Решение по делу № 2-4585/2024 от 03.09.2024

№ 2-4585/2024

64RS0045-01-2024-007988-20

Решение

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бивол Е.А.,

при ведении протокола помощником Воронцовой Т.С.

с участием истца Бреднева Д.В., представителей ответчиков Панфиловой С.В., Федотова В.А., представителя третьего лица Бакулина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бреднева Д.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее ГУ МВД РФ по Саратовской области), войсковой части № 3684 о перерасчете пенсии,

установил:

Бреднев Д.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировав свои требования следующим. Приказом начальника войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с/ч он был уволен с военной службы с должности <данные изъяты> отдельного батальона 94 ордена Жукова Красной звезды дивизии <адрес> войск национальной гвардии РФ по п. «б» пункта 3 статьи 34 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно данному приказу выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 20 лет 03 месяца 15 дней, в льготном исчислении 21 год 09 месяцев 25 дней. Вместе с тем, на момент назначения истцу пенсии период службы по контракту в поселке <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в выслугу лет в льготном исчислении как 1 месяц за 1,5, тогда как подлежал исчислению один месяц за два. ДД.ММ.ГГГГ Бреднев Д.В. обратился в ГУ МВД РФ по Саратовской области с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив при этом расчет выслуги лет, составленный старшим помощником начальника штаба по строевой части и кадрам войсковой части , согласно которому размер льготной выслуги лет составил 22 года 7 месяцев 01 день. При этом, период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в льготном исчислении один месяц за два. Ответчик, рассмотрев указанное заявление, на основании ст. 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», произвел перерасчет пенсии с учетом вышеуказанного периода, с ДД.ММ.ГГГГ.

Посчитав свое право нарушенным, Бреднев Д.В. обратился в суд с настоящим иском, просил, обязать ответчиков произвести перерасчет пенсии, с даты назначения пенсии, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один месяц за два.

Истец Бреднев Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав объяснения, аналогичные описательной части решения.

Представитель ответчика ГУ МВД РФ по Саратовской области Панфилова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на исковое заявление, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать. При этом, обратила внимание суда на тот факт, что заявление Бреднева Д.В. о перерасчете пенсии было реализовано согласно требованиям действующего законодательства, обязанность по расчету выслуги лет возложена на войсковую часть , то есть последнее место службы, что отвечает требованиям Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика войсковой части № 3684 Федотов В.А. в судебном заседании поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление, указав, что истцу оказывалось содействии в сборе документов для подтверждения льготного характера службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако ГУ МВД РФ по Саратовской области отклоняли представленные документы без обоснования причин. Более того, представитель ответчика полагал, что требования ГУ МВД РФ по Саратовской области были излишними, поскольку в материалах личного дела имелись все сведения о службе истца в спорный период и ставить их под сомнение не было оснований.

Представитель третьего лица Бакулин А.А. в судебном заседании просил участь доводы письменного отзыва на иск, приобщенного к материалам дела. При этом, указал, что войсковая часть 3684 является самостоятельным кадровым подразделением, ответственным за расчет выслуги лет военнослужащим.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от 14 января 2016 года № 1-П, Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).

Следовательно, граждане при поступлении на службу в органы внутренних дел и при увольнении с данной службы имеют право на получение от этих органов в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации о социальных гарантиях, пенсионных правах, и этому праву корреспондирует обязанность уполномоченного органа провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их прав. При увольнении сотрудника из органов внутренних дел с правом на пенсию за выслугу лет кадровое подразделение обязано проверить данные о прохождении им службы, уточнить и подтвердить периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях, составить расчет выслуги лет для назначения пенсии, в котором уточнить подтвержденные периоды службы сотрудника, подлежащие зачету на льготных условиях, после этого данный расчет выслуги лет согласовать с пенсионным органом и объявить сотруднику под роспись. Такое правовое регулирование имеет своей целью правовую и социальную защиту указанных лиц, отвечает принципам правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и направлено на стабильность официально признанного государством за гражданином статуса и неизменность вытекающего из него материального положения.

Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Согласно статье 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I лицам, указанным в статье 1 названного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно ст. 18 указанного закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством РФ.

В соответствии со ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Согласно п. «г» ст. 3 Постановления Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 01.01.2009 по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Абзацем 10 подпункта «г» пункта 3 Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях служба в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению № 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).

Согласно разделу II Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 к отдаленным местностям, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца относится и Мурманская область.

Из нормативных положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года и Инструкции следует, что реализация гражданином, уволенным со службы в органах внутренних дел, права на получение пенсии за выслугу лет осуществляется путем принятия уполномоченным органом - соответствующим пенсионным органом МВД России - решения о назначении гражданину такой пенсии, размер которой определяется с учетом имеющейся у гражданина выслуги лет. В случае выявления пенсионным органом ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, влекущей перерасчет размера назначенной гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии, устранение такой ошибки производится в установленном законом порядке. При этом пенсионный орган должен своевременно принимать меры по устранению допущенных при назначении пенсии ошибок, повлекших как переплату, так и недоплату пенсии.

Из материалов дела следует, что Бреднев Д.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2020 года Бреднев Д.В. обратился к командиру войсковой части с рапортом об увольнении в запас вооруженных сил РФ по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

Приказом начальника войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с/ч он был уволен с военной службы с должности <данные изъяты> <данные изъяты> по п. «б» пункта 3 статьи 34 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно данному приказу выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 20 лет 03 месяца 15 дней, в льготном исчислении 21 год 09 месяцев 25 дней.

Пунктом 5.3 Порядка представления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к увольнению с военной службы в войсках национальной гвардии РФ и оформления соответствующих документов», утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 10 сентября 2018 года № 408, предусмотрено, что после подачи военнослужащим соответствующего рапорта об увольнении с военной службы либо за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе командир войсковой части обязан произвести в соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 года № 7, расчет выслуги лет для назначения пенсии.

Старшим помощником начальника штаба по строевой части и кадрам войсковой части был подготовлен соответствующий расчет выслуги лет на пенсию, с которым истец ознакомился. Расчет выслуги лет и личное дело Бреднева Д.В. были направлены на согласование в отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по Саратовской области, рассмотрев которые ответчик отказал в зачете выслуги лет в льготном исчислении периода прохождения военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виду отсутствия подтверждающих документов, несмотря на наличие приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с/ч и от ДД.ММ.ГГГГ с/ч.

Кадровым органом войсковой части истцу оказывалось содействие в истребовании дополнительных документов, подтверждающих льготную выслуг лет, путем направления запросов в войсковые части Министерства обороны РФ, различные архивные учреждения. Полученные документы направлялись для согласования в пенсионный отдел ГУ МВД РФ по Саратовской области и только в апреле 2024 года расчет был согласован и истцом было реализовано право на перерасчет за период с февраля 2023 года по апрель 2024 года.

Из послужного списка Бреднева Д.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил оператором войсковой части , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором войсковой части (<адрес>). При назначении пенсии указанный период службы был зачтен в выслугу лет в льготном исчислении как 1 месяц за 1,5.

Однако, для производства перерасчета ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью был представлен расчет выслуги лет Бреднева Д.В., в котором период службы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был исчислен в льготном исчислении как 1 месяц за два, со ссылкой п. 4 «а» Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (не подлежит опубликованию) со ссылкой на справки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Проанализировав содержание указанных справок можно сделать вывод о том, что они дополнены только сведениями по произведению физического пуска ядерных электрических установок, что относится к засекреченным сведениям и не могло быть получено истцом самостоятельно.

В ходе рассмотрения дела судом обозревалось личное дело на имя Бреднева Д.В., в котором имеются многочисленные экземпляры послужного списка, в который внесена запись о службе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на соответствующие приказы командира части. Кроме того, в материалах дела имеются многочисленные архивные справки, датированные в период от 2013 года по 2023 год, подтверждающие вышеуказанный период.

Вместе с тем, в материалах личного дела отсутствует какая либо оценка имеющимся документам, а также отсутствуют документы, позволяющие сделать вывод о том, что ответчиком до истца была доведена информация о причинах иного исчисления выслуги лет. Лист беседы такую информацию также не содержит.

Как следует из приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию возникло у истца с ДД.ММ.ГГГГ. Сведениями о службе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик располагал при оценке документов при назначении ему пенсии. Отказ в исчислении спорного периода в льготном исчислении один месяц за два, ответчик не мотивировал, необходимость представления тех или иных документов до сведения Бреднева Д.В. не доводил.

Статьей 54 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В соответствии со статьей 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Из правового анализа содержания положений данного Закона, следует, что возникновение у военнослужащего права на получение пенсии, при отсутствии факта обращения указанного военнослужащего в уполномоченный орган за ее назначением, не порождает обязанности у пенсионного органа по начислению (назначению) пенсии, поскольку это напрямую зависит от волеизъявления субъекта данного права.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, приходит к выводу о наличии вины ответчика в назначении истцу размера пенсии в размере меньшем, чем тот, на который он имел право, поскольку с момента обращения Бреднева Д.В. с заявлением о назначении пенсии ответчик располагал сведениями, необходимыми для назначения пенсии с учетом льготного исчисления выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, требования к войсковой части удовлетворению не подлежат, поскольку обязанность по перерасчету выслуги лет лежит на ГУ МВД РФ по Саратовской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Бреднева Д.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, войсковой части № 3684 о перерасчете пенсии удовлетворить частично.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет пенсии Бреднева Д.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ пол ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в выслугу лет периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один месяц за два.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Мотивированная часть решения изготовлена 11 октября 2024 года.

Судья

№ 2-4585/2024

64RS0045-01-2024-007988-20

Решение

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бивол Е.А.,

при ведении протокола помощником Воронцовой Т.С.

с участием истца Бреднева Д.В., представителей ответчиков Панфиловой С.В., Федотова В.А., представителя третьего лица Бакулина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бреднева Д.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее ГУ МВД РФ по Саратовской области), войсковой части № 3684 о перерасчете пенсии,

установил:

Бреднев Д.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировав свои требования следующим. Приказом начальника войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с/ч он был уволен с военной службы с должности <данные изъяты> отдельного батальона 94 ордена Жукова Красной звезды дивизии <адрес> войск национальной гвардии РФ по п. «б» пункта 3 статьи 34 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно данному приказу выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 20 лет 03 месяца 15 дней, в льготном исчислении 21 год 09 месяцев 25 дней. Вместе с тем, на момент назначения истцу пенсии период службы по контракту в поселке <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в выслугу лет в льготном исчислении как 1 месяц за 1,5, тогда как подлежал исчислению один месяц за два. ДД.ММ.ГГГГ Бреднев Д.В. обратился в ГУ МВД РФ по Саратовской области с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив при этом расчет выслуги лет, составленный старшим помощником начальника штаба по строевой части и кадрам войсковой части , согласно которому размер льготной выслуги лет составил 22 года 7 месяцев 01 день. При этом, период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в льготном исчислении один месяц за два. Ответчик, рассмотрев указанное заявление, на основании ст. 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», произвел перерасчет пенсии с учетом вышеуказанного периода, с ДД.ММ.ГГГГ.

Посчитав свое право нарушенным, Бреднев Д.В. обратился в суд с настоящим иском, просил, обязать ответчиков произвести перерасчет пенсии, с даты назначения пенсии, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один месяц за два.

Истец Бреднев Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав объяснения, аналогичные описательной части решения.

Представитель ответчика ГУ МВД РФ по Саратовской области Панфилова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы возражений на исковое заявление, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать. При этом, обратила внимание суда на тот факт, что заявление Бреднева Д.В. о перерасчете пенсии было реализовано согласно требованиям действующего законодательства, обязанность по расчету выслуги лет возложена на войсковую часть , то есть последнее место службы, что отвечает требованиям Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика войсковой части № 3684 Федотов В.А. в судебном заседании поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление, указав, что истцу оказывалось содействии в сборе документов для подтверждения льготного характера службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако ГУ МВД РФ по Саратовской области отклоняли представленные документы без обоснования причин. Более того, представитель ответчика полагал, что требования ГУ МВД РФ по Саратовской области были излишними, поскольку в материалах личного дела имелись все сведения о службе истца в спорный период и ставить их под сомнение не было оснований.

Представитель третьего лица Бакулин А.А. в судебном заседании просил участь доводы письменного отзыва на иск, приобщенного к материалам дела. При этом, указал, что войсковая часть 3684 является самостоятельным кадровым подразделением, ответственным за расчет выслуги лет военнослужащим.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от 14 января 2016 года № 1-П, Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).

Следовательно, граждане при поступлении на службу в органы внутренних дел и при увольнении с данной службы имеют право на получение от этих органов в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации о социальных гарантиях, пенсионных правах, и этому праву корреспондирует обязанность уполномоченного органа провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их прав. При увольнении сотрудника из органов внутренних дел с правом на пенсию за выслугу лет кадровое подразделение обязано проверить данные о прохождении им службы, уточнить и подтвердить периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях, составить расчет выслуги лет для назначения пенсии, в котором уточнить подтвержденные периоды службы сотрудника, подлежащие зачету на льготных условиях, после этого данный расчет выслуги лет согласовать с пенсионным органом и объявить сотруднику под роспись. Такое правовое регулирование имеет своей целью правовую и социальную защиту указанных лиц, отвечает принципам правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и направлено на стабильность официально признанного государством за гражданином статуса и неизменность вытекающего из него материального положения.

Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Согласно статье 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I лицам, указанным в статье 1 названного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно ст. 18 указанного закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством РФ.

В соответствии со ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Согласно п. «г» ст. 3 Постановления Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 01.01.2009 по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Абзацем 10 подпункта «г» пункта 3 Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях служба в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению № 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).

Согласно разделу II Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 к отдаленным местностям, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца относится и Мурманская область.

Из нормативных положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года и Инструкции следует, что реализация гражданином, уволенным со службы в органах внутренних дел, права на получение пенсии за выслугу лет осуществляется путем принятия уполномоченным органом - соответствующим пенсионным органом МВД России - решения о назначении гражданину такой пенсии, размер которой определяется с учетом имеющейся у гражданина выслуги лет. В случае выявления пенсионным органом ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, влекущей перерасчет размера назначенной гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии, устранение такой ошибки производится в установленном законом порядке. При этом пенсионный орган должен своевременно принимать меры по устранению допущенных при назначении пенсии ошибок, повлекших как переплату, так и недоплату пенсии.

Из материалов дела следует, что Бреднев Д.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2020 года Бреднев Д.В. обратился к командиру войсковой части с рапортом об увольнении в запас вооруженных сил РФ по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

Приказом начальника войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с/ч он был уволен с военной службы с должности <данные изъяты> <данные изъяты> по п. «б» пункта 3 статьи 34 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно данному приказу выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 20 лет 03 месяца 15 дней, в льготном исчислении 21 год 09 месяцев 25 дней.

Пунктом 5.3 Порядка представления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к увольнению с военной службы в войсках национальной гвардии РФ и оформления соответствующих документов», утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 10 сентября 2018 года № 408, предусмотрено, что после подачи военнослужащим соответствующего рапорта об увольнении с военной службы либо за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе командир войсковой части обязан произвести в соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 года № 7, расчет выслуги лет для назначения пенсии.

Старшим помощником начальника штаба по строевой части и кадрам войсковой части был подготовлен соответствующий расчет выслуги лет на пенсию, с которым истец ознакомился. Расчет выслуги лет и личное дело Бреднева Д.В. были направлены на согласование в отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД РФ по Саратовской области, рассмотрев которые ответчик отказал в зачете выслуги лет в льготном исчислении периода прохождения военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виду отсутствия подтверждающих документов, несмотря на наличие приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ с/ч и от ДД.ММ.ГГГГ с/ч.

Кадровым органом войсковой части истцу оказывалось содействие в истребовании дополнительных документов, подтверждающих льготную выслуг лет, путем направления запросов в войсковые части Министерства обороны РФ, различные архивные учреждения. Полученные документы направлялись для согласования в пенсионный отдел ГУ МВД РФ по Саратовской области и только в апреле 2024 года расчет был согласован и истцом было реализовано право на перерасчет за период с февраля 2023 года по апрель 2024 года.

Из послужного списка Бреднева Д.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил оператором войсковой части , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором войсковой части (<адрес>). При назначении пенсии указанный период службы был зачтен в выслугу лет в льготном исчислении как 1 месяц за 1,5.

Однако, для производства перерасчета ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью был представлен расчет выслуги лет Бреднева Д.В., в котором период службы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был исчислен в льготном исчислении как 1 месяц за два, со ссылкой п. 4 «а» Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (не подлежит опубликованию) со ссылкой на справки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Проанализировав содержание указанных справок можно сделать вывод о том, что они дополнены только сведениями по произведению физического пуска ядерных электрических установок, что относится к засекреченным сведениям и не могло быть получено истцом самостоятельно.

В ходе рассмотрения дела судом обозревалось личное дело на имя Бреднева Д.В., в котором имеются многочисленные экземпляры послужного списка, в который внесена запись о службе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на соответствующие приказы командира части. Кроме того, в материалах дела имеются многочисленные архивные справки, датированные в период от 2013 года по 2023 год, подтверждающие вышеуказанный период.

Вместе с тем, в материалах личного дела отсутствует какая либо оценка имеющимся документам, а также отсутствуют документы, позволяющие сделать вывод о том, что ответчиком до истца была доведена информация о причинах иного исчисления выслуги лет. Лист беседы такую информацию также не содержит.

Как следует из приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию возникло у истца с ДД.ММ.ГГГГ. Сведениями о службе истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик располагал при оценке документов при назначении ему пенсии. Отказ в исчислении спорного периода в льготном исчислении один месяц за два, ответчик не мотивировал, необходимость представления тех или иных документов до сведения Бреднева Д.В. не доводил.

Статьей 54 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В соответствии со статьей 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Из правового анализа содержания положений данного Закона, следует, что возникновение у военнослужащего права на получение пенсии, при отсутствии факта обращения указанного военнослужащего в уполномоченный орган за ее назначением, не порождает обязанности у пенсионного органа по начислению (назначению) пенсии, поскольку это напрямую зависит от волеизъявления субъекта данного права.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, приходит к выводу о наличии вины ответчика в назначении истцу размера пенсии в размере меньшем, чем тот, на который он имел право, поскольку с момента обращения Бреднева Д.В. с заявлением о назначении пенсии ответчик располагал сведениями, необходимыми для назначения пенсии с учетом льготного исчисления выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, требования к войсковой части удовлетворению не подлежат, поскольку обязанность по перерасчету выслуги лет лежит на ГУ МВД РФ по Саратовской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Бреднева Д.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, войсковой части № 3684 о перерасчете пенсии удовлетворить частично.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет пенсии Бреднева Д.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ пол ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в выслугу лет периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один месяц за два.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Мотивированная часть решения изготовлена 11 октября 2024 года.

Судья

2-4585/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бреднев Дмитрий Владимирович
Ответчики
ГУ МВД РФ по Саратовской области
Другие
Войсковая часть 3684
Федеральная служба войск национальной гвардии РФ
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Бивол Елена Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
03.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2024Передача материалов судье
04.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее