административное дело № 2а-173/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Полесск 04 июня 2018 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Полиловой Л.А.,
при секретаре Корнеевой Н.Н.,
с участием административного истца Кобычева Е.С., представителя административного истца Наумова С.В.,
представителя административного ответчика администрации МО «Полесский городской округ» Алексеевой Е.И.,
представителя заинтересованного лица отдела социальной защиты населения администрации МО «Полесский городской округ» Оверчук Н.И.,
заинтересованного лица Кобычевой Е.А.,
рассмотрев административное дело № 2а-173/2018 по административному иску Кобычева Е.С. к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» об отмене постановления администрации от 13.12.2017 № 1060; о возложении обязанности восстановить семью Кобычевых в сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2018 год под № 1; о возложении обязанности выдать семье Кобычевых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, определив размер социальной выплаты; о взыскании судебных расходов, -
У С Т А Н О В И Л:
Кобычев Е.С. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Полесский городской округ», в котором просит отменить постановление администрации от 13.12.2017 № 1060; обязать администрацию восстановить семью Кобычевых, состоящую из Кобычева Е.С., Кобычевой Е.А., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2018 год под № 1; обязать администрацию выдать семье Кобычевых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, определив размер социальной выплаты, исходя из подп. «б» п. 16, п. 17 и п. 37 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Также административный истец просил взыскать с административного ответчика судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 30 000 рублей и судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В обоснование требований административный истец сослался на то, что согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по уровню обеспеченности общей площадью жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление на имя главы администрации МО «Полесский муниципальный район» о включении его семьи, состоящей из трёх человек (истца, супруги и сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. Семья Кобычевых была включена в состав участников данной подпрограммы на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ в семье истца родился второй ребёнок – ФИО2 В ДД.ММ.ГГГГ семья Кобычевых, на основании постановления администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.
Согласно письму ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, семья истца значилась под № в сводном списке молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Согласно письму администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, семья Кобычевых значилась в указанном списке под №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик уведомил семью истца о том, что семья исключена из списка молодых семей – участников указанной выше подпрограммы, поскольку истцу исполнилось <данные изъяты> лет. Исключение семьи из числа участников подпрограммы истец считает незаконным и ущемляющим права его семьи, поскольку Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование не содержат основания исключения семьи из числа участников подпрограммы после достижения одним из супругов 35-летнего возраста.
В судебном заседании административный истец Кобычев Е.С. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Полагал, что неправомерно был исключён из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Представитель административного истца Наумов С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, доводы изложил аналогично доводам иска.
Представитель административного ответчика администрации МО «Полесский городской округ» Алексеева Е.И. в судебном заседании административные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица отдела социальной защиты населения администрации МО «Полесский городской округ» Оверчук Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Пояснила, что семья Кобычевых не была включена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, в связи с тем, что на момент формирования данного списка возраст истца превысил 35 лет. Данное обстоятельство послужило основанием для исключения семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».
Заинтересованное лицо Кобычева Е.А. в судебном заседании поддержала административные требования, просила их удовлетворить, полагала, что их семья незаконно была исключена из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в ред. ФЗ от 20.05.2017).
Данными Правилами предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В силу п. 9 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в подпрограмме является добровольным.
Согласно постановлению администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, семья Кобычевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в составе: супруга Кобычева Е.С. (истца), ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., была включена в муниципальный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
В соответствии с постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанное постановление администрации было признано утратившим силу (п. 2), а семья Кобычевой Е.А. в составе: супруга Кобычева Е.С., сына ФИО1 и дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в муниципальный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставлять эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён муниципальный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году по муниципальному образованию «Полесский муниципальный район». В состав данного списка под № 5 вошла семья Кобычевых, о чем истец и его супруга были проинформированы письмом отдела социальной защиты администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом отдела социальной защиты населения администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № была уточнена очередность в муниципальном списке, а именно было сообщено, что семья Кобычевых находится под № 1.
В соответствии с п.п. 1, 2 Постановления Правительства Калининградской области от 05.05.2011 № 303 «О предоставлении молодым семьям – участникам программы «Обеспечение молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства с участием средств федерального, областного и местных бюджетов Калининградской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области уполномочено осуществлять в пределах своих полномочий контроль реализации и проведения мониторинга подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на региональном и муниципальном уровнях. В том числе, данное Министерство наделено полномочиями формировать и утверждать сводный список молодых семей – участников федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Из подп. 1, 3 п. 3 указанного Постановления Правительства Калининградской области следует, что предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), в соответствии с приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы.
Список молодых семей – участников федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список), формируется ОМСУ (орган местного самоуправления) независимо от даты подачи заявления на участие в федеральной целевой подпрограмме в порядке очередности по дате признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении по форме, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области; в первую очередь в указанный список включаются молодые семьи – участники федеральной подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей, для молодых семей, имеющих одинаковую дату признания нуждающимися в жилых помещениях, очередность в списке формируется в алфавитном порядке.
В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 2 п. 27 Правил).
Положениями подп. 6 п. 3 Постановления Правительства Калининградской области от 05.05.2011 № 303 предусмотрено, что в случае, если на момент формирования Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая молодая семья не включается в указанный список, о чём Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области информирует ОМСУ в порядке, установленном пунктом 28 приложения № 4 к федеральной подпрограмме, с целью исключения ОМСУ молодой семьи из списка молодых семей – участников федеральной подпрограммы в соответствующем году.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 08.12.2017 № 358 утвержден сводный по Калининградской области список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году.
Из выписки из сводного списка следует, что семья Кобычевых не была включена в число претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году.
В соответствии с подп. 6 п. 6 Постановления Правительства Калининградской области от 05.05.2011 № 303, решение об исключении молодой семьи из списка участников принимается ОМСУ в порядке, установленном для принятия актов соответствующего муниципального образования, в том числе в случае других условий, в результате которых молодая семья утратила основания для признания её участником федеральной подпрограммы по муниципальному образованию.
Согласно постановлению администрации МО «Полесский городской округ» от 13.12.2017 № 1060, семья истца исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с достижением Кобычевым Е.С. предельного возраста для участия в данной подпрограмме.
О вышеизложенном решении органа местного самоуправления супруги Кобычевы были уведомлены письмом начальника отдела социальной защиты населения администрации МО «Полесский городской округ» от 18.12.2017 № 2041.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что с учётом действовавшего законодательства, регулирующего порядок формирования и утверждения списков участников подпрограммы, имеющих право на получение социальных выплат, семье Кобычевых было правомерно отказано во включении в список претендентов на получение указанной выплаты. Подпрограмма различает понятия участников и претендентов. Так, в списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году попадают все участники подпрограммы, включённый в неё органами местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому. Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является выпиской из сводного списка, который формируется после определения объёма финансирования подпрограммы из федерального бюджета на конкретный год, и в который включаются молодые семьи, которые получат социальную выплату в данном году. При этом, для получения права на получение социальной выплаты имеет значение возраст родителей не на момент включения её в список молодых семей – участников, а на момент включения её в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).
Как видно из материалов дела, к моменту утверждения сводного по Калининградской области списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году административный истец Кобычев Е.С. достиг возраста <данные изъяты>. Таким образом, его семья перестала отвечать условиям участия в подпрограмме.
Довод стороны административного истца о том, что семья Кобычевых была исключена из числа участников подпрограммы преднамеренно, в результате умышленных действий сотрудников администрации, ничем не обоснован.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, в связи с чем, судебные расходы взысканию с административного ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд-
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Кобычева Е.С. к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» об отмене постановления администрации МО «Полесский городской округ» от 13.12.2017 № 1060; о возложении обязанности восстановить семью Кобычевых в сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2018 год под № 1; о возложении обязанности выдать семье Кобычевых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, определив размер социальной выплаты; о взыскании судебных расходов – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 09 июня 2018 года.
Судья подпись Л.А. Полилова