Решение по делу № 2а-2775/2021 от 24.02.2021

14RS0-28

Дело № 2а-2775/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                             19 марта 2021 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арзумановой Раисы Агароновны, Голованова Олега Алексеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении перераспределенного земельного участка, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка, признании незаконными действий по внесению изменений в границах земельного участка и возложении обязанности провести кадастровые работы по исключению красной линии в границах земельного участка и чересполосицы,

у с т а н о в и л :

Арзуманова Р.А., Голованов О.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что являлись собственниками на праве общей совместной собственности земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: ____ под многоквартирный жилой дом, на основании судебного постановления отказ органа местного самоуправления в перераспределении данного земельного участка был признан незаконным и орган местного самоуправления выдал им согласие на перераспределение и вынес распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок с кадастровым номером был снят с кадастрового учета в связи с образованием нового земельного участка с кадастровым номером .м, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Бессутжева-Марлинского, д. 46. Однако после этого административный ответчик не заключил с ними соглашение о перераспределении земельного участка, отказал им в предоставлении вновь образованного земельного участка, ссылаясь на то, что ввиду накладки на красные линии предоставление им земельного участка, на котором расположено принадлежащее им здание, невозможно. Между тем вопрос о красной линии уже был рассмотрен судом по ранее рассмотренному делу и отказ по этому основанию был признан незаконным. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просили признать незаконными решение административного ответчика об отказе в предоставлении перераспределенного земельного участка с кадастровым номером , обязать административного ответчика заключить соглашение о передаче перераспределенных земель площадью 845 кв.м согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признать незаконными действия административного ответчика и обязать исключить зоны чересполосицы, красные линии, наложение границ, ограничений, восстановить фактически существующие границы вышеуказанного земельного участка.

В судебном заседании административные истцы Арзуманова Р.А., Голованов О.А., их представитель Тарасова Ю.С. требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамента имущественных и земельных отношений (далее – ДИЗО) Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации города Якутска (далее – ОА г. Якутска) Кривогорницын А.П. иск не признал, ссылаясь на нахождение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, не подлежащей приватизации.

Суд, заслушав объяснения административных истцов, представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано 12 февраля 2021 г., административное исковое заявление поступило в суд 24 февраля 2021 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права собственности и других материалов дела установлено, что административные истцы на праве собственности владели земельным участком с кадастровым номером расположенного по адресу: г. Якутск, ул. ____м, с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом.

Вступившим в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2018 г. отказ ДИЗО ОА г. Якутска от 13 марта 2018 г. № 2156-ДИЗО/18 в перераспределении Арзумановой Р.А., Головану О.А. земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. ____, д. 46, признан незаконным, на ДИЗО ОА г. Якутска возложена обязанность в установленные порядке и сроки, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов повторно рассмотреть их заявление о перераспределении данного земельного участка. Также установлено, что предусмотренных ЗК РФ оснований для отказа в перераспределении земельного участка не имеется.

Данным судебным постановлением установлено, что материалами дела достоверно не подтверждается нахождение названного земельного участка в границах образуемого для размещения многоэтажной застройки участка, при этом им было выдано разрешение на строительство на данном земельном участке, в связи с чем отказ в перераспределении повлек нарушение прав административных истцов.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Поскольку в данном случае по настоящему делу участвуют те же лица, то вышеуказанные обстоятельства не подлежат повторному установлению и доказыванию.

На основании вышеуказанного апелляционного определения и заявления административных истцов от 01 октября 2018 г. № 2681/гр распоряжением ДИЗО ОА г. Якутка от 31 октября 2018 г. № 515-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная Арзумановой Р.А. и Головановым О.В. в отношении вновь образуемого в порядке перераспределения земельного участка с площадью 845 кв.м, расположенного в территориальной зоне Ж-6, с видом разрешенного использования под многоквартирный жилой дом, из категории земель населенных пунктов. При этом в распоряжении указано, что данное распоряжение действует два года с момента его принятия.

О согласовании перераспределения данного земельного участка и вынесении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административным истцам направлено уведомление ДИЗО ОА г. Якутска от 31 октября 2018 г. № 1714.

Из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что в результате межевых работ в связи с перераспределением земельного участка принадлежавший административным истцам на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 769 кв.м, расположенный по адресу: г. ____ был снят с кадастрового учета и перестал существовать.

Вместо него в порядке перераспределения был образован новый земельный участок с кадастровым номером , площадью 845 кв.м, расположенный по тому же адресу.

Вместе с тем после снятия предыдущего земельного участка с кадастрового учета и постановки на кадастровый учет вновь созданного в порядке перераспределения земельного участка орган местного самоуправления необоснованно не заключил с административными истцами соглашение о перераспределении земельного участка, на основании которого они могли бы зарегистрировать свое право собственности на вновь созданный земельный участок.

25 сентября 2020 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) приостановило государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , а затем 08 октября 2020 г. отказало в государственном кадастровом учете ввиду неустранения причин приостановления. Оснвоанием явилось неполное вхождение земельного участка в границы территориальной зоны, пересечение квартальной красной линии, а также обнаружение зоны чересполосицы с другим земельным участком.

11 ноября 2020 г. административные истцы обратились в ОА г. Якутска о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, на который 20 ноября 2020 г. ДИЗО ОА г. Якутска направил уведомление о приостановлении рассмотрения обращения ввиду неопределения кадастровой стоимости земельного участка.

12 февраля 2021 г. ДИЗО ОА г. Якутска направил административным истцам уведомление № 533-ДИЗО/21 о невозможности предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, с кадастровым в связи с несоответствием земельного участка красным линиям.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.

При этом в силу ч. 3 данной статьи перераспределение в данном случае осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Административными ответчиками представлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 04 марта 2021 г. № 07-067851 в отношении земельного участка с кадастровым номером , согласно которым испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования, по проекту планировки территории – объекты высотной жилой застройки, по проекту межевания – не соответствует, изъятие.

Вместе с тем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставленная административными истцами, уже была утверждена органом местного самоуправления в 2018 г., следовательно, в течение двух лет ее действия орган местного самоуправления был обязан совершить все необходимые действия для осуществления государственного кадастрового учета вновь образуемого земельного участка и его передачи в собственность административных истцов. В том числе, с учетом вступившего в законную силу апелляционного определения, органу местного самоуправления надлежало привести в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером линии градостроительного регулирования (красные линии), проекты планировки и межевания территории квартала.

Действия административных ответчиков по отказу в предоставлении земельного участка, выраженные в уведомлении от 12 февраля 2021 г. № 533-ДИЗО/21, являются незаконными, поскольку в данном случае имеет место быть не заявление административных истцов о предоставлении им в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности здание, сооружение, а завершение органом местного самоуправления предусмотренных действующими нормативными правовыми актами действий по перераспределению земельного участка. Вопрос о соответствии или несоответствии вновь образуемого земельного участка территориальным зонам и красным линиям уже был разрешен в ранее рассмотренном административном деле, по которому вынесено вышеуказанное апелляционное определение, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории уже была утверждена в установленном порядке органом местного самоуправления. При этом земельный участок, ранее принадлежавший административным истцам в связи с его перераспределением органом местного самоуправления уже снят с кадастрового учета и перестал существовать.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административных истцов.

Ввиду невозможности иным способом восстановить нарушенные права административных истцов, с учетом неоднократного отказа по одному и тому же основанию, незавершением административными ответчиками процесса перераспределения земельного участка, нарушенные права и охраняемые законом интересы Арзумановой Р.А. и Голованова О.А. подлежат восстановлению путем возложения на административных ответчиков обязанности заключить с ними соглашение о перераспределении вышеуказанного земельного участка согласно утвержденной распоряжением от 31 октября 2018 г. № 515-р схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом органу местного самоуправления следует учесть выводы суда, сделанные в данном решении.

В части требований о признании незаконными действий по внесению изменений в границах земельного участка и возложении обязанности провести кадастровые работы по исключению красной линии в границах земельного участка и чересполосицы административный иск подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку данные действия входят в обязанность административного ответчика при заключении соглашения о перераспределении земельного участка, исправление реестровой или технической ошибки возможно во внесудебном порядке.

Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Арзумановой Раисы Агароновны, Голованова Олега Алексеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении перераспределенного земельного участка, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка, признании незаконными действий по внесению изменений в границах земельного участка и возложении обязанности провести кадастровые работы по исключению красной линии в границах земельного участка и чересполосицы – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении Арзумановой Раисе Агароновне, Голованову Олегу Алексеевичу в собственность перераспределенного земельного участка с кадастровым номером , площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. ____ выраженный в уведомлении от 12 февраля 2021 г.

Обязать Окружную администрацию города Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов путем заключения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 845 кв.м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Бесстужева-Марлинского, д. 46, согласно утвержденной распоряжением от 31 октября 2018 г. № 515-р схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В остальной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:                               п/п                                 М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья:                                                   М. А. Кузьмина

Секретарь:                                         Н. К. Лукина

Решение изготовлено в окончательной форме 26 марта 2021 г.

2а-2775/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Арзуманова Раиса Агароновна
Голованов Олег Алексеевич
Ответчики
ОА г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кузьмина Мария Алексеевна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
25.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Подготовка дела (собеседование)
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее