РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2014 года г. Королев
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Зониной А.Д.,
с участием прокурора Лукьяновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5268/14 по заявлениям Десятовой Надежды Михайловны, Царева Александра Владимировича и Косицына Сергея Владимировича о защите избирательных прав, оспаривании действий участковой избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Десятова Н.М. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав и оспаривании действий участковой избирательной комиссии №, ссылаясь на то, что решением Избирательной комиссии городского округа Королёв № 7/1 от 02 июля 2014 года на 14 сентября 2014 года были назначены выборы депутатов Совета депутатов г.о. Королёв. Указанное решение было опубликовано в газете Калининградская правда № 76 (18240) от 05 июля 2014 года. Заявитель является жителем г.Королёва Московской области и принимала участие в голосовании на избирательном участке №, при этом, голосовала на выборах депутатов за избирательное объединение <данные изъяты> Ознакомившись с итоговым протоколом и сводной таблицей по итогам голосования, она обнаружила, что в результатах голосования на избирательном участке № за вышеназванное избирательное объединение указана цифра «0». Заявитель, ссылаясь на то, что ее голос при подведении итогов голосования на данном избирательном участке не был учтен, просит суд: отменить решение и протокол участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Королёв 14 сентября 2014 года; обязать комиссию произвести пересчёт голосов избирателей по избирательном участку №, принявших участие в выборах депутатов совета депутатов городского округа Королёв, внести изменения в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и в сводную таблицу.
Царев А.В. и Косицын С.В. обратились в суд с аналогичными заявлениями. Определением суда дела по указанным заявлениям были объединены в одно производство.
В судебном заседании заявитель Царев А.В. поддержал доводы заявления и пояснил, что голосовал за избирательное объединение <данные изъяты>, в связи с чем считает что в протоколе участковой избирательной комиссии № отражены неверные сведения о результатах голосования.
Заявители Десятова Н.М. и Косицын С.В., а также представитель заявителей по доверенностям М. в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом по адресам их места жительства, ранее неоднократно уклонялись от получения судебных извещений, между тем, учитывая что данные лица являются заявителями, гражданское дело возбуждено по их инициативе, находится в производстве суда продолжительный период времени, сведения о назначении дела размещается на официальном сайте суда, заявители имели возможность узнать о слушании дела явиться в судебное заседание, однако данным правом не воспользовались.
Представитель заявителей по доверенностям М. при досудебной подготовке поддержал заявленные требования.
Представитель избирательной комиссии г.о.Королёв Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения по заявленным требованиям, в котором просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель УИК № в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён.
Явившийся заявитель и прокурор, не возражали против рассмотрения дела в отсутствие остальных заявителей и представителей избирательной комиссии г.о. Королёв и участковой избирательной комиссии. При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителей и представителей заинтересованных лиц.
Выслушав заявителя Царева А.В., заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, а также подлинный протокол №1 участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по единому избирательному округу, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Согласно п.1.3 ФЗ № 67-ФЗ, суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи.
В силу п. 1.2 указанной выше статьи, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.
Таким образом, исходя из указанных норм права, заявление избирателя о защите его избирательных прав может быть удовлетворено судом, если были нарушены правила составления списков избирателей или нарушен порядок голосования и установления итогов голосования, при этом, данные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Протокол об итогах голосования должен содержать: номер экземпляра; название выборов, референдума, дату голосования; слово "Протокол"; адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; строки протокола в определённой последовательности. (п.2 ст.67 ФЗ).
Процедура подсчёта голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного выше Федерального закона.
В соответствии со ст.68 указанного Федерального закона, подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Порядок заполнения остальных строк протокола регламентирован п.4, п. 5 и п.6 ст.68 вышеназванного Федерального закона.
Согласно п.28 ст.68 ФЗ, при подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
В соответствии с п.30 ст.68 ФЗ, первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
В соответствии с п.1 ст.69 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
Согласно п.2 ст.69 № 67-ФЗ, на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса.
В силу п.3 ст.69 вышеназванного Федерального закона, по данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
Судом установлено, что Решением избирательной комиссии городского округа Королёв Московской области № 7/1 от 02 июля 2014 года на 14 сентября 2014 года были назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Королёв. Данное решение было опубликовано в газете Подмосковье сегодня № 118 (3298) от 03.07.2014 года.
Решением избирательной комиссии г.о.Королёв № 196/22 от 27 августа 2014 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №.
Решением избирательной комиссии г.о.Королёв № 277/22 от 27 августа 2014 года принято решение о назначении председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №.
Из материалов дела следует 15.09.2014 года в 02 час. 01 мин. на бумажном носителе был составлен и подписан протокол участковой избирательной комиссии № об итогах голосования.
Указанный протокол составлен на одном листе, содержит в себе номер экземпляра, название выборов, слово «протокол», адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, строки протокола в последовательности, установленной п.2 ст.67 ФЗ-67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Также протокол участковой избирательной комиссии имеет дату, время его подписания, подписи председателя, заместителя председателя участковой избирательной комиссии, секретаря и членов избирательной комиссии, печать участковой избирательной комиссии № 1097.
Из указанного протокола усматривается, что на указанном избирательном участке было получено участковой избирательной комиссией <данные изъяты> бюллетеней, выдано в помещении для голосования в день голосования <данные изъяты> бюллетень для голосования, <данные изъяты> бюллетеня было выдано вне помещения для голосования в день голосования; погашено было – <данные изъяты> бюллетеня; признаны недействительными было - <данные изъяты> бюллетеней, действительными признано – <данные изъяты> бюллетень.
Согласно протоколу участковой избирательной комиссии №, за партию <данные изъяты> проголосовало – <данные изъяты> избирателей, за партию <данные изъяты> – <данные изъяты>, за <данные изъяты> - <данные изъяты>, за <данные изъяты> - <данные изъяты>, за <данные изъяты> – <данные изъяты>, за <данные изъяты> – <данные изъяты>, за <данные изъяты> - <данные изъяты>, за <данные изъяты> - <данные изъяты>, за <данные изъяты> - <данные изъяты>.
Сведений о поступления в УИК № в день голосования и до окончания подсчёта голосов избирателей каких-либо жалоб, в протоколе не содержится.
При этом, арифметических ошибок в протоколе об итогах голосования не имеется, общее количество выданных УИК № бюллетеней соответствует количеству бюллетеней, содержащихся в графах, отражающих итоги голосования.
Протокол УИК № незамедлительно после его составления и подписания был передан в избирательную комиссию г.о. Королёв, итоги голосования включены в сводную таблицу, которая опубликована в системе ГАС «Выборы».
Из материалов дела следует, что данные итогового протокола УИК № и данные опубликованные в ГАС «Выборы» совпадают.
Согласно п. 3 ст. 77 ФЗ РФ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
На необходимость наличия обязательного условия указано также в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15.01.2002 N 1-П и от 11.06.2002 N 10-П, отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые, тем самым, привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
Таким образом, суд должен установить не только сам факт нарушения избирательного законодательства в ходе избирательной кампании, но и то, что выявленное нарушение не позволяет с достоверностью определить действительную волю избирателей.
Согласно книги учёта избирателей, исследованной судом в судебном заседании, заявители 14.09.2014 года в помещении участковой избирательной комиссии № получали бюллетени для голосования по выборам депутатов Совета депутатов г.о.Королёв.
Однако, поскольку, в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", гражданин Российской Федерации участвует в выборах н основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, идентифицировать бюллетень, как принадлежащий конкретному избирателю невозможно, в силу чего, суд считает, что сам по себе факт получения заявителями бюллетеней не может свидетельствовать о нарушении установления итогов голосования участковой избирательной комиссией №.
В ходе судебного разбирательства, не было добыто доказательств, что при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей избирательного участка № на выборах депутата Совета депутатов г.о.Королёв Московской области. Доказательств нарушения избирательных прав заявителей также не усматривается.
Заявители в обоснование своих доводов ссылаются на Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 8-П от 22.04.2013 года. Однако, Конституционный суд неоднократно, в том числе и в упомянутом Постановлении, указывал, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Конституционный Суд исходит из того, что в силу относящихся к основам конституционного строя принципов народовластия итоги выборов не могут быть поставлены под сомнение неограниченным кругом лиц и притом по любым основаниям, в том числе связанным лишь с предположениями о допущенныхв ходе установления итогов голосования, определения результатов выборов нарушениях либо с субъективным намерением защитить определенным образом понимаемый общественно-политический интерес при отсутствии у обратившегося в суд лица достаточных оснований полагать, что соответствующие нарушения по своему характеру и масштабу не позволяют выявить действительную волю избирателей, и реальной возможности подтвердить свою позицию необходимыми доказательствами.
В данном случае по существу заявлены требования не о защите активного избирательного права заявителей, на нарушение такого права (включая препятствование участию в голосовании, нарушение права на досрочное голосование и т.д.) заявители не ссылаются, а требования в интересах избирательного объединения <данные изъяты> при том, что доказательств наличия у заявителей полномочий действовать в интересах данного избирательного объединения не представлено.
Статья 261 ГПК РФ предусматривает, что суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Из приведенной нормы следует, что для признания действий (бездействия) избирательной комиссии незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение избирательных прав и законных интересов заявителя указанными действиями (бездействием).
Между тем никаких доказательств, свидетельствующих, как о незаконности действий избирательной комиссии, так и о нарушении прав заявителей представлено не было.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Десятовой Надежде Михайловне, Цареву Александру Владимировичу и Косицыну Сергею Владимировичу в удовлетворении заявления о защите избирательных прав, оспаривании действий участковой избирательной комиссии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. КасьяновРезолютивная часть решения изготовлена в окончательной форме 15.12.2014 г.