Дело № 2-5026/2021
64RS0043-01-2021-008639-65
решение
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года город Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Серова Д.А.,
при секретаре Габдрахмановой А.Р.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района г. Саратова Рябихина М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Кировского района г. Саратова в интересах субъекта Российской Федерации к ИП Березину Максиму Кирилловичу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
истец обратился в суд с иском, в интересах субъекта Российской Федерации к ИП Березину Максиму Кирилловичу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г. Саратова совместно с Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения ИП Березиным М.К. требований законодательства об охране объектов культурного наследия. ИП Березин М.К. осуществляет деятельность по реализации обуви в нежилом помещении, расположенном в доме по адресу: <адрес>, который является объектом культурного наследия регионального значения «иные данные» кон. XIX в/ дом Борисов-Морозов». В ходе визуально осмотра объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес> установлено: данный объект представляет из себя 3-х этажное. Крыша объекта металлическая, скатная. Здание имеет полное инженерное обеспечение. Цоколи кирпичные на известковом растворе, оштукатурены и окрашены. В настоящее время в комплексе объекта размещаются коммерческие организации. В ходе визуального осмотра установлено, что со стороны фасада (<адрес>) в границах 1-го этажа проведены работы по размещению информационных вывесок коммерческих организаций (иные данные). Данная вывеска не соответствует действующему законодательству в области охраны объектов культурного наследия. Размещение на объектах культурного наследия вывески должны соответствовать проектной документации, согласованной с Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес>. Вывеска «иные данные», расположенная на фасаде <адрес>, в котором осуществляется деятельность ИП Березин М.К., с Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес> не согласована. Размещение указанной вывески без разрешения уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия может привести к повреждению фасада, его разрушению и иным неблагоприятным последствиям, что в значительной степени нарушает требования действующего и регионального законодательства по охране объектов культурного наследия, а также приводит к уничтожению объекта культурного наследия и причиняет вред интересам РФ, субъекта РФ в лице <адрес>. В связи с изложенным истец просит признать бездействие ИП Березина М.К., выразившееся в непринятии мер по согласованию вывески «иные данные», установленной на фасаде здания по адресу: <адрес> Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес> не законным; обязать ИП Березина М.К. в течение 4-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда согласовать размещение вывески «иные данные», установленной на фасаде здания по адресу: <адрес> Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес>.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
В соответствии со ст. 54 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными Законом.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии со ст. 33 Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу ст. 44 Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 35.1 Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Требования пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении распространения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства). Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в случае распространения наружной рекламы, предусмотренной настоящим пунктом.
В силу ст. 45 Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Размещение на объектах культурного наследия вывесок, согласно приказу Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 03.12.2015 г. №47 «Об утверждении Порядка согласования проекта и размещения вывесок на ОКН, выявленных ОКН и их территориях в Саратовской области» осуществляется на основании согласования и проектной документации, разработанной в соответствии с порядком согласования проекта и размещения вывесок на объектах культурного наследия.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Саратова совместно с Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения ИП Березиным М.К. требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
ИП Березин М.К. осуществляет деятельность по реализации обуви в нежилом помещении, расположенном в доме по адресу: <адрес>, который является объектом культурного наследия регионального значения «Меблированные комнаты «Биржа» кон. XIX в/ дом Борисов-Морозов».
В ходе визуально осмотра объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес> установлено: данный объект представляет из себя 3-х этажное. Крыша объекта металлическая, скатная. Здание имеет полное инженерное обеспечение. Цоколи кирпичные на известковом растворе, оштукатурены и окрашены. В настоящее время в комплексе объекта размещаются коммерческие организации.
В ходе визуального осмотра установлено, что со стороны фасада (<адрес>) в границах 1-го этажа проведены работы по размещению информационных вывесок коммерческих организаций (иные данные).
Вывеска «иные данные», расположенная на фасаде <адрес>, в котором осуществляется деятельность ИП Березин М.К., с Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области не согласована.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 22.10.2021 года, объяснениями ИП Березина М.К. от 22.10.2021 года, согласно которым, вывеска «иные данные», расположенная на фасаде <адрес>, где он осуществляет деятельность по реализации обуви на основании договора аренды, заключенного с ООО «иные данные», с Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области не согласована.
Анализируя установленные по делу обстоятельства и указанные выше правовые нормы, суд соглашается с обоснованностью искового заявления и приходит к выводу о том, что размещение спорной вывески не соответствует действующему законодательству в области охраны объектов культурного наследия, размещение указанной вывески без разрешения уполномоченного органа в сфере охраны объектов культурного наследия может привести к повреждению фасада, его разрушению и иным неблагоприятным последствиям, что в значительной степени нарушает требования действующего и регионального законодательства по охране объектов культурного наследия, в связи с чем, требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению. Доказательств, опровергающих доводы истца стороной ответчика не предоставлено.
Суд полагает возможным установить срок для устранения данного нарушения, а именно, в течении 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу, который является достаточным для принятия ответчиком соответствующих мер.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.12.2021 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░