Решение по делу № 3а-461/2021 от 11.10.2021

Дело № 3а-461/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 16 декабря 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокуроров Ломакина С.С., Васильевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьякова С.В. о признании недействующим в части приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,

УСТАНОВИЛ:

26.04.2018 комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области издан приказ № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее также – Приказ № 31, ПЗЗ).

Статья 18 части 2 ПЗЗ содержит карту градостроительного зонирования территории муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», согласно которой нанесенный прерывистой линией обозначен, в частности санитарный разрыв автомобильной дороги «Подъезд к дер. Кискелево».

При этом согласно статьи 41 ПЗЗ в санитарно-защитной зоне установлен запрет на индивидуальное жилищное строительство.

Приказ № 31 опубликован 27.04.2018 на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Третьяков С.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части установления зоны с особыми условиями использования территории – санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> 3.

В обоснование требований указано, что Третьяков С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Всеволожского муниципального района Ленинградской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого строительства на земельном участке с кадастровым номером . Администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ административному истцу выдано уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС, в связи с тем, что большая часть земельного участка с кадастровым номером находится в санитарном разрыве автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к дер. Кискелово», кад. , согласно Карте градостроительного зонирования территории МО «Лесколовское сельское поселение» Правил землепользования застройки поселения. Административный истец считает, что ПЗЗ в части установления санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером приняты с нарушением действующего федерального законодательства и нарушают права административного истца на использования земельного участка по назначению.

Определением Ленинградского областного суда от 29 октября 2021 года в качестве административных ответчиков привлечены комитет градостроительной политики Ленинградской области, Совет депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; в качестве заинтересованных лиц – Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области», администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

В письменном отзыве Комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Комитета, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования. Согласно Титульному списку автодорог Лесколовского сельского поселения дорога регионального значения «Подъезд к дер. Кискелово» имеет IV техническую категорию, в связи с чем расстояние от бровки земляного полотна указанной автомобильной дороги до жилой застройки должно составлять не менее 50 м. В соответствии с картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципальный район Ленинградской области рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ТЖ2.1 (зона застройки индивидуальными отдельностоящими жилыми домами с участками) в границах санитарного разрыва от линейных объектов транспортной инфраструктуры. Границы зон с особыми условиями использования территории - санитарный разрыв от линейных объектов транспортной инфраструктуры (далее - ЗОУИТ) отражены в соответствии с ЗОУИТ, определенными генеральным планом поселения, согласно которому земельный участок административного истца относится к функциональной зоне Ж2.1 (зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами с участками). Санитарно-защитная зона установлена в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 вокруг объектов и производств, отказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека.

В письменных возражениях Совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области указаны обстоятельства, доводы, аналогичные изложенным в отзыве комитета градостроительной политики Ленинградской области.

В письменном отзыве ГКУ «Ленавтодор» указано, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Подъезд к д. Кискелово» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения» и имеет порядковый номер , учетный номер - , находится в оперативном управлении ГКУ «Ленавтодор». Под существующую полосу отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к <адрес>» сформированы земельные участки с кадастровыми номерами , , сведения о которых внесены в ЕГРН. Также в ЕГРН содержатся сведения о координатах характерных точек контура сооружения автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к <адрес>» с кадастровым номером . Установление санитарного разрыва не входит в компетенцию ГКУ «Ленавтодор». Санитарно-защитная зона устанавливается в соответствии СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Если в ходе рассмотрения настоящего дела будет установлена законность установления зоны с особыми условиями использования, то в удовлетворении требований должно быть отказано.

Административный истец Третьяков С.В. в судебное заседание не явился, направил своих представителей Акимову А.А. и Дорофееву Н.А., которые поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители Совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Николаев М.А. и ГКУ «Ленавтодор» - Орлов П.Г., ссылаясь на доводы, изложенные ранее в письменных отзывах, оставили разрешение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда.

В судебное заседание представители комитета градостроительной политики Ленинградской области, администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, ранее при подаче отзывов, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения явившихся участником процесса, заслушав заключение прокуроров прокуратуры Ленинградской области Ломакина С.С. и Васильевой О.С., полагавших заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ст.32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Судом установлено, что Третьяков С.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> 3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Третьяков С.В. направил в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> уведомление о планируемом строительстве жилого дома на указанном земельном участке.

21 мая 2021 года администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области направила Третьякову уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, указав, что согласно ПЗЗ большая часть земельного участка с кадастровым номером находится в санитарном разрыве автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к <адрес>», где не допускается размещать жилую застройку.

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» утверждение правил землепользования и застройки поселения, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности.

Согласно п.2.1 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 N 16, Комитет по архитектуре утверждает правила землепользования и застройки поселений, внесение в них изменений.

Вопросы, связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области».

Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).

Соблюдение процедуры принятия приказа комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» и полномочия указанного государственного органа по его изданию ранее были предметом судебной проверки Ленинградского областного суда, о чем имеется вступившие в законную силу решение от 04 сентября 2019 года по делу № 3а-164/2019.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (ст.4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.

Из статьи 3 ГрК РФ следует, что вопросы градостроительной деятельности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В части 4 названной указанной нормы отражено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему кодексу.

Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения (часть 3).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя характеристики зон с особыми условиями использования территории, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения поселения (пункт 1 части 4).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и виде карт (часть 6).

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт, в том числе, отображают местоположение зон с особыми условиями использования территорий (пункты 3 и 7 части 8).

Согласно п.4 ст.1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 18, части 3 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки поселения осуществляется с учётом положений генерального плана поселения, границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон (зон, для которых генеральным планом поселения определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения.

В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Согласно пункту 2.6 Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно объяснениям представителя ГКУ «Ленавтодор» и письменному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» находится у ГКУ «Ленавтодор» на праве оперативного управления, является дорогой общего пользования регионального значения и не относится к классу автомобильных магистралей.

Поскольку вышеназванный пункт 2.6 Санитарных правил императивно определяет необходимость установления санитарного разрыва только для автомагистралей, к каковым автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» не относится, следовательно, и возможность установления такового отсутствует.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (ст.1 ГрК РФ).

Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).

Согласно ответам Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 08.12.2021, 15.12.2021, решений об установлении санитарно-защитной зоны от автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к дер. Кискелево», проходящей по территории дер. Лесколово Лесколовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области не принималось. При этом Управление сообщает, что указанная автомобильная дорога IV технической категории, по своим транспортно-эксплуатационным характеристикам не относится к автомагистралям, в связи с чем санитарные разрывы о ней в соответствии с действующим санитарным законодательство не устанавливаются.

Таким образом, вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований законодательства в названной сфере.

С учетом, установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что отображение на картах Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва), не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими ПЗЗ в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Третьякова С.В. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части установления зоны с особыми условиями использования территории – санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.А. Боровской

Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2021 года.

3а-461/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Третьяков Сергей Владимирович
Ответчики
Совет депутатов муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Комитет градостроительной политики Ленинградской области
Другие
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области"
Админстрация Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Боровской Владимир Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация административного искового заявления
11.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.11.2021Предварительное судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее