дело № 2а-1136/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2022 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,
с участием представителя административного истца – ФИО4, старшего помощника военного прокурора, на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополь, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
заместитель военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с административным иском, в котором просит признать статью под названием «Более 2 тысяч крымских призывников оккупанты отправят служить за пределы полуострова – Крым SOS», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта «Zmina» по электронному адресу: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_ vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что 107 военной прокуратурой гарнизона в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта «Zmina» по электронному адресу: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_ vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ выявлена статья под названием «Более 2 тысяч крымских призывников оккупанты отправят служить за пределы полуострова – Крым SOS».
Исходя из содержания статьи, <адрес> и <адрес> является оккупированной Российской Федерации территорией. В статье не признаются результаты общекрымского референдума, проведённого ДД.ММ.ГГГГ в Автономной <адрес> и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. Из текста следует, что Украина требует от России прекратить призыв в свою армию жителей аннексированного Крыма, ссылаясь на положения Женевской конвенции, в части правил обращения с населением на оккупированных территориях, а также о возможности избежать службы в Вооруженных Силах Российской Федерации поступив в один из вузов Украины. Данная информация на сайте является незаконной, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, создаёт предпосылки нарушения федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории.
Доводы о том, что <адрес> и <адрес> являются оккупированной Российской ФИО1 территорией противоречат требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо явку своего представителя не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, направило правовую позицию по иску.
С учетом надлежащего извещения суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Установлено, что 107 военной прокуратурой гарнизона в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта «Zmina» по электронному адресу: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_ vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ выявлена статья под названием «Более 2 тысяч крымских призывников оккупанты отправят служить за пределы полуострова – Крым SOS».
Исходя из содержания статьи, <адрес> и <адрес> является оккупированной Российской Федерации территорией. В статье не признаются результаты общекрымского референдума, проведённого ДД.ММ.ГГГГ в Автономной <адрес> и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. Из текста следует, что Украина требует от России прекратить призыв в свою армию жителей аннексированного Крыма, ссылаясь на положения Женевской конвенции, в части правил обращения с населением на оккупированных территориях, а также о возможности избежать службы в Вооруженных Силах Российской Федерации поступив в один из вузов Украины. Данная информация на сайте является незаконной, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, создаёт предпосылки нарушения федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории по перечисленным ниже основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» <адрес> принята в ФИО1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О порядке принятия в ФИО1 и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Основаниями принятия в ФИО1 Республики Крым являются:
1) результаты общекрымского референдума, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в Автономной <адрес> и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации;
2) Декларация о независимости Автономной Республики Крым и <адрес>, а также Договор между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов;
3) предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в ФИО1 Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь;
4) Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
<адрес> принята в ФИО1 с даты подписания Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Доводы о том, что ФИО1 является страной-агрессором и оккупантом противоречат требованиям действующего законодательства.
ФИО1 – демократическое правовое государство. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Доводы о том, что ФИО1 проводит незаконную пропаганду (агитацию) прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации среди жителей Крыма противоречат требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, военно-патриотическое воспитание.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.
Согласно пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти также предписано принимать меры к укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе.
В соответствии с подп. «г» и «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыками работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям.
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Таким образом, работа должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации со средствами массовой информации в части популяризации престижности и привлекательности службы в Вооруженных Силах Российской Федерации среди молодёжи является важной и актуальной задачей военного строительства, одним из ключевых направлений по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил России.
Доводы о том, что ФИО1 осуществляет на территории <адрес> и Республики Крым незаконный отбор и призыв граждан на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации противоречат требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны. Согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Важнейшим направлением деятельности Министерства обороны Российской Федерации является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом. Главным приоритетом в этой работе является безусловное преимущество качественных характеристик перед количественными, что предполагает увеличение в составе Вооруженных Сил числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с пунктом 17 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, одной из основных задач военных комиссариатов является отбор совместно с пунктами отбора на военную службу по контракту граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 7 Положения о воинском учёте, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что воинский учёт граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания.
Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учёте по месту жительства.
Постановка на воинский учёт граждан, проживающим на территории <адрес> и Республики Крым и получившим установленным порядком гражданство Российской Федерации, производится при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации на общих основаниях после прохождения или медицинского освидетельствования и определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п. 14 Положения о воинском учёте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники).
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими – путём призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу.
Согласно ст. 1, пунктов 1, 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы образуют основу обороны Российской Федерации, выступают гарантом целостности и неприкосновенности её территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Таким образом, город федерального значения Севастополь и <адрес>, являясь субъектами Российской Федерации, включены в федеративное устройство Российской Федерации и составляют неотъемлемую основу конституционного строя государства, а призыв граждан на военную службу, в т.ч. проживающих на территории указанных выше субъектов России, является одним из способов комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивающих целостность и неприкосновенность территории государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информаций, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Доступ к сети «Интернет» имеет неопределённый круг граждан. При этом вход на сайт «Zmina» по электронному адресу: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ свободный, регистрации пользователей для ознакомления с содержанием сайта не требуется.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем, статья «Более 2 тысяч крымских призывников оккупанты отправят служить за пределы полуострова – Крым SOS» на интернет-сайте «Zmina» побуждает неопределённый круг граждан к совершению противоправных действий, в том числе к совершению преступлений, предусмотренных главой 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сетям, где размещены подобные информационные материалы, фактически способствует совершению правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Таким образом, в целях обеспечения принципа нерушимости федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории, выполнения требований действующего законодательства об обороне вышеуказанная информация должна быть запрещена.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской ФИО1 юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещённой информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети «Интернет», запрещенной.
Основанием для внесения сайта «Zmina» по электронному адресу: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является исключительно вступившее в законную силу решение суда.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать информацию, размещенную на интернет-странице «Zmina» по электронному адресу: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать статью под названием «Более 2 тысяч крымских призывников оккупанты отправят служить за пределы полуострова – Крым SOS», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта «Zmina» по электронному адресу: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение суда является основанием для включения интернет-страницы: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение к немедленному исполнению, направив его копию в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и городу Севастополь (295034, <адрес>) для включения страницы сайта в сети «Интернет»: https://zmina.info/ru/news-ru/ponad_2_tisjiach_krimskih_prizovnikiv_okupanti_vidpravljiat_sluzhiti_za_mezhi_pivostrova__krim_sos/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.