Судья: Сверчков И.В. № 33-4441/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.
судей Головкова В.Л., Юдина А.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 8 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 31 июля 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Ухты, удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование городской округ «Ухта», в лице администрации оснастить здания, расположенные по адресам: ... приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение установленных приборов учета в эксплуатацию, в срок до 31 декабря 2012 года.»
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Ухты в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Ухта» о возложении обязанности оснастить приборами учета тепловой энергии здания, являющиеся собственностью ответчика, расположенные по адресам:
...
...
В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории МО ГО «Ухта» требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В нарушение положений действующего законодательства в указанных зданиях отсутствуют приборы учета тепловой энергии. Отсутствие приборов учета тепловой энергии ведет к невозможности установления количества фактически потребляемых ресурсов и, как следствие, не приводит к экономии средств местного бюджета, поэтому нарушает права неопределенного круга лиц.
Ответчик иск не признал.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Ухта» просит об отмене решения по мотиву его незаконности, полагая, что суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что здания введены в эксплуатация до вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, а капитальный ремонт в них не проводился.
В возражениях относительно жалобы прокурор указывает на несостоятельность доводов жалобы и просит об оставлении решения без изменения.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 4 статьи 13 Закона определено, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Из материалов дела следует, что собственником зданий, расположенных по адресам: ... является Муниципальное образование городской округ «Ухта».
Как установлено судом и не оспаривается заявителем в апелляционной жалобе, в указанных зданиях отсутствуют приборы учета тепловой энергии. При этом здания не являются ветхими, аварийными, не подлежат сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013. Максимальный объем потребления тепловой энергии зданий составляет более чем две десятых гигакалории в час.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Согласно данной норме требования закона об энергетической эффективности не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию ранее. В соответствии с п.4 ст. 2 Федерального закона энергетическая эффективность это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Вопросы обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, их соответствие требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, которое вправе установить первоочередные требования энергетической эффективности, определены статьей 11 Федерального закона.
Обеспечение энергетической эффективности не отменяет требования статьи 13 Федерального закона об обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Согласно ст. 24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начиная с 1 января муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных им энергоресурсов. Экономия средств, используется для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании заявителем положений законодательства, регулирующего спорные отношения, по существу являются позицией ответчика по делу, были предметом судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении, не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Ссылки заявителя на меры, предпринимаемые им в целях повышения эффективности использования энергоресурсов не опровергают выводов суда, поскольку указанное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению приборами учета тепловой энергии указанных зданий.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов жалобы и об отсутствии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Ухта» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: