Дело № 12-1568/2024
УИД 35RS0010-01-2024-018051-56
РЕШЕНИЕ
город Вологда, ул. Гоголя, д. 89 04 декабря 2024 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Улитина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства строительства Вологодской области на постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Вологодской области ГМУ ФССП России Картаусовой Т. А. № от 25 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства Вологодской области,
установил:
вышеуказанным постановлением Министерство строительства Вологодской области (далее – Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось в Вологодский городской Вологодской области суд с жалобой о его отмене, в обоснование жалобы указав, что Министерством предпринимаются все необходимые меры для добровольного исполнения решения суда по предоставлению ФИО1 жилого помещения. Указывает, что на момент вынесения предупреждений от судебного пристава-исполнителя о возможности привлечения Министерства к административной ответственности свободные жилые помещения в жилищном фонде области отсутствовали. Заявитель полагает, что Министерство неправомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием вины и события административного правонарушения.
В судебное заседание представитель Министерства строительства Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание заместитель начальника отделения - старший судебный пристав Специализированного отделения судебных приставов по Вологодской области ГМУ ФССП России Картаусова Т.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 2 статьи 4, части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, неисполнение должником соответствующего требования после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны данного административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03 августа 2023 года и.о. начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП по Вологодской области возбуждено исполнительное производство № в отношении Министерства строительства Вологодской области о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего техническим нормам и правилам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека на территории <адрес> на основании исполнительного листа № от 20 июля 2023 года, выданного Вологодским городским судом по гражданскому делу №.
Копия постановления о возбуждении исполнительного документа получена Министерством 04 августа 2023 года.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 29.08.2023 Министерству строительства Вологодской области предоставлена отсрочка исполнения решения Вологодского городского суда до 28.02.2024.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 27.02.2024 Министерству строительства Вологодской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Вологодского городского суда от 17.05.2023 отказано.
В связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, ведущим судебным приставом-исполнителем 01 марта 2024 года вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установлен новый срок исполнения решения судом – до 01 апреля 2024 года.
Постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Вологодской области ГМУ ФССП России Картаусовой Т.А. от 25 сентября 2024 года Министерство строительства Вологодской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении №
При таких обстоятельствах действия Министерства правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Вологодской области ГМУ ФССП России Картаусова Т.А. пришла к обоснованному выводу о том, что Министерством не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Довод жалобы об отсутствии вины Министерства в совершении административного правонарушения в связи с тем, что объективно не имелось возможности для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не может быть признан обоснованным.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что Министерство имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению. Запросы строительным организациям и агенствам недвижимости об определении среднерыночных цен на жилые помещения не являются исчерпывающими мерами по исполнению решения суда в установленный срок.
При этом суд не может указать конкретные меры, направленные на своевременное исполнение решения суда по обеспечению жилым помещением взыскателя, которые заявитель мог совершить, но не совершил, поскольку иное означало бы вмешательство в деятельность государственных органов и ограничение их самостоятельности в принятии итогового решения в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией.
По смыслу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при исследовании вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, Министерство не представило доказательств того, что неисполнение вызвано обстоятельствами, не зависящими от него и объективно являющихся непреодолимыми, либо при наличии непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля заявителя, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, и проведение мероприятий по исполнению решения суда и требований судебного пристава-исполнителя.
Невозможность надлежащего исполнения Министерством требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, объективно не установлена.
Ссылки заявителя на обстоятельства распределения бюджетного финансирования на строительство и приобретение жилых помещений не свидетельствуют об отсутствии обязанности по исполнению требований судебного акта, вступившего в законную силу, равно как и не исключают административную ответственность за совершение вмененного административного правонарушения.
Возложенная на Министерство обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Отсутствие жилых помещений или достаточного финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и приравненных к ним лиц, не свидетельствует об отсутствии бездействия по исполнению соответствующей обязанности.
Указанные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление КС РФ № 13 от 30 июля 2001 года).
Такие уважительные причины при рассмотрении дела не усматриваются.
Поскольку данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, постольку у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения Министерства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.
Таким образом, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Вологодской области ГМУ ФССП России Картаусовой Т.А. № от 25 сентября 2024 года является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы Министерства не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Вологодской области ГМУ ФССП России Картаусовой Т. А. № от 25 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства Вологодской области оставить без изменения, жалобу Министерства строительства Вологодской области без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Улитина