Решение по делу № 11-2848/2021 от 01.12.2021

61RS0006-01-2021-002946-71

Судья: Акуз А.В.      Дело № 11-2848/2021

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника МИФНС России № 23 по Ростовской области ФИО9 на решение судьи Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Скорпион» Сарамут Виктории Викторовны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области от 14 апреля 2021 года генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Скорпион» Сарамут В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Сарамут В.В. обратилась в Ворошиловский районный суд города Ростова-на-Дону с жалобой на вышеуказанное постановление.

Решением судьи Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 12 октября 2021 года постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области от 14 апреля 2021 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, начальник МИФНС России № 23 по Ростовской области ФИО10 ставит вопрос об отмене решения судьи, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Защитник Сарамут В.В. по доверенности Сарамут А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Представитель налогового органа в судебное заседание не явился при надлежащем уведомлении о месте и времени его проведения, дело рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав Сарамут А.Ю., изучив материалы дела, доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В силу части 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в указанной части статьи 14 Закона.

Из материалов дела следует, что 26 февраля 2018 г. между ООО «Скорпион» и гражданкой Тайланда ФИО11 заключен трудовой договор.

При осуществлении мероприятий валютного контроля на основании поручения от 23 марта 2021 года МИФНС России № 23 по Ростовской области проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО «Скорпион», генеральным директором которого является Сарамут В.В.

В ходе проверки установлен факт нарушения валютного законодательства в части выплаты заработной платы гражданке Тайланда ФИО12 наличными денежными средствами в размере 5810,45 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером № 12, платежной ведомостью № 12.

Нарушение ООО «Скорпион» подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1, части 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившееся в выплате 24 июня 2019 года гражданке Тайланда заработной платы в наличной форме, послужило основанием для привлечения генерального директора Общества Сарамут В.В. к административной ответственности за каждую выплату.

При рассмотрении жалобы на постановление налогового органа судьей Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону установлено, что выплаты заработной платы гражданке Тайланда ФИО13 осуществлялись ООО «Скорпион» наличными денежными средствами в течение 2019 - 2020 годов.

При этом согласно представленным материалам общее количество дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Скорпион» Сарамут В.В. составляет более 20.

По каждому факту выплаты заработной платы гражданке Тайланда ФИО14 в 2019 году в отношении генерального директора ООО «Скорпион» Сарамут В.В. вынесено отдельное постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа.

Правонарушения выявлены в ходе одной проверки, совершены одним субъектом. Выявленные правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе. Таким образом, раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.

Судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у налоговой инспекции не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизод правонарушения как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и устанавливать за каждое из них административное наказание.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года N 14-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 16 июня 2009 года N 9-П).

В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.

Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» (Страсбург, 10 февраля 2009 года) отметил, что положения статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.

Действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.

Часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Позиция налогового органа, с учетом размера санкций по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, фактически предполагает многократное применение существенного административного наказания за отдельные выплаты заработной платы одному и тому же работнику – нерезиденту. Такой подход, в частности, не соответствует предъявляемым к мерам административной ответственности требованиям соразмерности и справедливости. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2020 N 305-ЭС20-11431 по делу N А40-189755/2019.

С учетом изложенного, предложение налогового органа по привлечению генерального директора ООО «Скорпион» Сармут В.В. к административной ответственности за 20 аналогичных нарушений валютного законодательства, совершенное в тот же проверяемый период, является необоснованным.

При таком положении у судьи первой инстанции имелись основания для отмены постановления и прекращения производства по делу, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, оснований для отмены вынесенного судьей районного суда решения не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Скорпион» Сарамут Виктории Викторовны оставить без изменения, а жалобу начальника МИФНС России № 23 по Ростовской области Пугачева И.В. – без удовлетворения.

Судья:

11-2848/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Сарамут Виктория Викторовна
Суд
Ростовский областной суд
Статьи

15.25

Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
01.12.2021Материалы переданы в производство судье
23.12.2021Судебное заседание
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее