Дело №а -422/2019
РЕШЕНИЕ
(в окончательной формулировке)
Именем Российской Федерации
29 марта 2019 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.
с участием представителя Административного ответчика Магомедова Р. А.
при секретаре судебного заседания Мутаеве М. Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курбайтаева К. М. к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>» выразившиеся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и обязании Администрации ГО «<адрес>» назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка- малоэтажный многоквартирный жилой дом на земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000019:595, распложенный по адресу, <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б,
УСТ А Н О В И Л:
Курбайтаев К. М. обратился с административным иском к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>» выразившиеся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и обязании Администрации ГО «<адрес>» назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка- малоэтажный многоквартирный жилой дом на земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000019:595, распложенный по адресу, <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б.
В обосновании исковых требований указано, что Курбайтаеву К. М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000019:595, расположенный по адресу: <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б, с разрешенным видом использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
03.12.2018г. он обратился в Администрацию городского округа «<адрес>» с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - малоэтажный многоквартирный жилой дом на вышеупомянутый земельный участок.
Ответ на свое заявление Курбайтаев К. М. от Администрации городского округа «<адрес>» не получил.
Считает, что указанное бездействие со стороны Администрации городского округа «<адрес>», нарушает его права и законные интересы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования.
При этом выбор любого из основных видов использования осуществляется самостоятельно, в то время как для условно разрешенного использования требуется разрешение уполномоченного органа (п. п. 4, 6 ст. 37).
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу ч.ч. 1 - 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на общественных слушаниях или публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Согласно Карты градостроительного зонирования Приложения 1 Правил землепользования и застройки в городском округе «<адрес>», утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от 16.11.2018г. (далее - Правил землепользования и застройки), размещенные на официальном сайте Администрации городского округа «<адрес>» в сети «Интернет» по адрес: http://kaspiysk.org/organy_vlasti/administraciya_gorodskogo_okruga/otdel_po_stroitelstvu_i_arhitekture, земельный участок с кадастровым номером 05:48:000019:595, расположенный по адресу: <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж3 и обозначен на ней желтым цветом.
Согласно п. 58.1. ст. 58 Правил землепользования и застройки перечислены виды разрешенного использования в зоне индивидуальной жилой застройки. Вид разрешенного использования земельного участка - «2.1. Для индивидуального жилищного строительства» условно разрешенный вид использования земельного участка указан «Малоэтажные многоквартирные дома».
Согласно п. 24.1. ст. 24 Правил землепользования и застройки публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Администрация городского округа «<адрес>», в нарушении ст. 39 ГрК РФ и ст. 24 Правил землепользования и застройки не назначила публичные слушания по моему заявлению: о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - малоэтажный многоквартирный жилой дом на земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000019:595, расположенный по адресу: <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б.
Им также было сообщено в своем заявлении о том, что правообладатели смежных участков нотариально выразили свое согласие на строительство любого капитального объекта, в том числе на испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка - малоэтажный многоквартирный жилой дом.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. Просит признать незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>» выразившиеся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и обязать Администрацию ГО «<адрес>» назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка- малоэтажный многоквартирный жилой дом на земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000019:595, распложенный по адресу, <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б.
В судебном заседании Административный истец Курбайтаев К. М. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске и просил удовлетворить.
Представитель Административного ответчика - Адми6нистрации ГО «<адрес>» М. Р. А. не признал исковые требования и просил отказать в удовлетворении административного иска.
Заслушав мнения Административного истца и представителя Административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве условий для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления выступают несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела указанной категории суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обратился с заявлением в Администрацию ГО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает штампом входящей корреспонденции. Административное исковое заявление поступило в Каспийский городской суд 27.02.2019г.
Суд приходит к выводу, что Административным истцом не пропущен установленный срок для обращения в суд.
В силу п. 2 ст. 32 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Административный ответчик пояснил, что не представление ответа в установленный срок связано с загруженностью отдела архитектуры и строительства, которому было адресовано на рассмотрение заявление Административного истца.
Суд считает, что данный довод Административного ответчика, противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации - далее ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Статьей 39 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения истцов) был определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 ГрК РФ).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Частью 9 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний.
Предусмотренный ГрК РФ порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2).
Данный принцип включает в себя, в том числе необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания и получения общественной оценки публичного правового акта (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Согласно п. 24.1. ст. 24 Правил землепользования и застройки в городском округе «<адрес>», утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» № от 16.11.2018г. (далее - Правил землепользования и застройки) публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Из Карты градостроительного зонирования <адрес> 1 Правил землепользования и застройки усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 05:48:000019:595, расположенный по адресу: <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж3.
Согласно п. 58.1. ст. 58 Правил землепользования и застройки перечислены виды разрешенного использования в зоне индивидуальной жилой застройки. Вид разрешенного использования земельного участка - «2.1. Для индивидуального жилищного строительства» условно разрешенный вид использования земельного участка указан «Малоэтажные многоквартирные дома».
Административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие то, что вид разрешенного использования: малоэтажные многоквартирные дома не относится к условно разрешенному виду использования в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Курбайтаева К. М. о признании незаконным бездействие Администрации городского округа «<адрес>» выразившиеся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и обязании Администрации городского округа «<адрес>» назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - малоэтажный многоквартирный жилой дом на земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000019:595, распложенный по адресу, <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа «<адрес>» выразившиеся в не рассмотрении заявления Курбайтаева К. М. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - малоэтажный многоквартирный жилой дом на земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000019:595, распложенный по адресу, <адрес>, МКР Кемпинг, Линия 44, №а, 2б.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке.
Председательствующий:
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ