Решение по делу № 2а-130/2022 от 23.12.2021

Дело (УИД) № 69RS0026-01-2021-003013-65

Производство № 2а-130/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2022 года      город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Мирошниченко Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Хоперской В.М.,

с участием административного истца - помощника Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Рябовой Н.В.,

представителя административного ответчика Администрации Ржевского района Тверской области Русаковой О.В., действующей по доверенности № 2 от 10 января 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ржевского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, и о возложении обязанности привести места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения обратился в суд с административным иском к Администрации Ржевского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности привести места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование заявления, со ссылками на положения ст. 39, ст. 218, ст. 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 41, ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации, ст. 10, ст. 11, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2, ст. 11, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, ч. 2 ст. 8, ст. 13, ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 15 ст. 8 Устава Ржевского муниципального района Тверской области, п. 9, п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, п. 2, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, п. 3, п. 4, п. 5, п. 118 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, указано, что Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Ржевского района Тверской области выявлены нарушения при содержании контейнерных площадок.

На территории Ржевского района Тверской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов установлены согласно Постановлению Администрации Ржевского района от 23.04.2020 № 120-па «Об определении мест (площадок) размещения накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области» и соответствующей схемы размещения твердых коммунальных отходов.

Межрайонной прокуратурой с привлечением представителя филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» 15 сентября 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с твердыми отходами производства и потребления в населенных пунктах Ржевского района.

В ходе обследования мест накопления твердых коммунальных отходов выявлены нарушения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), а, именно:

- в нарушение пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют ограждения контейнерных площадок с трех сторон по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район, д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3); Ржевский район, д. Толстиково, на въезде в деревню, в 40 м от д. 46 (обочина дороги при въезде в деревню); Ржевский район, д. Мончалово, ул. Железнодорожная перед зданием железнодорожного вокзала и по адресу: д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а);

- в нарушение пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют твердые покрытия контейнерных площадок по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3);

в нарушение пункта 118 СанПиН 2.1.3684-21 - не исключена возможность загрязнения почвы на прилегающих территориях в д. Медведево, д. Звягино Ржевского района.

По данным фактам в адрес главы Ржевского района 20 сентября 2021 года внесено представление. В ответ на указанное представление поступила информация от 18 октября 2021 года о том, что в бюджете Ржевского муниципального района Тверской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 г.г. (с изм. и доп.) отсутствуют финансовые средства на обустройство контейнерных площадок на территории Ржевского района на основании Постановления Администрации Ржевского района от 23 апреля 2020 года № 120 па «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области». Заявка от 11 октября 2021 года сформирована и направлена Главе Ржевского района Тверской области и заведующему финансового отдела Администрации Ржевского района. Таким образом, выявленные 15 сентября 2021 года нарушения требований действующего законодательства не устранены.

Кроме того, 08 октября 2021 года в отношении Администрации Ржевского района Тверской области заместителем межрайонного прокурора вынесено постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. По результатам рассмотрения территориальным отделом Роспотребнадзора юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения (22 октября 2021 года).

С 01 января 2019 года ООО «Тверьспецавтохозяйство» функционирует как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, неисполнение обязанности по надлежащему оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на территории Ржевского района, создают угрозу причинения вреда таким компонентам окружающей среды как почва, способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения основных принципов в области охраны окружающей среды.

С учетом уточнения исковых требований истец просит признать незаконным бездействие Администрации Ржевского района Тверской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; возложить на Администрацию Ржевского района Тверской области в срок до 01 сентября 2022 года обязанность организовать необходимые работы по приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать места (площадки) по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5), д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища), д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3), д. Толстиково (на въезде в деревню, в 40 м от д. 46), д. Мончалово, ул. Железнодорожная (перед зданием железнодорожного вокзала и д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а) ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Определением Ржевского городского суда Тверской области от 21 января 2022 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, Управление Роспотребнадзора по Тверской области и Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Помощник Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Рябова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации Ржевского района Тверской области Русакова О.В. административные исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, которое приобщено к материалам дела.

Извещённые надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения административного дела заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, ООО «Тверьспецавтохозяйство», своих представителей в судебное заседание не направили, каких-либо заявлений или ходатайств в адрес суда не предоставили.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 г. № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.п. 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особого охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38, 39 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Аналогичная норма закреплена в п. 15 ст. 8 Устава Ржевского муниципального района Тверской области.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 13.4).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, вступившие в законную силу с 01 января 2019 года (далее - Правила утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039), определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

В силу п. 2 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 3. Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 год № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

На территории Ржевского района Тверской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов установлены согласно Постановлению Администрации Ржевского района от 23 апреля 2020 года № 120-па «Об определении мест (площадок) размещения накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области» и соответствующей схемы размещения твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что Ржевской межрайонной прокуратурой совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» 15 сентября 2021 года выявлены нарушения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), в ходе обследования мест накопления твердых коммунальных отходов, а именно:

- п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют ограждения контейнерных площадок с трех сторон по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район, д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3); Ржевский район, д. Толстиково, на въезде в деревню, в 40 м от д. 46 (обочина дороги при въезде в деревню); Ржевский район, д. Мончалово, ул. Железнодорожная перед зданием железнодорожного вокзала и по адресу: д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а);

п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют твердые покрытия контейнерных площадок по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3);

п. 118 СанПиН 2.1.3684-21 - не исключена возможность загрязнения почвы на прилегающих территориях в д. Медведево, д. Звягино Ржевского района.

    Выявленные нарушения подтверждаются актом обследования выявленных недостатков в санитарно-эпидемиологического законодательства от 15 сентября 2021 года. Факт наличия выявленных недостатков представителем ответчика не оспаривался.

В связи с выявленными нарушениями Администрации Ржевского района Тверской области санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес главы Ржевского района 20 сентября 2021 года внесено представление.

В ответ на представление Администрацией Ржевского района Тверской области 18 октября 2021 года сообщено, что о том, что в бюджете Ржевского муниципального района Тверской области на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 года (с изм. и доп.) отсутствуют финансовые средства на обустройство контейнерных площадок на территории Ржевского района на основании Постановления Администрации Ржевского района от 23 апреля 2020 года № 120-па «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области». Заявка от 11 октября 2021 года сформирована и направлена Главе Ржевского района Тверской области и заведующему финансового отдела Администрации Ржевского района.

Таким образом, выявленные нарушения требований действующего законодательства ответчиком не устранены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным ответчиком, несмотря на установленные законодательством полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, надлежащих мер по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, не принято, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие установленным требованиям до настоящего времени не созданы, доказательств обратного, суду не предоставлено.

Представителем административного ответчика не отрицался факт неисполнения требований закона по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, каких-либо мотивированных возражений относительно предъявленных к нему требований, не представлено.

08 октября 2021 года в отношении администрации Ржевского района Тверской области заместителем межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Постановлением территориального отдела Роспотребнадзора от 22 октября 2021 года Администрация Ржевского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Невыполнение требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения со стороны Администрации Ржевского района Тверской области существенно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на жизнь и охрану здоровья, установленные Конституцией Российской Федерации, поскольку существует потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды и санитарной защиты территории от распространения бытовых отходов при осуществлении деятельности по сбору и утилизации твердых бытовых отходов.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Оценивая доводы административного истца относительно срока исполнения решения суда, принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, необходимость изыскания денежных средств из муниципального бюджета, а также сезонность проведения вышеуказанных работ, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда до 01 сентября 2022 года.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно п. 9 и п. 19 ст. 333.36 НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу изложенного, административное исковое заявление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ржевского района Тверской области в соответствии с действующим законодательством, оплате государственной пошлиной не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ржевского района Тверской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Возложить на Администрацию Ржевского района Тверской области в срок до 01 сентября 2022 года обязанность организовать необходимые работы по приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно оборудовать места (площадки) по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5), д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища), д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3), д. Толстиково (на въезде в деревню, в 40 м от д. 46), д. Мончалово, ул. Железнодорожная (перед зданием железнодорожного вокзала и д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а) ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Ю.С. Мирошниченко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2022 года.

Дело (УИД) № 69RS0026-01-2021-003013-65

Производство № 2а-130/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2022 года      город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Мирошниченко Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Хоперской В.М.,

с участием административного истца - помощника Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Рябовой Н.В.,

представителя административного ответчика Администрации Ржевского района Тверской области Русаковой О.В., действующей по доверенности № 2 от 10 января 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ржевского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, и о возложении обязанности привести места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения обратился в суд с административным иском к Администрации Ржевского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности привести места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование заявления, со ссылками на положения ст. 39, ст. 218, ст. 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 41, ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации, ст. 10, ст. 11, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2, ст. 11, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, ч. 2 ст. 8, ст. 13, ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 15 ст. 8 Устава Ржевского муниципального района Тверской области, п. 9, п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, п. 2, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, п. 3, п. 4, п. 5, п. 118 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, указано, что Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Ржевского района Тверской области выявлены нарушения при содержании контейнерных площадок.

На территории Ржевского района Тверской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов установлены согласно Постановлению Администрации Ржевского района от 23.04.2020 № 120-па «Об определении мест (площадок) размещения накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области» и соответствующей схемы размещения твердых коммунальных отходов.

Межрайонной прокуратурой с привлечением представителя филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» 15 сентября 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с твердыми отходами производства и потребления в населенных пунктах Ржевского района.

В ходе обследования мест накопления твердых коммунальных отходов выявлены нарушения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), а, именно:

- в нарушение пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют ограждения контейнерных площадок с трех сторон по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район, д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3); Ржевский район, д. Толстиково, на въезде в деревню, в 40 м от д. 46 (обочина дороги при въезде в деревню); Ржевский район, д. Мончалово, ул. Железнодорожная перед зданием железнодорожного вокзала и по адресу: д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а);

- в нарушение пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют твердые покрытия контейнерных площадок по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3);

в нарушение пункта 118 СанПиН 2.1.3684-21 - не исключена возможность загрязнения почвы на прилегающих территориях в д. Медведево, д. Звягино Ржевского района.

По данным фактам в адрес главы Ржевского района 20 сентября 2021 года внесено представление. В ответ на указанное представление поступила информация от 18 октября 2021 года о том, что в бюджете Ржевского муниципального района Тверской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 г.г. (с изм. и доп.) отсутствуют финансовые средства на обустройство контейнерных площадок на территории Ржевского района на основании Постановления Администрации Ржевского района от 23 апреля 2020 года № 120 па «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области». Заявка от 11 октября 2021 года сформирована и направлена Главе Ржевского района Тверской области и заведующему финансового отдела Администрации Ржевского района. Таким образом, выявленные 15 сентября 2021 года нарушения требований действующего законодательства не устранены.

Кроме того, 08 октября 2021 года в отношении Администрации Ржевского района Тверской области заместителем межрайонного прокурора вынесено постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. По результатам рассмотрения территориальным отделом Роспотребнадзора юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения (22 октября 2021 года).

С 01 января 2019 года ООО «Тверьспецавтохозяйство» функционирует как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, неисполнение обязанности по надлежащему оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на территории Ржевского района, создают угрозу причинения вреда таким компонентам окружающей среды как почва, способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения основных принципов в области охраны окружающей среды.

С учетом уточнения исковых требований истец просит признать незаконным бездействие Администрации Ржевского района Тверской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; возложить на Администрацию Ржевского района Тверской области в срок до 01 сентября 2022 года обязанность организовать необходимые работы по приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать места (площадки) по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5), д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища), д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3), д. Толстиково (на въезде в деревню, в 40 м от д. 46), д. Мончалово, ул. Железнодорожная (перед зданием железнодорожного вокзала и д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а) ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Определением Ржевского городского суда Тверской области от 21 января 2022 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тверской области, Управление Роспотребнадзора по Тверской области и Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Помощник Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Рябова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации Ржевского района Тверской области Русакова О.В. административные исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, которое приобщено к материалам дела.

Извещённые надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения административного дела заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Ржеве, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, ООО «Тверьспецавтохозяйство», своих представителей в судебное заседание не направили, каких-либо заявлений или ходатайств в адрес суда не предоставили.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 г. № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.п. 4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особого охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38, 39 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Аналогичная норма закреплена в п. 15 ст. 8 Устава Ржевского муниципального района Тверской области.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 13.4).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, вступившие в законную силу с 01 января 2019 года (далее - Правила утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039), определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

В силу п. 2 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 3. Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 год № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

На территории Ржевского района Тверской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов установлены согласно Постановлению Администрации Ржевского района от 23 апреля 2020 года № 120-па «Об определении мест (площадок) размещения накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области» и соответствующей схемы размещения твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что Ржевской межрайонной прокуратурой совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» 15 сентября 2021 года выявлены нарушения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), в ходе обследования мест накопления твердых коммунальных отходов, а именно:

- п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют ограждения контейнерных площадок с трех сторон по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район, д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3); Ржевский район, д. Толстиково, на въезде в деревню, в 40 м от д. 46 (обочина дороги при въезде в деревню); Ржевский район, д. Мончалово, ул. Железнодорожная перед зданием железнодорожного вокзала и по адресу: д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а);

п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 - отсутствуют твердые покрытия контейнерных площадок по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); Ржевский район, д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); Ржевский район д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3);

п. 118 СанПиН 2.1.3684-21 - не исключена возможность загрязнения почвы на прилегающих территориях в д. Медведево, д. Звягино Ржевского района.

    Выявленные нарушения подтверждаются актом обследования выявленных недостатков в санитарно-эпидемиологического законодательства от 15 сентября 2021 года. Факт наличия выявленных недостатков представителем ответчика не оспаривался.

В связи с выявленными нарушениями Администрации Ржевского района Тверской области санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес главы Ржевского района 20 сентября 2021 года внесено представление.

В ответ на представление Администрацией Ржевского района Тверской области 18 октября 2021 года сообщено, что о том, что в бюджете Ржевского муниципального района Тверской области на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 года (с изм. и доп.) отсутствуют финансовые средства на обустройство контейнерных площадок на территории Ржевского района на основании Постановления Администрации Ржевского района от 23 апреля 2020 года № 120-па «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ржевского района Тверской области». Заявка от 11 октября 2021 года сформирована и направлена Главе Ржевского района Тверской области и заведующему финансового отдела Администрации Ржевского района.

Таким образом, выявленные нарушения требований действующего законодательства ответчиком не устранены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным ответчиком, несмотря на установленные законодательством полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, надлежащих мер по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, не принято, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие установленным требованиям до настоящего времени не созданы, доказательств обратного, суду не предоставлено.

Представителем административного ответчика не отрицался факт неисполнения требований закона по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, каких-либо мотивированных возражений относительно предъявленных к нему требований, не представлено.

08 октября 2021 года в отношении администрации Ржевского района Тверской области заместителем межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Постановлением территориального отдела Роспотребнадзора от 22 октября 2021 года Администрация Ржевского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Невыполнение требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения со стороны Администрации Ржевского района Тверской области существенно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на жизнь и охрану здоровья, установленные Конституцией Российской Федерации, поскольку существует потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды и санитарной защиты территории от распространения бытовых отходов при осуществлении деятельности по сбору и утилизации твердых бытовых отходов.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Оценивая доводы административного истца относительно срока исполнения решения суда, принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, необходимость изыскания денежных средств из муниципального бюджета, а также сезонность проведения вышеуказанных работ, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда до 01 сентября 2022 года.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно п. 9 и п. 19 ст. 333.36 НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу изложенного, административное исковое заявление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ржевского района Тверской области в соответствии с действующим законодательством, оплате государственной пошлиной не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ржевского района Тверской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Возложить на Администрацию Ржевского района Тверской области в срок до 01 сентября 2022 года обязанность организовать необходимые работы по приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно оборудовать места (площадки) по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5), д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища), д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3), д. Толстиково (на въезде в деревню, в 40 м от д. 46), д. Мончалово, ул. Железнодорожная (перед зданием железнодорожного вокзала и д. Мончалово, ул. Железнодорожная (возле жилого дома № 6а) ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; по адресам: Ржевский район, д. Домашино, пер. Библиотечный (возле дома № 5); д. Медведево (при входе на территорию гражданского кладбища); д. Звягино, ул. Центральная (в 30 м от д. 3) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Ю.С. Мирошниченко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2022 года.

1версия для печати

2а-130/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ржевский межрайонный прокурор Тверской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц
Ответчики
Администрация Ржевского района Тверской области
Другие
Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Ржеве
ООО "Тверьспецавтохозяйство"
Суд
Ржевский городской суд Тверской области
Судья
Мирошниченко Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
rzhevsky.twr.sudrf.ru
23.12.2021Регистрация административного искового заявления
23.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
18.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее