Решение по делу № 2-424/2023 от 21.02.2023

Дело № 2-424/2023

УИД 12RS0001-01-2022-001101-31

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Волжск 12 мая 2023 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Давыдова Д. В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» о выплате денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда,

Установил:

Волжская межрайонная прокуратура Республики Марий Эл обратилась в суд с иском а интересах Давыдова Д.В., как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей») указывая на то, что Давыдов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи со смертью отца ДД.ММ.ГГГГ и лишением матери родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Д.В. помещен в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения Министерства образования Республики Марий Эл. В соответствии с приказом директора ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ «О выбытии воспитанников из числа учащихся школы» Давыдов Д.В. считается выбывшим из учреждения ввиду дальнейшего трудоустройства в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> для получения профессии. Однако фактически в качестве обучающегося в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> или в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище <адрес>» зачислен не был, решение об отчислении его из указанных образовательных организаций, в том числе до окончания освоения соответствующей образовательной программы, образовательными организациями также не принималось. Таким образом, последним учреждением пребывания Давыдова Д.В. является ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в которой он получил образование. Поскольку по окончании пребывания в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Давыдов Д.В. не продолжил получение образования, он имел право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных частью 5 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл. В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 мая 2008 года № 120 «О реорганизации государственных учреждений» ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является правопреемником ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Давыдову Д.В. направлен ответ, согласно которому, рассмотрено его обращение, оснований для выплаты денежной компенсации взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования не имеется. Предусмотрено, что бюджетные средства, выделяемые на обеспечение выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием носят целевой характер и не могут быть израсходованы иным образом без достаточных на то оснований. Прокурор указывает на то, что несоблюдение норм обеспечения лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежной компенсации взамен одежды и мягкого инвентаря, единовременного денежного пособия нарушает права Давыдова Д.В. на получение социального обеспечения, гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации.

С учетом уточнений Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл просит суд обязать ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выдать Давыдову Д.В. денежную компенсацию как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля.

В дальнейшем Давыдов Д.В. реализуя право на судебную защиту дополнил требования и просил о взыскании единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.

В судебном заседании Давыдов Д.В. (участвующий посредством видеоконференц связи на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Республике Марий Эл) уточненный иск просил удовлетворить. С позицией ответчика не согласен, поскольку имеет начальное профессиональное образование – оператор швейного оборудования 3 разряда, поскольку обучался специальном учреждении закрытого типа <адрес> с 2003 года по 2004 год.

В судебном заседании помощник Волжская межрайонная прокуратура Республики Марий Эл Кузьмина Е.О. уточненные требования просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Фахриева Г.И. (по доверенности) просила в удовлетворении требований отказать, поскольку Давыдов Д.В. не относить к числу выпускников учреждения ответчика, в связи с не получением им соответствующего уровня образования в данном учреждении. Кроме того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ данный представитель указала, на пропуск Давыдовом Д.В. сроков исковой давности (т.1 л.д.84-86).

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора представители Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл, Министерства образования и науки Республике Марий Эл не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

До 01 января 2006 года, пункт 3 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" имел редакцию следующего содержания «Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств государственных образовательных учреждений по их окончании обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Республики Марий Эл, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в порядке, определяемом Правительством Республики Марий Эл».

В настоящее время редакцией указной статьи предусмотрено, что выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они обучались и воспитывались за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые устанавливаются Правительством Республики Марий Эл, и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей.

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они обучались и воспитывались, обеспечиваются комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей, по желанию выпускника взамен обеспечения указанными предметами ему может быть выдана денежная компенсация, размер которой составляет 30 078 рублей (пункт 5 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 09 марта 2007 года N 65 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях Республики Марий Эл").

Таким образом, предусмотренные нормы предусматривают обеспечение бесплатным комплектом одежды, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Следовательно, указанными нормами определена конкретная категория выпускников, имеющих право на перечисленное в этой статье дополнительное социальное обеспечение при выпуске из указанных образовательных организаций.

Давыдов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения Министерства образования Республики Марий Эл с ДД.ММ.ГГГГ был помещен в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (правопреемником которого является ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей») (т.1 л.д.10-11, 76-82).

На основании приказа директора ГОУ НПО Республика Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ «О выбытии воспитанников из числа учащихся школы» Давыдов Д.В. считается выбывшим из учреждения ввиду дальнейшего трудоустройства в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> для получения профессии (т.1 л.д.13-15).

Сведений о том, что Давыдов Д.В. ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> или в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище <адрес>» либо другое образовательное учреждение был зачислен, не имеется (л.д.12).

В судебном заседании Давыдов Д.В. пояснил, что по окончании ГОУ НПО Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2006 году ему исполнилось 17 лет. В ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес>, его не приняли поскольку учреждение закрыли и рекомендовали поехать ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище <адрес>». В последнем образовательном учреждении его не приняли, поскольку не позволял уровень образования и рекомендовали ехать обратно в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», куда он не поехал и остался жить с матерью. С 2008 года находился в местах лишения свободы 4 года. После отбытия наказания, через 7 или 8 месяцев, вновь был направлен в места лишения свободы, после освобождения с 2020 года проживал в <адрес>. Зимой 2021 года по месту отбытия наказания, ему стало известно о том, что ответчик не выплатил заявленную в иске социальный выплаты при окончании образовательного учреждения, с февраля 2021 года он обращается с данным вопросом.

При таких, обстоятельствах имеются основания для выводов о том, что Давыдов Д.В. заявил право на дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное при окончании обучения, в виде денежной компенсации, взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, единовременного денежного пособия, более чем через 14 лет после окончания обучения в образовательном учреждения ответчика и достигнув возраста 32 лет.

В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в силу положений абзаца 5 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Таким образом, определенные абзацем 4 пункта 7 статьи 6 названного Федерального закона конкретные категории выпускников, возраст которых не превышает 23 лет, имеют право на указанное в этой норме дополнительное социальное обеспечение при их выпуске из образовательной организации.

Каких-либо исключений относительно возраста перечисленной категории лиц ни абзац 4 пункта 7 статьи 6, ни какая-либо другая норма вышеназванного Федерального закона не содержит.

Указанная норма Федерального закона N 159-ФЗ сохраняет за этими лицами лишь до завершения обучения право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, под которыми в соответствии с абзацем 10 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ следует понимать предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав указанных лиц, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.

А под дополнительными гарантиями по социальной поддержке согласно абзацу 12 статьи 1 того же Федерального закона понимаются законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность получения вышеперечисленных гарантий указанными в абзаце 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ лицами после достижения ими возраста 23 лет лишь в период их обучения.

Поскольку Давыдов Д.В. заявил право на дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное при окончании обучения, в виде денежной компенсации, взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, единовременного денежного пособия, более чем через 14 лет после окончания обучения в образовательном учреждения ответчика и достигнув возраста 32 лет, что не предусмотрено абзацем 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ оснований для удовлетворения требований о взыскании денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплата труда не имеется.

При установленных судом обстоятельствах и длительности срока, в течение которого истец не пытался реализовать право на социальное обеспечение, доводы прокурора о нахождении Давыдова Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местах лишения свободы (т.1 л.д.163-164), о не принятии специалистами органами опеки мер по устройству Давыдова Д.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.8), а также доводы самого Давыдова Д.В. о том, что о невыплате компенсации ему стало известно зимой 2021 года, основаны на неправильном понимании закона. Кроме того, Давыдов Д.В. пропустил срок исковой давности для защиты своего нарушенного права на получение социальных выплат, о чем было заявлено стороной ответчика.

При этом, доводы Давыдова Д.В. о том, что он имеет начальное профессиональное образование – оператор швейного оборудования 3 разряда, поскольку обучался специальном учреждении закрытого типа <адрес> с 2003 года по 2004 год, правового значения не имеют, связаны с неверным правовым обоснованием ответчика.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданкой процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Давыдова Д. В. (ИНН ) к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» () о выплате денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Р.Глухова

Решение принято в окончательной форме

19 мая 2023 года

Дело № 2-424/2023

УИД 12RS0001-01-2022-001101-31

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Волжск 12 мая 2023 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Давыдова Д. В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» о выплате денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда,

Установил:

Волжская межрайонная прокуратура Республики Марий Эл обратилась в суд с иском а интересах Давыдова Д.В., как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей») указывая на то, что Давыдов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи со смертью отца ДД.ММ.ГГГГ и лишением матери родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Д.В. помещен в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения Министерства образования Республики Марий Эл. В соответствии с приказом директора ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ «О выбытии воспитанников из числа учащихся школы» Давыдов Д.В. считается выбывшим из учреждения ввиду дальнейшего трудоустройства в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> для получения профессии. Однако фактически в качестве обучающегося в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> или в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище <адрес>» зачислен не был, решение об отчислении его из указанных образовательных организаций, в том числе до окончания освоения соответствующей образовательной программы, образовательными организациями также не принималось. Таким образом, последним учреждением пребывания Давыдова Д.В. является ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в которой он получил образование. Поскольку по окончании пребывания в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Давыдов Д.В. не продолжил получение образования, он имел право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных частью 5 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл. В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 мая 2008 года № 120 «О реорганизации государственных учреждений» ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является правопреемником ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Давыдову Д.В. направлен ответ, согласно которому, рассмотрено его обращение, оснований для выплаты денежной компенсации взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования не имеется. Предусмотрено, что бюджетные средства, выделяемые на обеспечение выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием носят целевой характер и не могут быть израсходованы иным образом без достаточных на то оснований. Прокурор указывает на то, что несоблюдение норм обеспечения лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежной компенсации взамен одежды и мягкого инвентаря, единовременного денежного пособия нарушает права Давыдова Д.В. на получение социального обеспечения, гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации.

С учетом уточнений Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл просит суд обязать ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выдать Давыдову Д.В. денежную компенсацию как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля.

В дальнейшем Давыдов Д.В. реализуя право на судебную защиту дополнил требования и просил о взыскании единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.

В судебном заседании Давыдов Д.В. (участвующий посредством видеоконференц связи на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Республике Марий Эл) уточненный иск просил удовлетворить. С позицией ответчика не согласен, поскольку имеет начальное профессиональное образование – оператор швейного оборудования 3 разряда, поскольку обучался специальном учреждении закрытого типа <адрес> с 2003 года по 2004 год.

В судебном заседании помощник Волжская межрайонная прокуратура Республики Марий Эл Кузьмина Е.О. уточненные требования просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Фахриева Г.И. (по доверенности) просила в удовлетворении требований отказать, поскольку Давыдов Д.В. не относить к числу выпускников учреждения ответчика, в связи с не получением им соответствующего уровня образования в данном учреждении. Кроме того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ данный представитель указала, на пропуск Давыдовом Д.В. сроков исковой давности (т.1 л.д.84-86).

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора представители Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл, Министерства образования и науки Республике Марий Эл не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

До 01 января 2006 года, пункт 3 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" имел редакцию следующего содержания «Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств государственных образовательных учреждений по их окончании обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Республики Марий Эл, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в порядке, определяемом Правительством Республики Марий Эл».

В настоящее время редакцией указной статьи предусмотрено, что выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они обучались и воспитывались за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые устанавливаются Правительством Республики Марий Эл, и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей.

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они обучались и воспитывались, обеспечиваются комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей, по желанию выпускника взамен обеспечения указанными предметами ему может быть выдана денежная компенсация, размер которой составляет 30 078 рублей (пункт 5 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 09 марта 2007 года N 65 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях Республики Марий Эл").

Таким образом, предусмотренные нормы предусматривают обеспечение бесплатным комплектом одежды, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Следовательно, указанными нормами определена конкретная категория выпускников, имеющих право на перечисленное в этой статье дополнительное социальное обеспечение при выпуске из указанных образовательных организаций.

Давыдов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения Министерства образования Республики Марий Эл с ДД.ММ.ГГГГ был помещен в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (правопреемником которого является ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей») (т.1 л.д.10-11, 76-82).

На основании приказа директора ГОУ НПО Республика Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ «О выбытии воспитанников из числа учащихся школы» Давыдов Д.В. считается выбывшим из учреждения ввиду дальнейшего трудоустройства в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> для получения профессии (т.1 л.д.13-15).

Сведений о том, что Давыдов Д.В. ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес> или в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище <адрес>» либо другое образовательное учреждение был зачислен, не имеется (л.д.12).

В судебном заседании Давыдов Д.В. пояснил, что по окончании ГОУ НПО Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2006 году ему исполнилось 17 лет. В ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище » <адрес>, его не приняли поскольку учреждение закрыли и рекомендовали поехать ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище <адрес>». В последнем образовательном учреждении его не приняли, поскольку не позволял уровень образования и рекомендовали ехать обратно в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», куда он не поехал и остался жить с матерью. С 2008 года находился в местах лишения свободы 4 года. После отбытия наказания, через 7 или 8 месяцев, вновь был направлен в места лишения свободы, после освобождения с 2020 года проживал в <адрес>. Зимой 2021 года по месту отбытия наказания, ему стало известно о том, что ответчик не выплатил заявленную в иске социальный выплаты при окончании образовательного учреждения, с февраля 2021 года он обращается с данным вопросом.

При таких, обстоятельствах имеются основания для выводов о том, что Давыдов Д.В. заявил право на дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное при окончании обучения, в виде денежной компенсации, взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, единовременного денежного пособия, более чем через 14 лет после окончания обучения в образовательном учреждения ответчика и достигнув возраста 32 лет.

В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в силу положений абзаца 5 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Таким образом, определенные абзацем 4 пункта 7 статьи 6 названного Федерального закона конкретные категории выпускников, возраст которых не превышает 23 лет, имеют право на указанное в этой норме дополнительное социальное обеспечение при их выпуске из образовательной организации.

Каких-либо исключений относительно возраста перечисленной категории лиц ни абзац 4 пункта 7 статьи 6, ни какая-либо другая норма вышеназванного Федерального закона не содержит.

Указанная норма Федерального закона N 159-ФЗ сохраняет за этими лицами лишь до завершения обучения право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, под которыми в соответствии с абзацем 10 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ следует понимать предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав указанных лиц, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.

А под дополнительными гарантиями по социальной поддержке согласно абзацу 12 статьи 1 того же Федерального закона понимаются законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность получения вышеперечисленных гарантий указанными в абзаце 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ лицами после достижения ими возраста 23 лет лишь в период их обучения.

Поскольку Давыдов Д.В. заявил право на дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное при окончании обучения, в виде денежной компенсации, взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, единовременного денежного пособия, более чем через 14 лет после окончания обучения в образовательном учреждения ответчика и достигнув возраста 32 лет, что не предусмотрено абзацем 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ оснований для удовлетворения требований о взыскании денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплата труда не имеется.

При установленных судом обстоятельствах и длительности срока, в течение которого истец не пытался реализовать право на социальное обеспечение, доводы прокурора о нахождении Давыдова Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местах лишения свободы (т.1 л.д.163-164), о не принятии специалистами органами опеки мер по устройству Давыдова Д.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.8), а также доводы самого Давыдова Д.В. о том, что о невыплате компенсации ему стало известно зимой 2021 года, основаны на неправильном понимании закона. Кроме того, Давыдов Д.В. пропустил срок исковой давности для защиты своего нарушенного права на получение социальных выплат, о чем было заявлено стороной ответчика.

При этом, доводы Давыдова Д.В. о том, что он имеет начальное профессиональное образование – оператор швейного оборудования 3 разряда, поскольку обучался специальном учреждении закрытого типа <адрес> с 2003 года по 2004 год, правового значения не имеют, связаны с неверным правовым обоснованием ответчика.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданкой процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Давыдова Д. В. (ИНН ) к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» () о выплате денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Р.Глухова

Решение принято в окончательной форме

19 мая 2023 года

2-424/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Волжский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Глухова Юлия Рафаиловна
Дело на странице суда
volzhkiy.mari.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее