Дело № 5-80/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 04 февраля 2019 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Гулевский Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда города Мурманска *** протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении:
Зинченко В.А., *** года рождения, ***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности в области таможенного дела,
У С Т А Н О В И Л:
*** в *** на таможенный пост МАПП «Борисоглебск» Мурманской таможни *** по направлению въезд на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) из *** прибыл гражданин *** Зинченко В.А., следующий в качестве водителя на транспортном средстве 1, государственный регистрационный знак ***. При прохождении таможенного контроля Зинченко В.А. проследовал по «зеленому» коридору, пассажирскую таможенную декларацию не заполнял и не подавал, о наличии товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, должностному лицу таможенного поста в устной или письменной форме не заявлял, разрешительных документов, дающих право ввоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, не представлял. При проведении таможенного досмотра было обнаружено, что Зинченко В.А. перемещает через таможенную границу из *** в Российскую Федерацию без разрешения Россельхознадзора на ввоз и ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих безопасность ввозимой продукции в ветеринарно-санитарном отношении, для личного пользования, товар, подпадающий по ветеринарный контроль, на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС в отношении которого в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС установлены запреты и ограничения, и в данной связи подлежащий обязательному письменному таможенному декларированию, а именно: ***
Незадекларированный товар, подпадающий по ветеринарный контроль, на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС в отношении которого международными договорами государств - членов ЕАЭС установлены запреты и ограничения, а именно: ***, был изъят у Зинченко В.А. в качестве предмета административного правонарушения.
*** в отношении Зинченко В.А. по данному факту было возбуждено дело №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении Зинченко В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Зинченко В.А. поступило в суд *** и подсудно Первомайскому районному суду адрес***.
Зинченко В.А. о месте, дате и времени рассмотрения дела извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступило, однако, в материалах дела имеется справка секретаря судебного заседания Полигас Л.Л. (л.д. 63), согласно которой *** в *** на телефон Первомайского районного суда города Мурманска абонентский номер №*** поступил звонок от Зинченко В.А., который пояснил, что о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, он извещен, вину в совершении административного правонарушения признает, просит рассмотреть данный протокол в свое отсутствие, при назначении наказания ограничиться конфискацией предмета административного правонарушения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии Зинченко В.А., то есть лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Факт совершения Зинченко В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- определением о возбуждении в отношении Зинченко В.А. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от ***, в котором указаны обстоятельства, послужившие основанием возбуждения дела; (л.д. 1-7)
- актом таможенного досмотра №*** от ***, в котором зафиксировано обнаружение в багаже, перемещаемом Зинченко В.А. через таможенную границу на таможенную территорию ЕАЭС, незадекларированного товара, подпадающего под ветеринарный контроль (продукцию животного происхождения в количестве 6 мест), а именно: *** (л.д. 15)
- фототаблицей к акту таможенного досмотра №*** от ***; (л.д. 16)
- протоколом изъятия вещей и документов от ***, в котором зафиксировано изъятие у Зинченко В.А. незадекларированного товара, а именно: *** (л.д. 8-11)
- видеозаписью на СД-диске процедуры изъятия *** у Зинченко В.А. предмета административного правонарушения; (л.д. 12)
- светокопией акта №*** от *** о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, в котором содержатся выводы, что в связи с отсутствием разрешения Россельхознадзора на ввоз, ветеринарно-сопроводительных документов, подтверждающих безопасность ввозимой продукции, заводской упаковки и маркировки производителя на готовой продукцию животного происхождения, ввозимая Зинченко В.А. *** продукция, а именно: ***, запрещена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС; (л.д. 21)
- письменным объяснением Зинченко В.А., который показал, что ***, он изготовил для личного пользования. Он не знал об ограничениях установленных законодательством на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС продукции животного происхождения. Вину в совершении административного правонарушения признает; (л.д. 22)
- светокопией служебной записки Отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от *** №*** *** по состоянию на *** классифицируется в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС; (л.д. 38)
- служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости Мурманской таможни от *** №***, из которой следует, что таможенная стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения и ввезенных *** на территорию ЕАЭС Зинченко В.А., а именно: *** составляет ***; (л.д. 40)
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Зинченко В.А., в котором описаны обстоятельства совершения данного административного правонарушения. (л.д. 43-46)
Изучив материалы дела, судья считает вину Зинченко В.А. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Подпунктами пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определены понятия для целей настоящего Кодекса:
3) «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;
7) «декларант» – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
10) «запреты и ограничения» – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно–санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств–членов;
16) «лицо» – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;
27) «перемещение товаров через таможенную границу Союза» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;
32) «таможенная декларация» – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
35) «таможенное декларирование» – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
37) «таможенные операции» – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств–членов о таможенном регулировании;
41) «таможенный контроль» – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств–членов о таможенном регулировании;
45) «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
46) «товары для личного пользования» – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как следует из пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 29.06.2011 № 501 «Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и от 13.08.2016 № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» в пунктах пропуска через Государственную границу РФ таможенные органы наряду с уполномоченными органами в области ветеринарного надзора и обеспечения карантина растений осуществляют ветеринарный надзор и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» было утверждено «Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Положение) и «Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» (далее – Единый перечень товаров).
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) включены товары – в том числе наименования:
***
В соответствии с пунктом 10.1 Положения в целях охраны таможенной территории Союза от заноса возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и недопущения оборота продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении, уполномоченные органы государств-членов в пунктах пропуска на таможенной границе Союза, включая учреждения (места) международного почтового обмена, организуют работу по недопущению ввоза в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран, без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара, за исключением ввоза до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.
В силу примечания к разделу 4 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» к продуктам, которые не были подвергнуты никакой термической обработке или были подвергнуты термической обработке, не достаточной для свертывания белков мяса во всем продукте, применяется термин «сырые». В соответствии с разделом 3 Кодекса «Алиментариус» (свода международных пищевых стандартов) к готовой к употреблению продукции относятся продукты, предназначенные для потребления без дальнейшей биоцидной обработки.
Таким образом, законодательством установлены ограничения в отношении вышеуказанного товара в виде ветеринарно-санитарных мер.
Согласно статье 257 ТК ЕАЭС в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора. «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, в том числе связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
За недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Субъектом ответственности за недекларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, в рассматриваемом случае является декларант.
Исходя из положений пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Зинченко В.А. не задекларировал по установленной форме ввезенную без заводской упаковки и маркировки производителя в Российскую Федерацию рыбопродукцию, то есть товар, подпадающий под ветеринарный контроль, на ввоз которой таможенным законодательством государств - членов ЕАЭС установлены запреты и ограничения.
Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, Зинченко В.А. совершил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Зинченко В.А., судьей признаются: совершение административного правонарушения впервые; полное признание вины; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Зинченко В.А., судьей не установлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Зинченко В.А. ранее к административной ответственности не привлекался, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, мнение о наказании привлекаемого к ответственности лица, судья с учетом принципа разумности и справедливости считает возможным назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, без назначения административного штрафа, которое будет достаточным для реализации превентивного характера мер административной ответственности.
Руководствуясь ст. 3.7, ч. 1 ст. 16.2, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Зинченко В.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Предмет административного правонарушения:
*** - конфисковать, то есть принудительно безвозмездно обратить в федеральную собственность.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Первомайского районного
суда города Мурманска Г.Н. Гулевский