УИД 12RS0001-01-2022-001101-31
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Волжск 12 мая 2023 годаВолжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Давыдова Д. В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» о выплате денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда,
Установил:
Волжская межрайонная прокуратура Республики Марий Эл обратилась в суд с иском а интересах Давыдова Д.В., как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей») указывая на то, что Давыдов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи со смертью отца ДД.ММ.ГГГГ и лишением матери родительских прав решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Д.В. помещен в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Министерства образования Республики Марий Эл. В соответствии с приказом директора ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № «О выбытии воспитанников из числа учащихся школы» Давыдов Д.В. считается выбывшим из учреждения ввиду дальнейшего трудоустройства в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище №» <адрес> для получения профессии. Однако фактически в качестве обучающегося в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище №» <адрес> или в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище № <адрес>» зачислен не был, решение об отчислении его из указанных образовательных организаций, в том числе до окончания освоения соответствующей образовательной программы, образовательными организациями также не принималось. Таким образом, последним учреждением пребывания Давыдова Д.В. является ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в которой он получил образование. Поскольку по окончании пребывания в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Давыдов Д.В. не продолжил получение образования, он имел право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных частью 5 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл. В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 мая 2008 года № 120 «О реорганизации государственных учреждений» ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является правопреемником ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Давыдову Д.В. направлен ответ, согласно которому, рассмотрено его обращение, оснований для выплаты денежной компенсации взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования не имеется. Предусмотрено, что бюджетные средства, выделяемые на обеспечение выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием носят целевой характер и не могут быть израсходованы иным образом без достаточных на то оснований. Прокурор указывает на то, что несоблюдение норм обеспечения лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежной компенсации взамен одежды и мягкого инвентаря, единовременного денежного пособия нарушает права Давыдова Д.В. на получение социального обеспечения, гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации.
С учетом уточнений Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл просит суд обязать ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выдать Давыдову Д.В. денежную компенсацию как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля.
В дальнейшем Давыдов Д.В. реализуя право на судебную защиту дополнил требования и просил о взыскании единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.
В судебном заседании Давыдов Д.В. (участвующий посредством видеоконференц связи на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Республике Марий Эл) уточненный иск просил удовлетворить. С позицией ответчика не согласен, поскольку имеет начальное профессиональное образование – оператор швейного оборудования 3 разряда, поскольку обучался специальном учреждении закрытого типа <адрес> с 2003 года по 2004 год.
В судебном заседании помощник Волжская межрайонная прокуратура Республики Марий Эл Кузьмина Е.О. уточненные требования просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Фахриева Г.И. (по доверенности) просила в удовлетворении требований отказать, поскольку Давыдов Д.В. не относить к числу выпускников учреждения ответчика, в связи с не получением им соответствующего уровня образования в данном учреждении. Кроме того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ данный представитель указала, на пропуск Давыдовом Д.В. сроков исковой давности (т.1 л.д.84-86).
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора представители Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл, Министерства образования и науки Республике Марий Эл не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абзацем 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
До 01 января 2006 года, пункт 3 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" имел редакцию следующего содержания «Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств государственных образовательных учреждений по их окончании обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Республики Марий Эл, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в порядке, определяемом Правительством Республики Марий Эл».
В настоящее время редакцией указной статьи предусмотрено, что выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они обучались и воспитывались за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые устанавливаются Правительством Республики Марий Эл, и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей.
Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они обучались и воспитывались, обеспечиваются комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей, по желанию выпускника взамен обеспечения указанными предметами ему может быть выдана денежная компенсация, размер которой составляет 30 078 рублей (пункт 5 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 09 марта 2007 года N 65 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях Республики Марий Эл").
Таким образом, предусмотренные нормы предусматривают обеспечение бесплатным комплектом одежды, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Следовательно, указанными нормами определена конкретная категория выпускников, имеющих право на перечисленное в этой статье дополнительное социальное обеспечение при выпуске из указанных образовательных организаций.
Давыдов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Министерства образования Республики Марий Эл с ДД.ММ.ГГГГ был помещен в ГОУ Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (правопреемником которого является ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей») (т.1 л.д.10-11, 76-82).
На основании приказа директора ГОУ НПО Республика Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № «О выбытии воспитанников из числа учащихся школы» Давыдов Д.В. считается выбывшим из учреждения ввиду дальнейшего трудоустройства в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище №» <адрес> для получения профессии (т.1 л.д.13-15).
Сведений о том, что Давыдов Д.В. ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище №» <адрес> или в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище № <адрес>» либо другое образовательное учреждение был зачислен, не имеется (л.д.12).
В судебном заседании Давыдов Д.В. пояснил, что по окончании ГОУ НПО Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2006 году ему исполнилось 17 лет. В ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище №» <адрес>, его не приняли поскольку учреждение закрыли и рекомендовали поехать ГОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище № <адрес>». В последнем образовательном учреждении его не приняли, поскольку не позволял уровень образования и рекомендовали ехать обратно в ГОУ НПО Республики Марий Эл «Советская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», куда он не поехал и остался жить с матерью. С 2008 года находился в местах лишения свободы 4 года. После отбытия наказания, через 7 или 8 месяцев, вновь был направлен в места лишения свободы, после освобождения с 2020 года проживал в <адрес>. Зимой 2021 года по месту отбытия наказания, ему стало известно о том, что ответчик не выплатил заявленную в иске социальный выплаты при окончании образовательного учреждения, с февраля 2021 года он обращается с данным вопросом.
При таких, обстоятельствах имеются основания для выводов о том, что Давыдов Д.В. заявил право на дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное при окончании обучения, в виде денежной компенсации, взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, единовременного денежного пособия, более чем через 14 лет после окончания обучения в образовательном учреждения ответчика и достигнув возраста 32 лет.
В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в силу положений абзаца 5 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Таким образом, определенные абзацем 4 пункта 7 статьи 6 названного Федерального закона конкретные категории выпускников, возраст которых не превышает 23 лет, имеют право на указанное в этой норме дополнительное социальное обеспечение при их выпуске из образовательной организации.
Каких-либо исключений относительно возраста перечисленной категории лиц ни абзац 4 пункта 7 статьи 6, ни какая-либо другая норма вышеназванного Федерального закона не содержит.
Указанная норма Федерального закона N 159-ФЗ сохраняет за этими лицами лишь до завершения обучения право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, под которыми в соответствии с абзацем 10 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ следует понимать предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав указанных лиц, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
А под дополнительными гарантиями по социальной поддержке согласно абзацу 12 статьи 1 того же Федерального закона понимаются законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность получения вышеперечисленных гарантий указанными в абзаце 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ лицами после достижения ими возраста 23 лет лишь в период их обучения.
Поскольку Давыдов Д.В. заявил право на дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное при окончании обучения, в виде денежной компенсации, взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, единовременного денежного пособия, более чем через 14 лет после окончания обучения в образовательном учреждения ответчика и достигнув возраста 32 лет, что не предусмотрено абзацем 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ оснований для удовлетворения требований о взыскании денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплата труда не имеется.
При установленных судом обстоятельствах и длительности срока, в течение которого истец не пытался реализовать право на социальное обеспечение, доводы прокурора о нахождении Давыдова Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местах лишения свободы (т.1 л.д.163-164), о не принятии специалистами органами опеки мер по устройству Давыдова Д.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.8), а также доводы самого Давыдова Д.В. о том, что о невыплате компенсации ему стало известно зимой 2021 года, основаны на неправильном понимании закона. Кроме того, Давыдов Д.В. пропустил срок исковой давности для защиты своего нарушенного права на получение социальных выплат, о чем было заявлено стороной ответчика.
При этом, доводы Давыдова Д.В. о том, что он имеет начальное профессиональное образование – оператор швейного оборудования 3 разряда, поскольку обучался специальном учреждении закрытого типа <адрес> с 2003 года по 2004 год, правового значения не имеют, связаны с неверным правовым обоснованием ответчика.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданкой процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Давыдова Д. В. (ИНН №) к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Волжский центр для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (№) о выплате денежной компенсации, как выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен обеспечения комплектом одежды обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 39423 рубля, единовременного пособия не менее 5-ти кратного минимального размера оплаты труда и компенсации морального вреда отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Р.Глухова
Решение принято в окончательной форме
19 мая 2023 года