Дело № 3а-461/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 16 декабря 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Боровского В.А.,
при секретаре К.,
с участием прокуроров Ломакина С.С., Васильевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьякова С.В. о признании недействующим в части приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области»,
УСТАНОВИЛ:
26.04.2018 комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области издан приказ № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее также – Приказ № 31, ПЗЗ).
Статья 18 части 2 ПЗЗ содержит карту градостроительного зонирования территории муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», согласно которой нанесенный прерывистой линией обозначен, в частности санитарный разрыв автомобильной дороги «Подъезд к дер. Кискелево».
При этом согласно статьи 41 ПЗЗ в санитарно-защитной зоне установлен запрет на индивидуальное жилищное строительство.
Приказ № 31 опубликован 27.04.2018 на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Третьяков С.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части установления зоны с особыми условиями использования территории – санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> 3.
В обоснование требований указано, что Третьяков С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Всеволожского муниципального района Ленинградской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого строительства на земельном участке с кадастровым номером №. Администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ административному истцу выдано уведомление № о недопустимости размещения объекта ИЖС, в связи с тем, что большая часть земельного участка с кадастровым номером № находится в санитарном разрыве автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к дер. Кискелово», кад. №, согласно Карте градостроительного зонирования территории МО «Лесколовское сельское поселение» Правил землепользования застройки поселения. Административный истец считает, что ПЗЗ в части установления санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером № приняты с нарушением действующего федерального законодательства и нарушают права административного истца на использования земельного участка по назначению.
Определением Ленинградского областного суда от 29 октября 2021 года в качестве административных ответчиков привлечены комитет градостроительной политики Ленинградской области, Совет депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; в качестве заинтересованных лиц – Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области», администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
В письменном отзыве Комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Комитета, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования. Согласно Титульному списку автодорог Лесколовского сельского поселения дорога регионального значения «Подъезд к дер. Кискелово» имеет IV техническую категорию, в связи с чем расстояние от бровки земляного полотна указанной автомобильной дороги до жилой застройки должно составлять не менее 50 м. В соответствии с картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципальный район Ленинградской области рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ТЖ2.1 (зона застройки индивидуальными отдельностоящими жилыми домами с участками) в границах санитарного разрыва от линейных объектов транспортной инфраструктуры. Границы зон с особыми условиями использования территории - санитарный разрыв от линейных объектов транспортной инфраструктуры (далее - ЗОУИТ) отражены в соответствии с ЗОУИТ, определенными генеральным планом поселения, согласно которому земельный участок административного истца относится к функциональной зоне Ж2.1 (зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами с участками). Санитарно-защитная зона установлена в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 вокруг объектов и производств, отказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека.
В письменных возражениях Совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области указаны обстоятельства, доводы, аналогичные изложенным в отзыве комитета градостроительной политики Ленинградской области.
В письменном отзыве ГКУ «Ленавтодор» указано, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Подъезд к д. Кискелово» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения» и имеет порядковый номер №, учетный номер - №, находится в оперативном управлении ГКУ «Ленавтодор». Под существующую полосу отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к <адрес>» сформированы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, сведения о которых внесены в ЕГРН. Также в ЕГРН содержатся сведения о координатах характерных точек контура сооружения автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к <адрес>» с кадастровым номером №. Установление санитарного разрыва не входит в компетенцию ГКУ «Ленавтодор». Санитарно-защитная зона устанавливается в соответствии СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Если в ходе рассмотрения настоящего дела будет установлена законность установления зоны с особыми условиями использования, то в удовлетворении требований должно быть отказано.
Административный истец Третьяков С.В. в судебное заседание не явился, направил своих представителей Акимову А.А. и Дорофееву Н.А., которые поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители Совета депутатов муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Николаев М.А. и ГКУ «Ленавтодор» - Орлов П.Г., ссылаясь на доводы, изложенные ранее в письменных отзывах, оставили разрешение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда.
В судебное заседание представители комитета градостроительной политики Ленинградской области, администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, ранее при подаче отзывов, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся участником процесса, заслушав заключение прокуроров прокуратуры Ленинградской области Ломакина С.С. и Васильевой О.С., полагавших заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст.32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что Третьяков С.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> 3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Третьяков С.В. направил в администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> уведомление о планируемом строительстве жилого дома на указанном земельном участке.
21 мая 2021 года администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области направила Третьякову уведомление № о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, указав, что согласно ПЗЗ большая часть земельного участка с кадастровым номером № находится в санитарном разрыве автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к <адрес>», где не допускается размещать жилую застройку.
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» утверждение правил землепользования и застройки поселения, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности.
Согласно п.2.1 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 N 16, Комитет по архитектуре утверждает правила землепользования и застройки поселений, внесение в них изменений.
Вопросы, связанные с принятием, официальным опубликованием и вступлением в силу правовых актов Ленинградской области урегулированы областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области».
Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).
Соблюдение процедуры принятия приказа комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» и полномочия указанного государственного органа по его изданию ранее были предметом судебной проверки Ленинградского областного суда, о чем имеется вступившие в законную силу решение от 04 сентября 2019 года по делу № 3а-164/2019.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (ст.4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Из статьи 3 ГрК РФ следует, что вопросы градостроительной деятельности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В части 4 названной указанной нормы отражено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему кодексу.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения (часть 3).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя характеристики зон с особыми условиями использования территории, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения поселения (пункт 1 части 4).
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и виде карт (часть 6).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт, в том числе, отображают местоположение зон с особыми условиями использования территорий (пункты 3 и 7 части 8).
Согласно п.4 ст.1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 18, части 3 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки поселения осуществляется с учётом положений генерального плана поселения, границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон (зон, для которых генеральным планом поселения определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно пункту 2.6 Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно объяснениям представителя ГКУ «Ленавтодор» и письменному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» находится у ГКУ «Ленавтодор» на праве оперативного управления, является дорогой общего пользования регионального значения и не относится к классу автомобильных магистралей.
Поскольку вышеназванный пункт 2.6 Санитарных правил императивно определяет необходимость установления санитарного разрыва только для автомагистралей, к каковым автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» не относится, следовательно, и возможность установления такового отсутствует.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (ст.1 ГрК РФ).
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).
Согласно ответам Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 08.12.2021, 15.12.2021, решений об установлении санитарно-защитной зоны от автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к дер. Кискелево», проходящей по территории дер. Лесколово Лесколовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области не принималось. При этом Управление сообщает, что указанная автомобильная дорога IV технической категории, по своим транспортно-эксплуатационным характеристикам не относится к автомагистралям, в связи с чем санитарные разрывы о ней в соответствии с действующим санитарным законодательство не устанавливаются.
Таким образом, вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований законодательства в названной сфере.
С учетом, установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что отображение на картах Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва), не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими ПЗЗ в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Третьякова С.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 31 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» в части установления зоны с особыми условиями использования территории – санитарного разрыва в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Боровской
Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2021 года.