Решение по делу № 2-388/2019 от 05.11.2019

2-388/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2019 года                             г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тифантьевой Т.В. к Администрации Шальского сельского поселения о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

Тифантьева Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она исполняла полномочия Главы Шальского сельского поселения. Распоряжением -лс от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.9 ст.27 Устава Шальского сельского поселения ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 16398,72 руб. ДД.ММ.ГГГГ данное распоряжение было упразднено, выплата доплаты к пенсии прекращена. После уточнения заявленных требований просила признать распоряжение Главы Шальского сельского поселения -ЛС от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика возобновить выплату доплаты к пенсии.

В отзыве Администрация Шальского сельского поселения сообщила, что распоряжение -лс от ДД.ММ.ГГГГ вызвано приведением нормативных правовых актов администрации поселения в соответствии с законодательством. Ссылаясь на положения ст.4 Закона Республики Карелия №1128-ЗРК от 25.10.2007 (в редакции Закона РК от 26.12.2016 №2084-ЗРК), ответчик указал, что порядок установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) предписан абз.1 указанной нормы и распространяется только на тех лиц, которые замещали муниципальные должности и вышли на трудовую пенсию по старости (инвалидности) после вступления его в законную силу. Тифантьева Т.В. обратилась в администрацию поселения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к уже выплачиваемой с ДД.ММ.ГГГГ пенсии. Истец на момент вступления в должность Главы поселения получала пенсию, а назначение ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости осуществлено с нарушением действующего законодательства, поскольку правом на получение такой доплаты обладают лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшие пенсионного возраста и вышедшие на пенсию.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Ранее в судебном заседании истец заявленные требования поддержала по доводам иска.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает установленным следующее.

Тифантьева Т.В. исполняла полномочия Главы Шальского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобождена от исполнения полномочий в связи с истечением их срока, то есть занимала муниципальную должность.

Распоряжением Главы Шальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -лс на основании п.9 ст.27 Устава Шальского сельского поселения Тифантьевой Т.В. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере 16398,72 руб., подлежащая выплате с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Главы Шальского сельского поселения -ЛС от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на ст.4 Закона Республики Карелия №1128-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ, было упразднено распоряжение Главы Шальского сельского поселения -лс от ДД.ММ.ГГГГ, выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Тифантьевой Т.В. в размере 16398,72 руб. с учетом районного коэффициента и северной надбавки прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец была уведомлена ответчиком о принятом решении.

Тифантьева Т.В. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением, выданным ГУ –УПФ РФ в Пудожском районе РК.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23).

Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (ч.1 ст.130, ч.1 ст.131 Конституции РФ) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.

На федеральном уровне в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в отличие от муниципальных служащих (п.5 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопрос о доплатах по выслуге лет к трудовой пенсии названной категории лиц.

Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, включая гарантии осуществления ими полномочий, установлен Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из системного толкования положений ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", п.3.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" во взаимосвязи с нормами абз.1 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещавшего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.

Согласно абз.1 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 30.12.2015 N446-ФЗ, вступившим в силу с 30.12.2015, часть 5.1 названного выше федерального закона дополнена абзацем вторым, согласно которой в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Отдельные гарантии в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия, и условиях их предоставления установлены Законом РК от 12.11.2007 N1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия".Согласно ст.4 указанного Закона РК дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) могут предусматриваться за счет средств местного бюджета в установленном уставом муниципального образования порядке.

Абзац первый указанной нормы Законом Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК, вступившим в законную силу 10.07.2016, был дополнен словами "и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность" и дополнена вторым предложением, т.е. изложена в соответствии с абзацем вторым ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N446-ФЗ):

Лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - ежемесячная доплата). Ежемесячная доплата не назначается в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При этом ст.2 Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК предусмотрено, что лицам, имеющим на момент вступления в силу настоящего Закона право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N1128-ЗРК "О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" (в редакции, действующей до вступления в силу настоящего Закона) и уставом муниципального образования, но которым такая ежемесячная доплата не была назначена, не может быть отказано в ее назначении на основании изменений, внесенных настоящим Законом.

Таким образом, существенным обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора, является наличие у истца субъективного права на получение дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на момент вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 N446-ФЗ, а также Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК.

Тифантьева Т.В. является получателем страховой пенсии по старости с 11.12.2003, что подтверждено письмом ГУ Центр ПФР в Республике Карелия.

Пунктом 9 ст.27 Устава Шальского сельского поселения предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), предусматриваются за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет включительно – 55 процентов, свыше трех лет – 80 процентов ежемесячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ежемесячная доплата не назначается и не выплачивается в период замещения должности муниципальной службы, муниципальной должности, государственной должности, должности государственной гражданской службы, а также в период сохранения заработной платы в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сходные положения были установлены и ст.4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК, в редакциях, действовавших до вступления в силу Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК, предусматривавших право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости без условия достижения пенсионного возраста или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы.

С учетом вышеприведенных положений следует, что ежемесячная доплата к пенсии Тифантьевой Т.В. была установлена ответчиком в соответствии с положениями федерального законодательства, законодательства Республики Карелия, не предусматривающими на день ее назначения такого условия для установления доплаты к пенсии, как достижение пенсионного возраста в период осуществления своих полномочий.

Статус лиц, замещающих муниципальные должности, служит гарантией самостоятельности местного самоуправления и подлежит конституционно-правовой защите, уровень их социальной защищенности не должен снижаться по отношению к уже достигнутому общему уровню их социальных гарантий.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (решение от 01.10.1993 N81-р, постановления от 24.10.1996 N17-П, от 20.07.2011 N20-П, от 22.04.2014 N12-П).

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.

Исходя из изложенного и общепризнанного правила о распространении действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения абзаца второго п.5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ, введенные в действие Федеральным законом N446-ФЗ с 30.12.2015, и абзаца первого ст.4 Закона РК от 12.11.2007 N1128-ЗРК, введенные в действие Законом Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК подлежали применению к правоотношениям о назначении доплаты к пенсии, возникшим после из вступления в силу, и с учетом положений ст.2 Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК

Следовательно, принятие оспариваемого ненормативного муниципального акта об отмене Тифантьевой Т.В. доплаты к пенсии, исходя из указанных изменений правового регулирования, является незаконным в силу несоответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Признать распоряжение Главы Шальского сельского поселения -ЛС от ДД.ММ.ГГГГ «Об упразднении распоряжения Главы Шальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -лс» незаконным и отменить.

Обязать Администрацию Шальского сельского поселения возобновить Тифантьевой Т.В. выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                подпись               Точинов С.В.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения находится в гражданском деле №2-388/2019 УИД №10RS0015-01-2019-000635-10 в Пудожском районном суде Республики Карелия.

2-388/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тифантьева Тамара Васильевна
Ответчики
Администрация шальского сельского поселения
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Точинов Сергей Владимирович
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
20.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2019Передача материалов судье
20.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019Судебное заседание
18.11.2019Судебное заседание
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
04.12.2019Судебное заседание
10.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее