Решение по делу № 8Г-17122/2023 [88-18362/2023] от 24.07.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                            № 88-18362/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                   29 августа 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.,

Судей Гусева Д.А., Андугановой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                 № 2-13/2023(2-385/2022), УИД: 42RS0039-01-2022-000553-75 по иску Гулевича Геннадия Иосифовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения, обязании к совершению действия, взыскании ежегодной денежной выплаты,

по кассационной жалобе представителя истца Гулевича Геннадия Иосифовича по доверенности Мальцева Сергея Алексеевича на решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 26 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2023 г.,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., выслушав объяснения представителя истца Гулевича Г.И. – Мальцева С.А., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Гулевич Г.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу) о признании незаконным решения, обязании к совершению действия, взыскании ежегодной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований Гулевич Г.И. ссылался на то, что он является участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, имеет удостоверение ветерана - участника войны, в связи с чем имеет право на льготы, установленные статьёй 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 поименованы в разделе I Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации,- приложения к Федеральному закону № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», начиная с 2019 года, ежегодно к Дню Победы предусмотрена денежная выплата в размере 10 000 руб. гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной Войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Несмотря на то, что Гулевич Г.И. законом отнесён к категории граждан Российской Федерации из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ему назначены меры социальной поддержки как участнику Великой Отечественной войны, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» денежная выплата ему не назначена и не выплачена.

В ответе ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 27 октября 2022 г. № сообщено об отсутствии у него права на указанную выплату со ссылкой на то, что он не относится к отдельной категории граждан из числа лиц, поименованных в подпункте 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Гулевич Г.И. считает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на получение ежегодной денежной выплаты только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов.

Гулевич Г.И. просил суд признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 27 октября 2022 г. об отказе в установлении ежегодной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу назначить и выплачивать ежегодно денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», взыскать ежегодную денежную выплату, предусмотренную к выплате в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», за 2019, 2020, 2021, 2022 годы в общем размере 40 000 руб.

Решением Ижморского районного суда Кемеровской области от                  26 января 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2023 г., исковые требования Гулевича Г.И. оставлены без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2023 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Гулевича Г.И. - Мальцев С.А. просит отменить решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 26 января              2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2023 г.

На доводы кассационной жалобы письменные возражения не поступали.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Гулевич Г.И., представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения представителя истца Мальцева С.А., руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гулевич Г.И. является участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года.

17 января 1983 г. Гулевичу Г.И. выдано удостоверение (серия ), согласно которому он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.

10 октября 2022 г. Гулевич Г.И. обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о выплате ему единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы».

В удовлетворении заявления Гулевичу Г.И. отказано, о чём он уведомлён пенсионным органом письмом от 27 октября 2022 г.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Гулевичем Г.И. требований, руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186, исходил из того, что Гулевич Г.И. не входит в число граждан, которым названным Указом Президента Российской Федерации предусмотрена единовременная денежная выплата, поскольку участником Великой Отечественной войны 1941-1945 он не является.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы представителя истца Гулевича Г.И. – Мальцева С.А. и материалам дела не имеется.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определённой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьёй 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).

В силу подпункта «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе, относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г.               № 5-ФЗ перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня               2000 г. № 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 указанного Федерального закона постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введёнными в действие директивами Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооружённых Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Исходя из приведённого правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Из материалов дела следует, что истец имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьёй 15 вышеупомянутого Федерального закона.

Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным решения ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 27 октября 2022 г. об отказе в установлении ежегодной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля                2019 г. № 186 «О ежегодной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», истец в исковом заявлении ссылался на то, что он как участник боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 г. приравнен к категории участника Великой Отечественной войны.

Статьёй 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, также определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены, в том числе боевые действия в районе острова Даманский: март 1969 г.

Как правильно указано судами, боевые действия в районе острова Даманский, имевшие место в марте 1969 г., не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от                       4 апреля 2006 г. № 89-О указал, что Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ с учётом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе её статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 390-О и № 398-О, от 12 ноября 2008 г. № 1051-О-О и другие).

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы», отдавая дань глубокого уважения ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г., постановлено: установить, что начиная с 2019 г. гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.

Вышеназванным Указом Президента Российской Федерации определён круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этих Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 г. по 1945 г.

Поскольку период участия Гулевича Г.И. в боевых на острове Даманский в марте 1969 г. не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 г. по 1945 г., право Гулевича Г.И. на получение мер социальной поддержки, установленной Федеральным законом «О ветеранах», не может быть реализовано в соответствии с положениями вышеназванного Указа Президента Российской Федерации.

Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации, в соответствии с которым в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременных выплат за счёт средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в соответствующих подпунктах статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Гулевич Г.И. не имеет права на получение предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы» единовременной выплаты, основан на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Установив юридически значимые обстоятельства, применив указанные нормы права, суды пришли к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения иска.

Доводы кассационной жалобы о том, что вышеупомянутый Указ Президента Российской Федерации относится ко всем лицам, имеющим статус ветерана (участника) Великой Отечественной войны, основан на неверном субъективном толковании указанных правовых норм.

Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 26 января 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Гулевича Геннадия Иосифовича по доверенности Мальцева Сергея Алексеевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-17122/2023 [88-18362/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Гулевич Геннадий Иосифович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области Кузбассу
клиентская служба (на правах группы) по Ижморскому району ГУ-отделение ПФ РФ по Кемеровской области-Кузбассу
Другие
Мальцев Сергей Алексеевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
29.08.2023Судебное заседание
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее