Судья ФИО17
Дело № 33-1857/2015г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 28 мая 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – Зайнудиновой Ш.М.
судей – Сатыбалова С.К., Абдуллаева М.К.
при секретаре – Гудаеве Р.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Абдуллаева Ю.Г. по доверенности ФИО19 на решение Хасавюртовского районного суда РД от 10 февраля 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Абдуллаева Ю. Г. к Умарову Ю. А. и третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Ильясову М. ХасМ.чу об обязании устранить препятствие в пользовании принадлежащим ему земельным участком площадью 751 кв.м. с кадастровым номером <.>, обязании снести самовольное домостроение, построенное на его земельном участке площадью 751 кв.м., расположенном в черте с. Аксай Хасавюртовского района РД отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сатыбалова С.К., объяснения представителя Абдуллаева Ю.Г. по доверенности ФИО20 просившего решение суда отменить, принять по делу новое решение, объяснения Умарова Ю.А., представителя Ильясова М.Х. по доверенности ФИО21 просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Абдуллаев Ю.Г. обратился в суд с иском к Умарову Ю.А. об обязании устранить препятствие в пользовании принадлежащим ему земельным участком, обязании снести самовольное домостроение, по тем основаниям, что на основании постановления главы администрации с. Аксай Хасавюртовского района Республики Дагестан от 1 апреля 1999 года за №40 ему, на праве пожизненного наследуемого владения, выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства в размере 0,075 га в черте установленной границы селения Аксай Хасавюртовского района Республики Дагестан.
Хасавюртовским Райкомземом 5 апреля 1999 года выдано свидетельство №, заведующим отделом архитектуры и градостроительства выдано разрешение от 16 ноября 2006 года за №22 на строительство жилого дома.
Его право собственности на указанный выше земельный участок зафиксирован межевым планом от 23 июня 2014 года, кадастровой выпиской о земельном участке от 4 июля 2014 года <.>
С 1999 года он, как собственник, выплачивает земельный налог за указанный земельный участок.
Ответчик Умаров Ю.А. в настоящее время причиняет ему препятствие в пользовании принадлежащим ему земельным участком. На данном земельном участке он ведёт незаконное строительство жилого домостроения.
Указанными действиями ответчик препятствует ему, как собственнику, пользоваться своим земельным участком, чем нарушает его имущественные права, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельным участком.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Абдуллаева Ю.Г. по доверенности ФИО22 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обосновании жалобы он указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны, установленные судом первой инстанции, обстоятельства имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции ошибочно посчитал объективным паспорт № застройки земельного участка Ильясова М., являющегося основой и предметом спора.
Паспорт застройки под № выдавался застройщику Абдуллаеву Г. М., а не Ильясову М.
Документы на имя Ильясова М. вызывают сомнения и выводы суда об их объективности ошибочны.
Суд первой инстанции, принимая решение, не выяснил, на каком основании выдано 2 свидетельства на один земельный участок, одно Абдуллаеву Ю. Г., другое Ильясову М..
В свидетельстве №40, выданное Ильясову М., изменен год выдачи, что видно невооруженным глазом и без экспертизы.
Абдуллаев Ю.Г. представил суду подлинники документов, а документы Ильясова М. без даты, подписей, изготовлены на компьютере, подписи в них учинены в настоящее время.
Ильясову М. в 1996 году земельный участок не предоставлялся, заявление о предоставлении ему земельного участка им не подавалось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации с. Аксай Хасавюртовского района РД от 01.04.1999 года №40 Абдуллаеву Ю.Г. выделен земельный участок площадью 0,075га под строительство индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно свидетельству на право владения, пожизненного наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от 05 апреля 1999 года, выданного Хасавюртовским райкомземом Абдуллаеву Ю. Г., во владении последнего находится земельный участок площадью 0,075га, расположенный в с. Аксай Хасавюртовского района РД.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Абдуллаевым Ю.Г. исковых требований, указал следующее:
истец Абдуллаев Ю.Г. в подтверждение своих доводов сослался на выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 10.04.2014 года, выданной главой МО «село Аксай» Хасавюртовского района РД, кадастровую выписку о земельном участке от 08 июля 2014 года №, выданной межрайонным отделом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан, межевой план, квитанцию № от 09.12.2014 года об уплате земельного налога за 2014 год, справку №1670 от 22.12.2014 года, выданную МО «село Аксай» Хасавюртовский район РД, паспорт № застройки земельного участка индивидуального застройщика Абдуллаева Ю. Г., паспорт № застройки земельного участка индивидуального застройщика Абдуллаева Г. М. и паспорт № застройки земельного участка индивидуального застройщика Абдуллаева Г. М..
Порядок предоставления земельных участков и возникновения права на них с 1991 года до 29 октября 2001 года (дата введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации) регулировался Основами законодательства Союза ССР и союзных республик «О земле» от 28.02.1990г., Законом Дагестанской ССР от 16 мая 1991г. "О земле", Постановлением Правительства Российской Федерации №177 от 19 марта 1992г. "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Постановлением Совета Министров ДАССР от 08 января 1992 года N 1 "О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", Указанием Госкомзема ДАССР от 23 января 1992 года N 07-5-4 "О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей".
Согласно статьям 14 и 15 Закона Республики Дагестан "О земле" от 16 мая 1991 года и приведенным выше нормативным актам предоставление земель с 1991 года до 29 октября 2001 года производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ.
При этом в силу статьи 14 Закона Республики Дагестан "О земле" от 16 мая 1991 года приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещалось.
Право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который регистрировался и выдавался соответствующим Советом народных депутатов.
Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, была утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР N 493 от 17 сентября 1991 года "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Применение этого акта на территории Республики Дагестан было предусмотрено Постановлением Совета Министров ДАССР от 8 января 1992 года N 1 "О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Составной частью этого акта являлся чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.
Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года, было предусмотрено, что по результатам землеустройства составлялся акт (на практике - акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).
Анализ приведенных нормативных актов позволяет установить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до 29 октября 2001 года должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.
Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.
Соответственно, такие доказательства должны быть представлены истцом в подтверждение своих прав на спорный земельный участок.
В соответствии со ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из дела, рассматриваемый судом гражданско-правовой спор касается прав на землю, в связи с чем, и в силу требований ст.60 ГПК РФ, права на землю должны подтверждаться определенными доказательствами, предусмотренными земельным законодательством.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В силу ст. 194 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Исходя из выше изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами, истцом Абдуллаевым Ю.Г. и его представителем Абдуллаевой У.Г. суду не представлены.
Так, из п.3 приведенного выше постановления №40 от 01.04.1999 года главы администрации с.Аксай Хасавюртовского района РД о выделении Абдуллаеву Ю.Г. земельного участка площадью 0,075га под строительство индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства следует, что к освоению участка необходимо приступить только после получения государственного акта в районном комитете по земельной реформе и земельным ресурсам и технического паспорта в районной архитектуре.
Однако, как следует из представленных истцом и приведенных выше материалов, Хасавюртовским районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, как того требовал действовавший на тот момент закон, в отношении Абдуллаева Ю.Г. отвод земельного участка, установление и согласование границ земельного участка с составлением чертежа границ земельного участка на местности не производились.
Суд исходя из выше изложенного, пришел к выводу, что представленные истцом и его представителем постановление главы администрации с.Аксай Хасавюртовского района РД, от 01.04.1999 года №40, свидетельство на право владения, пожизненного наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от 5 апреля 1999 года и паспорт застройки земельного участка индивидуального застройщика № на имя Абдуллаева Ю. Г., квитанция № от 09.12.2014 года об уплате земельного налога и справка от 22.12.2014 года за № 16.12.2014 года об уплате земельного налога, выданная МО «село Аксай» Хасавюртовского района Республики Дагестан сами по себе не свидетельствуют о праве, истца Абдуллаева Ю.Г., на спорный земельный участок.
Суд первой инстанции указал, что из акта согласования местоположения границы земельного участка без даты и межевого плана от 23 июня 2014 года видно, что в них отсутствуют сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком, тем самым земельный участок истца поставлен на кадастровый учет декларативно, без установления границ и в силу этих обстоятельств эти документы также не подтверждают права Абдуллаева Ю.Г. на спорный земельный участок.
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 -304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Исследованными судом материалами дела, пояснениями сторон, показаниями свидетелей установлено, что истец фактически не владеет спорным земельным участкам, земельным участком владеет и пользуется Умаров Ю.А.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав, возможно использовать, один из перечисленных в указанной статье способов, либо несколько способов. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять лишь этот способ.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать обстоятельствам дела и, действительно, привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Судом первой инстанции Абдуллаеву Ю.Г. и его представителю Абдуллаевой У.Г. было разъяснено право на предъявление виндикационного иска об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, однако такие требования ими не заявлены.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как разъяснено в п.3 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04. 2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», принимая решение, суд в силу части 1 статьи 196 ГПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе Абдуллаеву Ю.Г. в удовлетворении иска к Умарову Ю.А. и третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Ильясову М.Х. об устранении препятствия в пользовании принадлежащим ему земельным участком и обязании снести самовольное домостроение.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований, для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 10 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: