14RS0№-28
Дело № 2а-2775/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 19 марта 2021 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арзумановой Раисы Агароновны, Голованова Олега Алексеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении перераспределенного земельного участка, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка, признании незаконными действий по внесению изменений в границах земельного участка и возложении обязанности провести кадастровые работы по исключению красной линии в границах земельного участка и чересполосицы,
у с т а н о в и л :
Арзуманова Р.А., Голованов О.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что являлись собственниками на праве общей совместной собственности земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: ____ под многоквартирный жилой дом, на основании судебного постановления отказ органа местного самоуправления в перераспределении данного земельного участка был признан незаконным и орган местного самоуправления выдал им согласие на перераспределение и вынес распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок с кадастровым номером № был снят с кадастрового учета в связи с образованием нового земельного участка с кадастровым номером №.м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Бессутжева-Марлинского, д. 46. Однако после этого административный ответчик не заключил с ними соглашение о перераспределении земельного участка, отказал им в предоставлении вновь образованного земельного участка, ссылаясь на то, что ввиду накладки на красные линии предоставление им земельного участка, на котором расположено принадлежащее им здание, невозможно. Между тем вопрос о красной линии уже был рассмотрен судом по ранее рассмотренному делу и отказ по этому основанию был признан незаконным. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просили признать незаконными решение административного ответчика об отказе в предоставлении перераспределенного земельного участка с кадастровым номером №, обязать административного ответчика заключить соглашение о передаче перераспределенных земель площадью 845 кв.м согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признать незаконными действия административного ответчика и обязать исключить зоны чересполосицы, красные линии, наложение границ, ограничений, восстановить фактически существующие границы вышеуказанного земельного участка.
В судебном заседании административные истцы Арзуманова Р.А., Голованов О.А., их представитель Тарасова Ю.С. требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамента имущественных и земельных отношений (далее – ДИЗО) Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации города Якутска (далее – ОА г. Якутска) Кривогорницын А.П. иск не признал, ссылаясь на нахождение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, не подлежащей приватизации.
Суд, заслушав объяснения административных истцов, представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано 12 февраля 2021 г., административное исковое заявление поступило в суд 24 февраля 2021 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права собственности и других материалов дела установлено, что административные истцы на праве собственности владели земельным участком с кадастровым номером № расположенного по адресу: г. Якутск, ул. ____м, с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом.
Вступившим в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2018 г. отказ ДИЗО ОА г. Якутска от 13 марта 2018 г. № 2156-ДИЗО/18 в перераспределении Арзумановой Р.А., Головану О.А. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. ____, д. 46, признан незаконным, на ДИЗО ОА г. Якутска возложена обязанность в установленные порядке и сроки, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов повторно рассмотреть их заявление о перераспределении данного земельного участка. Также установлено, что предусмотренных ЗК РФ оснований для отказа в перераспределении земельного участка не имеется.
Данным судебным постановлением установлено, что материалами дела достоверно не подтверждается нахождение названного земельного участка в границах образуемого для размещения многоэтажной застройки участка, при этом им было выдано разрешение на строительство на данном земельном участке, в связи с чем отказ в перераспределении повлек нарушение прав административных истцов.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Поскольку в данном случае по настоящему делу участвуют те же лица, то вышеуказанные обстоятельства не подлежат повторному установлению и доказыванию.
На основании вышеуказанного апелляционного определения и заявления административных истцов от 01 октября 2018 г. № 2681/гр распоряжением ДИЗО ОА г. Якутка от 31 октября 2018 г. № 515-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная Арзумановой Р.А. и Головановым О.В. в отношении вновь образуемого в порядке перераспределения земельного участка с площадью 845 кв.м, расположенного в территориальной зоне Ж-6, с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, из категории земель населенных пунктов. При этом в распоряжении указано, что данное распоряжение действует два года с момента его принятия.
О согласовании перераспределения данного земельного участка и вынесении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административным истцам направлено уведомление ДИЗО ОА г. Якутска от 31 октября 2018 г. № 1714.
Из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что в результате межевых работ в связи с перераспределением земельного участка принадлежавший административным истцам на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 769 кв.м, расположенный по адресу: г. ____ был снят с кадастрового учета и перестал существовать.
Вместо него в порядке перераспределения был образован новый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 845 кв.м, расположенный по тому же адресу.
Вместе с тем после снятия предыдущего земельного участка с кадастрового учета и постановки на кадастровый учет вновь созданного в порядке перераспределения земельного участка орган местного самоуправления необоснованно не заключил с административными истцами соглашение о перераспределении земельного участка, на основании которого они могли бы зарегистрировать свое право собственности на вновь созданный земельный участок.
25 сентября 2020 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) приостановило государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, а затем 08 октября 2020 г. отказало в государственном кадастровом учете ввиду неустранения причин приостановления. Оснвоанием явилось неполное вхождение земельного участка в границы территориальной зоны, пересечение квартальной красной линии, а также обнаружение зоны чересполосицы с другим земельным участком.
11 ноября 2020 г. административные истцы обратились в ОА г. Якутска о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, на который 20 ноября 2020 г. ДИЗО ОА г. Якутска направил уведомление о приостановлении рассмотрения обращения ввиду неопределения кадастровой стоимости земельного участка.
12 февраля 2021 г. ДИЗО ОА г. Якутска направил административным истцам уведомление № 533-ДИЗО/21 о невозможности предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, с кадастровым № в связи с несоответствием земельного участка красным линиям.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
При этом в силу ч. 3 данной статьи перераспределение в данном случае осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Административными ответчиками представлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 04 марта 2021 г. № 07-067851 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, согласно которым испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования, по проекту планировки территории – объекты высотной жилой застройки, по проекту межевания – не соответствует, изъятие.
Вместе с тем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставленная административными истцами, уже была утверждена органом местного самоуправления в 2018 г., следовательно, в течение двух лет ее действия орган местного самоуправления был обязан совершить все необходимые действия для осуществления государственного кадастрового учета вновь образуемого земельного участка и его передачи в собственность административных истцов. В том числе, с учетом вступившего в законную силу апелляционного определения, органу местного самоуправления надлежало привести в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером № линии градостроительного регулирования (красные линии), проекты планировки и межевания территории квартала.
Действия административных ответчиков по отказу в предоставлении земельного участка, выраженные в уведомлении от 12 февраля 2021 г. № 533-ДИЗО/21, являются незаконными, поскольку в данном случае имеет место быть не заявление административных истцов о предоставлении им в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности здание, сооружение, а завершение органом местного самоуправления предусмотренных действующими нормативными правовыми актами действий по перераспределению земельного участка. Вопрос о соответствии или несоответствии вновь образуемого земельного участка территориальным зонам и красным линиям уже был разрешен в ранее рассмотренном административном деле, по которому вынесено вышеуказанное апелляционное определение, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории уже была утверждена в установленном порядке органом местного самоуправления. При этом земельный участок, ранее принадлежавший административным истцам в связи с его перераспределением органом местного самоуправления уже снят с кадастрового учета и перестал существовать.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административных истцов.
Ввиду невозможности иным способом восстановить нарушенные права административных истцов, с учетом неоднократного отказа по одному и тому же основанию, незавершением административными ответчиками процесса перераспределения земельного участка, нарушенные права и охраняемые законом интересы Арзумановой Р.А. и Голованова О.А. подлежат восстановлению путем возложения на административных ответчиков обязанности заключить с ними соглашение о перераспределении вышеуказанного земельного участка согласно утвержденной распоряжением от 31 октября 2018 г. № 515-р схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом органу местного самоуправления следует учесть выводы суда, сделанные в данном решении.
В части требований о признании незаконными действий по внесению изменений в границах земельного участка и возложении обязанности провести кадастровые работы по исключению красной линии в границах земельного участка и чересполосицы административный иск подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку данные действия входят в обязанность административного ответчика при заключении соглашения о перераспределении земельного участка, исправление реестровой или технической ошибки возможно во внесудебном порядке.
Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Арзумановой Раисы Агароновны, Голованова Олега Алексеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении перераспределенного земельного участка, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка, признании незаконными действий по внесению изменений в границах земельного участка и возложении обязанности провести кадастровые работы по исключению красной линии в границах земельного участка и чересполосицы – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении Арзумановой Раисе Агароновне, Голованову Олегу Алексеевичу в собственность перераспределенного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. ____ выраженный в уведомлении от 12 февраля 2021 г. №
Обязать Окружную администрацию города Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов путем заключения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Бесстужева-Марлинского, д. 46, согласно утвержденной распоряжением от 31 октября 2018 г. № 515-р схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В остальной части административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина
Секретарь: Н. К. Лукина
Решение изготовлено в окончательной форме 26 марта 2021 г.