Судья: Нестеренко И.П. Дело № 33а-2380/2021 УИД 61RS0009-01-2020-002223-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Абрамова Д.М.,
судей: Яковлевой Э.Р., Вервекина А.И.,
при секрестаре Тхаговой И.М.,
с участием прокурора Емелиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Азовского района Ростовской области, администрации Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области, заинтересованное лицо: Управление капитального строительства и ЖКХ администрации Азовского района Ростовской области, о признании бездействия незаконными, об обязании совершить действия, по апелляционной жалобе администрации Азовского района Ростовской области на решение Азовского городского суда Ростовской области от 22 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Яковлевой Э.Р., судебная коллегия по административным делам
установила:
Азовский межрайонный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Азовского района Ростовской области, администрации Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области, заинтересованное лицо: Управление капитального строительства и ЖКХ администрации Азовского района Ростовской области, о признании бездействия незаконными, об обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной Азовской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами на территории Азовского района Ростовской области выявлены нарушения требований действующего законодательства, в частности Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областного Закона Ростовской области «О местном самоуправлении в Ростовской области», «Санитарных Правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года, а также Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 года № 20.
В нарушение требований указанных нормативно-правовых актов административные ответчики не оборудовали на территории Круглянского сельского поселения контейнерные площадки, отвечающие требованиям закона, и не разместили их на расстоянии, не превышающем обозначенное в п.1.2 СанПиН 42-168-4690-88 и п.2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19.
Указанные нарушения явились основанием для внесения прокурором представления в адрес администрации района и администрации сельского поселения Азовского района, однако какие-либо меры к устранению указанных нарушений приняты не были.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд: признать незаконным бездействие администрации Азовского района Ростовской области и сельского поселения; обязать администрацию Азовского района Ростовской области и Круглянского сельского поселения принять меры, направленные на организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Круглянского сельского поселения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 22 сентября 2020 года административный иск удовлетворен.
Суд признал незаконным бездействие администрации Азовского района Ростовской области, администрации Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области по вопросу организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области; обязал администрацию Азовского района Ростовской области, администрацию Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области принять меры, направленные на организацию деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кугейского сельского поселения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрация Азовского района Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда от
22 сентября 2020 года как незаконного и необоснованного.
В жалобе указано, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», который наделяет сельские поселения полномочиями по вопросам участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Заявитель жалобы также ссылается на то обстоятельство, что в силу Положения об Управлении капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района, утвержденного решением Азовского районного Собрания депутатов от 29 декабря 2016 года
№ 28, Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района является уполномоченным органом по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание то обстоятельство, что в связи с существующей плотной застройкой населенных пунктов сельских поселений установка контейнеров невозможна, а в местах, где допускается установка контейнеров с соблюдением санитарных норм, организованы площадки накопления твердых коммунальных отходов.
Заявитель жалобы полагает, что установленный в решении суда срок является недостаточным для исполнения требований административного дела.
Заявитель жалобы также ссылается на то, что резолютивная часть решения суда затрудняет исполнение решения суда, поскольку в ней не указаны конкретные действия, которые надлежит совершить административным ответчикам для устранения допущенных нарушений.
От Управления капитального строительства и ЖКХ администрации Азовского района Ростовской области поступил отзыв, в котором представитель поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. просила судебную коллегию оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Явившаяся представитель администрации Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области – Кравченко Т.Г., действующая на основании доверенности от 16 февраля 2021 года № 118, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
От администрации Азовского района в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ходатайстве административного ответчика подтвержден факт их информированности о времени и месте проведения судебного заседания.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителей администрации Азовского района Ростовской области, представителя заинтересованного лица - Управления капитального строительства и ЖКХ администрации Азовского района Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Емелину Е.А., представителя администрации Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области – Кравченко Т.Г., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на соответствующих территориях.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные указанным законом к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 закона).
Согласно ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. ст. 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 3, п. 4 ст. 13.4 указанного Федерального закона). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 указанных Правил).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п.п. 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Таким образом, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений, то есть в настоящем деле – к компетенции администрации Азовского района Ростовской области и администрации Круглянского сельского поселения данного района.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Азовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлено, что администрацией района и сельского поселения меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не приняты, площадки накопления крупногабаритных отходов на территории Кугейского сельского поселения отсутствуют.
Несмотря на внесенные Азовской межрайонной прокуратурой представления в адрес администраций Азовского района Ростовской области и Круглянского сельского поселения, до настоящего времени на территории Азовского района Ростовской области и, в частности, Круглянского сельского поселения, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы, что следует также из ответов администраций района и сельского поселения на представление прокуратуры (л.д. 15-16, 20).
Факт отсутствия специально оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Круглянского сельского поселения административными ответчиками в ходе судебного разбирательства дела не оспаривался.
Оценив представленные сторонами доказательства, обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт допущенного администрацией Азовского района Ростовской области и администрацией Круглянского сельского поселения незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления и транспортированию твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела при том, что допущенное административными ответчиками незаконное бездействие нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия и среду проживания.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части требований, заявленных к администрации Азовского района Ростовской области и администрации Круглянского сельского поселения указанного района.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, полномочия по организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному, и транспортированию твердых коммунальных отходов, согласно положениям Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагаются на органы местно самоуправления муниципального района и орган местного самоуправления сельского поселения, которыми в данном деле являются администрация Азовского района Ростовской области и администрация Круглянского сельского поселения.
Доводы заявителя о том, что обязанность по организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов должна быть возложена на Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района Ростовской области являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Определенный судом срок, с учетом даты вынесения судебного акта, в течение которого решение суда должно быть исполнено, судебная коллегия считает разумным и обоснованным, резолютивная часть решения неясностей не содержит.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 22 сентября
2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Азовского района Ростовской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Д.М. Абрамов
Судьи: Э.Р. Яковлева
А.И. Вервекин
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 февраля 2021 года.