Судья 1 инстанции Сорокина Т.Ю.
Судья-докладчик Петухова В.Г. № 33а-9147/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Гордееве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1158/2019 по административному иску Болдырева Валерия Юрьевича, Чернова Сергея Давидовича, Черкашина Владислава Александровича, Воскрецова Евгения Олеговича к Управлению Росреестра по Иркутской области, министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, о признании действий незаконными, по апелляционной жалобе представителя Болдырева Валерия Юрьевича, Чернова Сергея Давидовича, Воскрецова Евгения Олеговича - Коротаевой Анны Иннокентьевны, Черкашина Владислава Александровича на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 14 мая 2019 г., которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Петуховой В.Г., объяснения представителя административных истцов Коротаевой А.С., поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рябцовской А.Л., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив обстоятельства дела, судебная коллегия по административным делам,
установила:
административные истцы, не согласившись со снятием с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: (номер изъят) расположенных (адрес изъят) в отношении которых ими поданы заявления о предоставлении, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими закону действий министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженных в совершении действий, направленных к устранению в распоряжении земельными участками, признании незаконными действий Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, выраженных в совершении действий по подаче заявления о снятии с государственного учета земельных участков, о признании незаконными действий Управления Росреестра по Иркутской области по снятию с кадастрового учета земельных участков.
В обоснование требований указали, что решениями суда 2017 г., принятыми по заявлениям административных истцов установлено, что министерство имущественных отношений Иркутской области имеет право распоряжаться спорными земельными участками, так как они отнесены к землям, право собственности на которые не разграничено, находятся на землях населенных пунктов с разрешенным использованием под объекты сельскохозяйственного назначения, в связи с чем Росимущество не имело полномочий на обращение с заявлением о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, а регистрирующий орган не мог снять земельные участки с учета на основании заявления неуполномоченного лица. При этом министерство имущественных отношений, предварительно одобрило предоставление земельных участков административным истцам, проводя процедуру согласования. С учетом того, что земельные участки поставлены на учет на основании постановления администрации Марковского муниципального образования об утверждении схемы расположения земельного участка, снятие их с учета без признания постановления не соответствующим закону невозможно.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 14 мая 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Чернова С.Д., Болдырева В.Ю., Воскрецова Е.О. – Коротаева А.И. и Черкашин В.А. ставят вопрос об отмене решения Иркутского районного суда Иркутской области от 14 мая 2019 г. и принятии нового решения. Указывают, что суд в нарушение статьи 64 КАС РФ, не учел, что в решениях Иркутского районного суда Иркутской области, на которые имеется ссылка в оспариваемом судебном акте, установлен распорядительный орган – министерство имущественных отношений Иркутской области, в связи с чем Росимущество не имело право на обращение с заявлением о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета, поскольку у него отсутствуют полномочия распоряжаться неразграниченной землей. Полагают, что суд первой инстанции, фактически разрешил спор о праве, установив правообладателя земельных участков, тем самым выйдя за пределы подсудности, также не учел доводы истцов о нарушенном праве на приобретение спорных участков и злоупотреблении правом со стороны государственных органов, в действиях которых имеется злоупотребление правом и нарушение прав инвалида Воскрецова Е.О.
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае не согласилось с доводами апелляционной жалобы, представив отзыв, в котором указало, что поскольку спорные земельные участки отнесены к категории земель лесного фонда, принадлежат на праве собственности государству, в территориальный орган действовал исключительно в пределах своей компетенции, в соответствии с действующий законодательством, не допустив при этом нарушений прав и законных интересов административных истцов. Кроме того, обратило внимание судебной коллегии, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2019 г. признано недействительным постановление администрации Марковского муниципального образования от 1 июня 2015 г. № 772 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: (адрес изъят)
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению, так как у суда не имелось оснований для применения статьи 64 КАС РФ, в представленных решениях Иркутского районного суда не устанавливался орган, уполномоченный на распоряжение спорными земельными участками, регистрирующий орган не принимал участие указанных судебных дел. Полагают, что судом первой инстанции рассмотрены исключительно вопросы публично-правового характера, суд не выходил за пределы подсудности. Обращает внимание, что постановление администрации Марковского муниципального образования от 1 июня 2015 г. № 772, послужившее основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) признано недействительным вступившим в законную силу решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами (номер изъят) расположенные по адресу: (адрес изъят) были поставлены на кадастровый учет 7 июля 2015 г. с категорией земель: (данные изъяты) разрешенное использование: (данные изъяты)
Воскрецов Е.О., Болдырев В.Ю., Чернов С.Д., Черкашин В.А. в 2015 году обратились в администрацию Марковского муниципального образования с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно, (номер изъят) в собственность за плату. Постановлениями главы администрации Марковского муниципального образования указанные земельные участки были предоставлены истцам в собственность, однако в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками министерству имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 18 декабря 2014 г. № 162-оз, вопрос о передаче истцам спорных земельных участков был поставлен на разрешение Министерства имущественных отношений Иркутской области, который отказал в предоставлении земельных участков по мотиву нахождения их на землях лесного фонда.
Решениями Иркутского районного суда Иркутской области по административным делам (данные изъяты) административные иски Болдырева В.Ю., Чернова С.Д., Черкашина В.А., Воскрецова Е.О. удовлетворены, отказы Министерства имущественных отношений по Иркутской области признаны незаконными, на министерство возложена обязанность повторно рассмотреть по существу заявления истцов. До настоящего времени заявления Министерством имущественных отношений Иркутской области не разрешены по существу.
30 августа 2018 г. Межрегиональное территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось с заявлением в Управление Росреестра по Иркутской области о снятии с кадастрового учета спорных участков.
6 сентября 2018 г. Управлением Росреестра по Иркутской области спорные земельные участки сняты с государственного кадастрового учета.
Оспаривая действия административных ответчиков, административные истцы указали, что министерством имущественных отношений Иркутской области была начата в установленном законом порядке процедура по рассмотрению их заявлений о предоставлении земельных участков, на сайте размещена информация о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже прав аренды. Снятие земельных участков с кадастрового учета нарушает их права и законные интересы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, в том числе в части признания незаконными действий Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, выраженных в совершении действий по подаче заявления о снятии с государственного учета земельных участков, о признании незаконными действий Управления Росреестра по Иркутской области по снятию с кадастрового учета земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки находятся в федеральной собственности и их постановка на кадастровый учет носила временный характер, а потому Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае вправе было обратиться с заявлением о снятии их с кадастрового учета, у Управления Росреестра Иркутской области отсутствовали основание к отказу в удовлетворении этого заявления.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно подпункту «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, а также основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с действовавшей до 1 января 2017 г. частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона № 221-ФЗ.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона № 221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положениями Федерального закона № 221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 1 января 2017 г. законодательством предусмотрены не были.
В соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Исходя из положений Федерального закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено.
Вывод суда первой инстанции о том, что Управление Россрестра по Иркутской области в соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона № 218-ФЗ имело правомочие на снятие с кадастрового учета спорных земельных участков по заявлению собственника основан на неверном толковании данной нормы закона, в силу прямого указания которого в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
Материалы дела не содержат доказательств того, что спорные земельные участки являются преобразуемыми.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., согласно которому, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Материалами дела подтверждается, что между административными истцами, в пользовании которых с 2015 г. находятся спорные земельные участки, и уполномоченным органом власти, возник спор относительно возможности оформления права аренды земельных участков.
При таких обстоятельствах, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, совершая оспариваемые действия, зная о наличии судебных разбирательств, о притязаниях истцов на спорные земельные участки, не могло не знать, что исключение органом государственного кадастрового учета сведений о земельных участках, повлечет снятие с государственного кадастрового учета и прекращение их существования как объектов гражданских правоотношений, а, следовательно, как возможного предмета договора аренды, и, соответственно, возникновения безусловного основания для отказа в части передачи в аренду земельных участков, сведения о которых аннулированы.
Более того, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные земельные участки расположены на землях населенного пункта в связи с внесением сведений о границах рабочего поселка Маркова Иркутского района Иркутской области в государственный кадастр недвижимости на основании решения Думы «Об утверждении генерального плана Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области» от 27 апреля 2012 г. № 52-294/Дгп.
То обстоятельство, что по данным лесного реестра, спорные земельные участки находятся на землях лесного фонда, не могло являться основанием для снятия их с кадастрового учета.
Правовой подход в данном случае Управления Росреестра по Иркутской области со ссылкой на положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» основан на ином толковании приведенного законодательства, не предусматривающего при таких обстоятельствах снятие земельных участков с кадастрового учета.
Административные ответчики не обосновали необходимость аннулирования и исключения временных сведений из государственного кадастра недвижимости до истечения срока, установленного законодательством о кадастре, их действия нарушают законные права и интересы административных истцов на завершение начатой процедуры по предоставлению земельных участков в аренду, являются недобросовестными и злоупотреблением права (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 2 статьи 309 и пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения об удовлетворении требований административных истцов в части признания незаконными действий Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, выраженных в совершении действий по подаче заявления о снятии с государственного учета земельных участков, о признании незаконными действий Управления Росреестра по Иркутской области по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят)
Разрешая требования, заявленные к министерству имущественных отношений Иркутской области, о признании противоречащими закону действий по устранению от распоряжения спорными земельными участками судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, поскольку заявления административных истцов о предоставлении земельных участков в аренду до настоящего времени находятся на рассмотрении этого публичного органа, о чем свидетельствовала информация, размещенная на сайте Министерства имущественных отношений. Принятые министерством меры к уточнению категории земель не могут свидетельствовать об устранении от выполнения возложенных полномочий.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 июля 2019 г. по данному административному делу отменить.
Административное исковое заявление Болдырева Валерия Юрьевича, Чернова Сергея Давидовича, Черкашина Владислава Александровича, Воскрецова Евгения Олеговича удовлетворить частично.
Признать незаконными действий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю, выраженные в совершении действий по подаче заявления о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят)
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, выраженные в снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят)
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Судья-председательствующий | В.Г. Петухова |
Судьи | Л.В. ГусароваН.М. Усова |