство от 15 мая 2012 года, выданного администрацией Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, начал возведение будущего лодочного гаража.

В 2013 году соответствующим органом кадастра был осуществлен первичный государственный кадастровый учет указанного объекта как объекта, не завершенного строительством, с присвоением кадастрового номера

Исходя из того, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, переход ей указанного объекта от предыдущего арендатора земельного участка был оформлен в акте приема - передачи, составленном и подписанном сторонами в рамках исполнения условий Соглашения о передаче прав обязанностей по договору аренды земельного участка от 01 марта 2017 года.

С момента приобретения прав на земельный участок, в целях использования дельного участка по целевому назначению и завершения начатого строительства, она обратилась за выдачей ей разрешения на строительство в администрацию Хасанского района, которой было выдано уведомление со ссылкой на пункт 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, она, действуя добросовестно и правомерно, мела обоснованные ожидания в отношении приобретения в собственность законно возведенного объекта недвижимого имущества. А решение об отказе государственной регистрации прав на незавершенный строительством объект не соответствует вышеприведенным нормам международного законодательства, Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, и неправомерно ограничивает право собственности и является непропорциональным вмешательством со стороны государства.

Просит: признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Приморскому краю от 07.12.2020 года об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , площадью 202,2 кв.м., адрес (местоположение) которого определен примерно в 330 м на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>А, расположенного на земельном участке с кадастровым номером возложить на административного ответчика обязанность при отсутствии иных оснований для отказа осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , площадью 202,2 кв.м., адрес (местоположение) которого определен примерно в 330 м на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

            Представитель административного истца Ануфриева Е.К. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, дополнительно пояснила, что непосредственно кадастровый учет объекта недвижимости был осуществлен намного ранее, согласно выписки в 2013 году и в данном случае заявление было подано только лишь о регистрации прав, поэтому полагает, что в данном случае Росреестр необоснованно истребовал документы, предназначенные для того, чтобы поставить на кадастровый учет объект недвижимости, поскольку заявление было только о регистрации прав, Кроме того, в своих возражениях административный ответчик не оспаривает, что при подаче документов было подано уведомление Администрации Хасаснкого муниципального района от 15.05.2017 года , где административный истец, получив в пользование земельный участок, обратился за выдачей разрешения на строительство лодочного гаража. Однако в силу изменившегося законодательства в соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства гаража, выдачи разрешения на строительство не требовалось. Поэтому в данном случае со стороны административного ответчика имеет место неправомерное применение норм законодательства. При правовой экспертизе, согласно пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ единственно мог возникнуть вопрос, связанный с тем, что – является ли земельный участок предоставленным для коммерческих целей. В данном случае документов, указывающих, что участок сформирован и предоставлен для коммерческих целей у административного ответчика отсутствуют.

В судебное заседание административный истец, будучи надлежащим образом извещенный не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в отсутствие его представителя.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, предоставлены возражения на исковое заявление, в которых указано, что с 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым в настоящее время урегулированы, вопросы осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В Управление с заявлением № 25/006/004/2020-322 о государственной регистрации права собственности спорного объекта обратился заявитель.

К заявлению, в качестве оснований для проведения учетно - регистрационного действия на спорный объект недвижимого имущества было приложено:

    - выписка из ЕГРН от 13.03.2020;

    - уведомление об отказе разрешения на строительство от 15.05.2017 года № 7958;

    - соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 01.03.2017 года.

Одной из обязательных процедур осуществления государственной регистрация является правовая экспертиза документов, поданных для осуществления государственной регистрации, проводимая, в том числе, с целью установления оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (часть 10 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ).

Для проведения государственной регистрации права собственности на спорный объект, разрешение на строительство представлено не было.

Государственным регистратором в соответствии с положением статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности, о чем было вынесено соответствующее уведомление от 27.03.2020 года.

22.04.2020 года заявителем были представлены дополнительные документы на регистрацию:

- разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства от 13.03.2020 года , выдавший орган: администрация Хасанского муниципального района Приморского края;

- уведомление об отказе выдаче разрешения на строительство от 15.05.2017 , выдавший орган: Администрация Хасанского муниципального района.

07.12.2020 года Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации прав на спорный объект, так как заявителем не были представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.

Дополнительно отмечает, что ранее заявителем было подано административное исковое заявление к Управлению об оспаривание действий Управления о приостановлении государственной регистрации незаконной по заявлению . В рамках рассмотрения дела Хасанским районным судом Приморского края 17.12.2020 года производство по делу было прекращено в связи с отказом представителя административного истца Ануфриевой Е.К. к Управлению о признании действий незаконными, возложении обязанности.

Для рассмотрения заявления в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо наличие следующих оснований:

    - нарушены права и свободы гражданина;

    - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

    - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности;

    - несоответствие обжалуемого решения действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных и муниципальных служащих закону.

Управление считает, что отсутствуют как процессуальные, так и материальные основания для удовлетворения заявленных требований.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, что Ткаченко С.С. является арендатором земельного участка, с кадастровым номером , местоположение которого было установлено примерно в 201 м по направлению на запад от ориентира дом, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, пгт Славянка, <адрес>-а.

Право аренды на земельный участок было приобретено Ткаченко С.С. 01 марта 2017 года в результате заключения Соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды указанного земельного участка, которое было зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о регистрации права от 14 марта 2017 года.

Из содержания договора аренды следует, что земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , формировался и предоставлен для нужд, не связанных с предпринимательскими целями.

13 марта 2020 года Ткаченко С.С. через Хасанское отделение КГАУ «МФЦ Приморского края» обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером площадью 202,2 кв.м., адрес (местоположение) которого был определен примерно в 330 м на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт Славянка, <адрес>.

Уведомлением от 27 марта 2020 года Управление Росреестра по Приморскому краю приостановило государственную регистрацию, сроком до 26 июня 2020 года. Принимая решение о приостановлении государственной регистрации права собственности государственный регистратор, сославшись на пункт 5 части 1 статьи 26 и положения статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указал на недостаточность представленных документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

В последующем, 12 августа 2020 года Ткаченко С.С. было сообщено, о продлении приостановки государственной регистрации, сроком до 25 августа 2020 года. Как следует из уведомления, продление было мотивировано нормативными актами, принятыми в качестве мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

07 декабря 2020 года Управлением Росреестра по Приморского края было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером . Основанием для отказа послужило непредставление документа, необходимого для осуществления государственной регистрации, а именно: разрешения на строительство.

Как следует из оспариваемого уведомления, вывод Управления Росреестра по Приморскому краю об отказе в регистрации прав на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 25:20:210101:534 основан исключительно на том, что согласно положениям статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляется на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Для проведения государственной регистрации права собственности на объект, требовалось предоставить разрешение на строительство.

Иного обоснования отказа в государственной регистрации прав уведомление от 07 декабря 2020 года не содержит.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона № 218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных названным законом, не допускается.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно пунктам 1, 5 части 17 указанной статьи не требуется выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества, а также в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно исследованного в судебном заседании уведомления администрации Хасанского муниципального района Приморского края от 15.05.2017 года отказывает Ткаченко С.С. в выдаче разрешения на строительство лодочного гаража на земельном участке с кадастровым номером , ссылаясь на п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Между тем материалы административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, необходимости предоставления административным истцом разрешения на строительство.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.

С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать ответчика при отсутствии иных оснований для отказа осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Ткаченко Светлане Сергеевне к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) от 07.12.2020 года об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером площадью 202,2 кв.м., адрес (местоположение) которого определен примерно в 330 м на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>А, расположенного на земельном участке с кадастровым номером

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) обязанность при отсутствии иных оснований для отказа осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , площадью 202,2 кв.м., адрес (местоположение) которого определен примерно в 330 м на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>А, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по заявлению от 13.03.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Судья                                                                                                                            В.А. Воробьев

2а-266/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ткаченко Светлана Сергеевна
Ответчики
Управление Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии
Другие
Ануфриева Е.К.
Суд
Хасанский районный суд Приморского края
Судья
Воробьев Владимир Алексеевич
Дело на сайте суда
hasansky.prm.sudrf.ru
13.01.2021Регистрация административного искового заявления
14.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2021Подготовка дела (собеседование)
10.02.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее