Дело №2а-999/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«30» июля 2021 года. г.Рассказово.
Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе судьи Безукладовой Л.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Платоновский детский сад», администрации Рассказовского района Тамбовской области об обеспечении дошкольного образовательного учреждения стационарными или ручными металлоискателями,
УСТАНОВИЛ:
Рассказовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Платоновский детский сад» (далее по тексту- МБДОУ «Платоновский детский сад»), администрации <адрес> об обеспечении дошкольного образовательного учреждения стационарными или ручными металлоискателями.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи» Рассказовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения требований о безопасности образовательных учреждений района. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории района функционирует МБДОУ «Платоновский детский сад», где обучаются и воспитываются несовершеннолетние. Учреждение имеет объект, расположенный по адресу: <адрес> «а», которому присвоена третья категория опасности.
Как показала проверка, в нарушение требований законодательства РФ МБДОУ «Платоновский детский сад» не оснащен стационарными или ручными металлоискателями. Вместе с тем, в образовательной организации проводятся занятия с несовершеннолетними детьми. Отсутствие стационарного или ручного металлоискателя делает возможным пронос взрывных устройств, колюще-режущих предметов для совершения антиобщественных и террористических действий, возникновения чрезвычайных ситуаций с последующим непредсказуемыми последствиями, тем самым создавая реальную угрозу для жизни и здоровья детей.
Истец просит обязать администрацию Рассказовского района Тамбовской области обеспечить МБДОУ «Платоновский детский сад» соответствующим достаточным финансированием на оснащение стационарными или ручными металлоискателями объект (территорию) МБДОУ «Платоновский детский сад»; обязать администрацию МБДОУ «Платоновский детский сад» Рассказовского района Тамбовской области при поступлении на расчетный счет соответствующего финансирования в течение трёх месяцев устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму путём оснащения объекта (территории) МБДОУ «Платоновский детский сад», расположенного по адресу: <адрес> стационарными или ручными металлоискателями.
Настоящее дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п.п."д" п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п.2 и п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
При этом п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, и в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с требованиями действующего законодательства объектами, в которых осуществляется образовательная деятельность и находящимся в оперативном управлении организаций проведено обследование, по результатам которого присвоена соответствующая категория, разработаны паспорта безопасности.
Согласно пп. «д» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
На основании Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.42).
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений (п.3 ч.1 ст.17).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных образовательных учреждений.
Согласно Уставу МБДОУ «Платоновский детский сад» учредителем и собственником имущества учреждения является <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией <адрес>.
Акт от 04.06.2021 проведенной проверки Рассказовской межрайонной прокуратуры по вопросу исполнения законодательства в части соблюдения требований о безопасности образовательных учреждений района подтверждает, что от 04.06.2021 не оснащено ручными или стационарными металлоискателями.
Как указано в паспорте безопасности от 04.06.2021, объекту присвоена 3 категория опасности, следовательно, объект должен быть оснащён стационарными или ручными металлоискателями.
Отсутствие оснащения стационарными или ручными металлоискателями сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора о возложении обязанности по оснащению МБДОУ «Платоновский детский сад» стационарными или ручными металлоискателями, как на муниципальную образовательную организацию, так и на учредителя - администрацию <адрес>, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Рассказовского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Платоновский детский сад» соответствующим достаточным финансированием на оснащение стационарными или ручными металлоискателями объекта (территории) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Платоновский детский сад».
Обязать администрацию Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Платоновский детский сад» при поступлении на расчетный счёт соответствующего финансирования в течение трёх месяцев устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, путем оснащения объекта (территории) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Платоновский детский сад», расположенного по адресу: <адрес> стационарными или ручными металлоискателями.
Об исполнении решения уведомить суд незамедлительно.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Судья Л.Г. Безукладова