Дело № 2-1915/2024 25RS0029-01-2024-002503-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Лысенко Е.Н., при секретаре судебного заседания Шупель Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синчиловой К. А., Синчилова К. В. и Синчиловой А. К. в лице законного представителя Синчиловой К.А. к администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании незаконным решения и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГ истцы обратились с заявлением к ответчику о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 – 2027 годы». Однако получили отказ мотивированный тем, что истцы предоставили документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи учитывались жилые помещения, принадлежащие родственникам истцов: матери ФИО6 площадью 55,5 кв.м., отцу ФИО7 площадью 21,67 кв.м. (2/9 доли жилого помещения). По предварительным расчетам обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истцов составила 12,86 кв.м., более учетной нормы. Согласно выписки из ЕГРН ДД.ММ.ГГ осуществлено отчуждение дома, принадлежащего ФИО7, что расценилось ответчиком как действия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ. Таким образом, учетная норма на одного человека составляет исходя из общей площади квартиры 55,5 кв.м: 6 человек – 9,25 кв.м., то есть в данном случае учетная норма на одного человека составляет менее учетной нормы на одного члена семьи. Ссылка ответчика на то, что отчуждение долей, принадлежавших отцу, носили намеренный характер с целью ухудшения гражданами своих жилищных условий, является не доказанной и несостоятельной, поскольку отчуждение указанной доли произошло в момент подачи первого заявления в декабре 2023 г., и не только доли принадлежащей отцу, но и иных родственников, обладающими правами на данный объект недвижимости. На основании изложенного, истцы просят признать решение администрации Уссурийского городского округа Приморского края XXXX от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным. Возложить обязанность на администрацию Уссурийского городского округа Приморского края поставить истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2027 годы».
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Уссурийского городского округа Приморского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать, так как полагал, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства, суд полагает следующее.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Закон Приморского края от 11.11.2005 N 297-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (принят Законодательным Собранием Приморского края 26.10.2005) определяет порядок ведения органами местного самоуправления в Приморском крае учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений и иных документов, необходимых для принятия на учет (ч. 4 ст. 1 указанного закона).На основании ч. 5 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии с решением Думы Уссурийского городского округа от 29.12.2015 №334-НП «Об установлении нормы предоставления и учетной площади жилого помещения в Уссурийском городском округе» учетная норма на одного человека составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения. Решением Управления жилищной политики администрации УГО XXXX от ДД.ММ.ГГ истцам отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 – 2027 годы». В ходе проверки представленных документов установлено, что администрацией Уссурийского городского округа истцам ДД.ММ.ГГ отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в аналогичной государственной программе в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, учитывались жилые помещения: г. Уссурийск, XXXX, общей площадью 55,5 кв.м., в котором истцы зарегистрированы по месту жительства. Собственником указанного жилого помещения является мать истца – ФИО6; 2/9 доли жилого помещения, расположенного по адресу: г. Уссурийск, XXXX, общей площадью 97,5 кв.м., что составляло 21,67 кв.м., принадлежит отцу истца – ФИО7 По предварительным расчетам обеспеченность общей площадью жилого помещения н одного члена семьи истцов составляла: (55,5+21,67):6=12,85 кв.м., то есть более учетной нормы. ДД.ММ.ГГ осуществлено отчуждение 2/9 доли, что соответствует 21,67 кв.м. жилого помещения по адресу: г. Уссурийск, XXXX. Таким образом, действия по отчуждению указанного жилого помещения расцениваются как действия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ. Согласно представленным в материалы дела свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении подтвержден факт, что Синчилова К.А., Синчилов К.В., несовершеннолетняя Синчилова А.К. являются членами одной семьи. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ). В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.Вместе с тем, согласно материалам дела ФИО7 (отец истца) с заявлением о признании его и его семьи нуждающимися в жилом помещении в уполномоченный орган не обращался, намерения приобретать такое право не имел, равно как и отсутствуют в материалах дела соответствующие сведения о том, что ФИО7 является членом семьи истцов, регистрация в одном жилом помещении лиц не свидетельствует о наличии между ними семейных отношений и ведения совместного хозяйства. Кроме того, ФИО7 распорядился принадлежащим ему имуществом как собственник и указанное его волеизъявление не могло зависеть от волеизъявлений истцов. Факт того, что Синчилова К.А., Синчилов К.В. и Синчилова А.К. не являются членами семьи ФИО7 также подтверждается наличием у истцов отдельного постоянного места жительства, который подтверждается договором найма жилого помещения в общежитии XXXX от ДД.ММ.ГГ по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX.В связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить требования истцов, признать отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГ XXXX незаконным, обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края повторно рассмотреть заявление Синчиловой К. А., Синчилова К. В. и Синчиловой А. К. в лице законного представителя Синчиловой К. А. заявление о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГ XXXX незаконным. Обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края повторно рассмотреть заявление Синчиловой К. А., Синчилова К. В. и Синчиловой А. К. в лице законного представителя Синчиловой К. А. о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.
Председательствующий Е.Н. Лысенко
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2024 года.