Дело № 2а-420/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Захарово 2 июля 2018 года
Михайловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Сусловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия дело по административному иску прокурора Захаровского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности устранить повреждения, выбоины и занижения обочины на автомобильных дорогах местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Захаровского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования - Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности устранить повреждения, выбоины и занижения обочины на автомобильных дорогах местного значения, мотивируя его следующим.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в рамках проведения проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и о дорожной деятельности с привлечением ОГИБДД МО МВД РФ «Михайловский» проведена проверка соблюдения администрацией МО - Сменовское сельское поселение названного законодательства.
В ходе проверки установлено, что требования действующего законодательства о безопасности дорожного движения и о дорожной деятельности администрацией муниципального образования - Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района исполняются не должным образом.
Перечень автомобильных дорог Сменовского сельского поселения <адрес> утвержден распоряжением главы администрации МО - Сменовское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно приложению № Постановления к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Захаровского сельского поселения относится 27 автомобильных дорог.
В ходе данной проверки были выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог местного значения, а именно:
1. На участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> имеется выбоина на проезжей части дороги, превышающая предельно допустимые размеры, предусмотренные п.п. 3.1.1., 3.1.2. ФИО6 50597-93, длина 250 см, ширина 130 см, глубина 11 см; обочина, не отделенная от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части на 9,5 см, что не соответствует требованию п. 3.2.1 ФИО6 50597-93;
2. На участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> имеется выбоина на проезжей части дороги, превышающая предельно допустимые размеры, предусмотренные п.п. 3.1.1., 3.1.2. ФИО6 50597-93, длина 85 см, ширина 82 см, глубина 7 см;
3. На участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> на покрытии проезжей части имеется просадка, в нарушении п.п. 3.1.1, 3.1.3 ФИО6 50597-93, число просветов под 3-меттровой рейкой более 14%; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Обозначает пешеходный переход», что не соответствует требованиям п. 6.2.2 ФИО6 52289-2004, п. 4.2.1 ФИО6 50597-93.
Таким образом, администрацией муниципального образования Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
Данное бездействие администрации муниципального образования - Сменовское сельское поселение может привести к созданию аварийных ситуаций на участках указанных дорог, привести к ДТП, в ходе которого участники дорожного движения - неопределенный круг лиц могут получить телесные повреждения, а также может пострадать имущество данных лиц (транспортные средства).
<адрес> просит обязать администрацию МО - Сменовское сельское поселение устранить указанные выше повреждения, выбоины и занижение обочины на автомобильных дорогах местного значения сельского поселения: - на участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> выбоину на проезжей части дороги, размером, длина 250 см, ширина 130 см, глубина 11 см; занижение обочины, относительно уровня прилегающей кромки проезжей части в соответствии с п. 3.2.1 ФИО6 50597-93; - на участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> выбоину на проезжей части дороги, размером, длина 85 см, ширина 82 см, глубина 7 см; - на участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес>, на покрытии проезжей части просадку; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Обозначает пешеходный переход», - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание заместитель прокурора <адрес> ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в письменной форме заявление, в котором он указал, что административный иск поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - глава администрации муниципального образования - Сменовского сельского поселения Захаровского муниципального района <адрес> ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте последнего извещен надлежащим образом, представил в письменной форме заявление, в котором исковые требования прокурора признал в полном объеме, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку участвующие в деле лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по представленным доказательствам и материалам.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта РФ вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Согласно ч. 3 ст. 15 указанного выше Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам, в частности входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (подп. 2 «в», п. 6 раздела 4).
Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден и введен в действие ФИО6 50597-93 «Государственный стандарт российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ФИО6 50597-93).
Согласно р. 1 ФИО6 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу п. 3.1.1 ФИО6 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 ФИО6 50597-93 предусмотрены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 3.1.3 ФИО6 50597-93 ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам | Состояние покрытия по ровности | |
Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более | Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более | |
А | 660 | 7 |
Б | 860 | 9 |
В | 1200 | 14 |
Согласно п. 3.2.1 ФИО6 50597-93 обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Пунктом 6.2.2 ФИО6 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
В судебном заседании установлено, что распоряжением главы администрации муниципального образования – Сменовского сельского поселения Захаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования - Сменовского сельского поселения.
Согласно приложению № к указанному выше распоряжению в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО - Сменовское сельское поселение входят 27 автомобильных дорог: в том числе в пос. совхоза «Смена» <адрес>, общей протяженностью всех дорог 20,7 км (л.д. 24).
Таким образом, указанные выше автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования местного значения муниципального образования - Сменовского сельского поселения.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования - Сменовского сельского поселения Захаровского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения поселения относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории. Как указано выше, данные полномочия в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения» отнесены к полномочиям местного значения сельского поселения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из акта обследования ОГИБДД МО МВД России «Михайловский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе начальника ОГИБДД МОМВД России «Михайловский» ФИО3 и государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Михайловский» ФИО4 было произведено обследование улично-дорожной сети пос. совхоза «Смена» <адрес>, в ходе которого были выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог местного значения: 1. На участке автомобильной дороги в пос. совхоза «Смена», <адрес> имеется выбоина на проезжей части дороги, превышающая предельно допустимые размеры, предусмотренные п.п. 3.1.1., 3.1.2. ФИО6 50597-93, длина 250 см, ширина 130 см, глубина 11 см; обочина, не отделенная от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части на 9,5 см, что не соответствует требованию п. 3.2.1 ФИО6 50597-93; 2. На участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> имеется выбоина на проезжей части дороги, превышающая предельно допустимые размеры, предусмотренные п.п. 3.1.1., 3.1.2. ФИО6 50597-93, длина 85 см, ширина 82 см, глубина 7 см; 3. На участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> на покрытии проезжей части имеется просадка, в нарушении п.п. 3.1.1, 3.1.3 ФИО6 50597-93, число просветов под 3-меттровой рейкой более 14%; отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Обозначает пешеходный переход», что не соответствует требованиям п. 6.2.2 ФИО6 52289-2004, п. 4.2.1 ФИО6 50597-93, что также подтверждается составленными фототаблицами (л.д. 10, 11 - 23).
Таким образом, судом установлено и стороной административного ответчика признается, что администрацией МО - Сменовское сельское поселение нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности поскольку вышеуказанные нарушения дорожного покрытия на <адрес> пос. совхоза «Смена» не соответствуют предельно допустимым размерам просадок и выбоин, предусмотренных пунктами 3.1.1, 3.1.2 ФИО6 50597-93, имеется занижение обочины относительно уровня прилегающей кромки, что не соответствует п. 3.2.1 ФИО6 50597-93, а также отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Обозначает пешеходный переход» что не соответствует требованиям п. 6.2.2 ФИО6 52289-2004, п. 4.2.1 ФИО6 50597-93.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, является первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, то прокурор вправе предъявить указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Поскольку администрацией МО - Сменовское сельское поселение при осуществлении полномочий по решению вопросов об организации дорожной деятельности нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика является незаконным, а также о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить повреждения, выбоины и просадки на автомобильных дорогах местного значения.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора <адрес> законны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд, при принятии решения устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Срок, указанный прокурором, 1 месяц со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого административному ответчику необходимо исполнить возложенные на него обязанности, суд считает достаточным и разумным.
Срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением прокурором <адрес> также соблюден.
Поскольку в силу п. 9 и п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве административного истца или административного ответчика освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 293, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Захаровского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности устранить повреждения, выбоины и занижения обочины на автомобильных дорогах местного значения, удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования - Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района <адрес>, устранить повреждения, выбоины, и занижение обочины на автомобильных дорогах местного значения сельского поселения, а именно: - на участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес>, выбоину на проезжей части дороги, размером, длина 250 см, ширина 130 см, глубина 11 см; занижение обочины, относительно уровня прилегающей кромки проезжей части в соответствии с п. 3.2.1 ФИО6 50597-93; - на участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес>, выбоину на проезжей части дороги, размером, длина 85 см, ширина 82 см, глубина 7 см; - на участке автомобильной дороги местного значения в пос. совхоза «Смена», <адрес> просадку на покрытии проезжей части; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Обозначает пешеходный переход».
Установить администрации муниципального образования - Сменовское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области срок для совершения указанных действий – 1 (один) месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.В. Суслова