Дело № 2-64/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2015 года с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Аксютиной Н.М.,
при секретаре Пигурской Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кеменевой Т.А. к Администрации Советского района Алтайского края о признании недействительным заключение комиссии, признание жилого помещения непригодным для проживания, признании права на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, признании незаконным отказ и решения во включение в список на получение государственного жилищного сертификата, обязании включить в список на получение государственного жилищного сертификата,
Установил
Кеменева Т.А. обратилась в суд с настоящим иском. В ходе судебного заседания неоднократно уточняла исковые требования. В обоснование окончательно сформулированных исковых требований указала, что в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014г. произошедшего на территории <адрес>, жилой дом по адресу: <адрес>, где проживала истица Кеменева Т.А. попал в зону подтопления.
04.07.2014г. Кеменева Т.А. обратилась в Администрации Советского района Алтайского края с заявлением о создании специальной комиссии по обследованию ее дома и оценки нанесенного ущерба в связи с наводнением в период с «31» мая 2014 года по «05» июня 2014 г.
ДД.ММ.ГГГГ. исходящим письмом за № Администрации Советского района Алтайского края (далее также - Администрации), в ответ на вышеназванное заявление предложила Кеменевой Т.А. обратиться с заявлением о проведении обследования в Администрации Советского района в межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания.
Далее, ДД.ММ.ГГГГ исходящим письмом за № до сведения Кеменевой Т.А. доведено, что при Администрации района не существует независимой комиссии по признанию жилья непригодным для проживания, рекомендовано обратиться в независимые комиссии в <адрес> по признанию жилья непригодным для проживания, имеющие свидетельства саморегулируемой организации (СРО).
Во исполнение вышеназванных рекомендаций ДД.ММ.ГГГГ Истица обратилась в соответствующую организацию, свидетельство саморегулируемой организации (СРО) - СРО НП «Объединенные разработчики проектной документации (номер в государственном реестре СРО-П-099-23122009, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) в ООО «Специализированная фирма «РосЭксперТ» для проведения строительно-технического обследования.
Как усматривается из строительно-технического заключения от № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении технического состояния несущих конструкций объекта исследования жилого дома, расположенного по адресу <адрес> после паводкового подтопления: «Техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям действующих нормативных документов, общее техническое состояние здания в целом и конструктивных элементов здания - аварийное, категория технического состояния строительной конструкции или здания в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо срочное проведение противоаварийных мероприятий).
Основные несущие конструкции жилого дома (стены, перекрытие, фундамент) находятся в аварийном состоянии, следовательно, присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью находящихся в нем граждан.
Учитывая установленное техническое состояние и руководствуясь основаниями пунктов 10,15, 16, 22, 33, 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №, (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №), здание жилого дома по адресу: <адрес>, является аварийным и непригодным для проживания.
03.12.2014г. Истица обратилась в Администрации Советского района Алтайского края с Заявлением о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории Советского района Алтайского края, место нахождения жилого помещения: <адрес> (далее также - Заявление от 03.12.2014г.)
08.12.2014г. комиссией (назначенной Администрации Советского района, Постановление от 18.03.2014г. №) в составе председателя Живонидко Ю.Н., заместителя главы Администрации района по газификации, начальника отдела архитектуры и градостроительства составлен Акт обследования помещения по <адрес> за №, согласно которому «стены потолки давно не белились, полы не окрашивались масляной краской, установлена средняя степень разрушения паводковыми водами. Жилому дому требуется капитальный ремонт».
ДД.ММ.ГГГГ комиссией (назначенной Администрации Советского района, Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. №) составлено Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от 09.12.2015г., с участием членов комиссии, без участия экспертов, итоговой частью которого является выводы, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Советского <адрес>, после проведения капитального ремонта будет являться пригодным для проживания.
То есть фактически жилое помещение на момент проведения обследования было признано непригодным для постоянного проживания, необходимым условием для приведения его в состояние пригодности для проживания - это мера, связанная с проведением капитального ремонта.
Вышеназванные выводы Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от 09.12.2015г. являются субъективными выводами членами комиссии и председателя, не приведены ссылки на использованные методики исследования и источники специальных строительно-технических знаний, явившиеся основой для сделанных выводов.
По состоянию на дату подачи настоящего уточненного искового заявления Истцу Кеменевой Т.А. было отказано во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории Советского района Алтайского края, поскольку вышеназванного Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Советского <адрес>, после проведения капитального ремонта будет являться пригодным для проживания.
В соответствии с Приказом Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций», степень повреждения жилого помещения, распложённого по адресу: <адрес> указывает на утрату жилища в чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 3.8 Приказа Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ объекты могут признаваться не подлежащими восстановлению, если техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей, разрушение строительных конструкций и инженерного оборудования составляет:
для полносборных, кирпичных и каменных зданий - свыше 70 %;
для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65 %.
Истец Кеменева Т.А. утратила в результате чрезвычайной ситуации именно жилище по смыслу ст. 40 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской, а значит, в соответствии с законом имеет право на государственную социальную поддержку.
Таким образом, вышеназванное Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от 09.12.2615г., вынесенное комиссией (назначенной Администрации Советского района, Постановление от 18.03.2014г. №), нарушает права и законные интересы Кеменевой Т.А., не основано на законе и подлежит признанию судом недействительным, так как капитальный ремонт потребует значительное вложение денежных средств, что является экономически нецелесообразным.
Согласно п. 3.8 Приказа Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ объекты могут признаваться не подлежащими восстановлению, если техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей, разрушение строительных конструкций и инженерного оборудования составляет:
для полносборных, кирпичных и каменных зданий - свыше 70%
для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65 %.
Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит Истице на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Справки Администрации Шульгинского сельсовета Советского <адрес> № от 05.12.2014г. дом и квартира <адрес> действительно находилось в зоне подтопления в результате наводнения (паводка) 29 мая - ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственных жилищных сертификатах, (далее также Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561) выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия».
В силу положений п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы и целей оказания помощи в приобретение гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ издано Постановление № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
В соответствии с п. 1,2 данного Постановления признано необходимым выпустить для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и Е метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Согласно п.2,3 «Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов» утвержденных МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ ДД.ММ.ГГГГг. (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГг. №) в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших, граждане должны предоставить в органы исполнительной власти следующие документы:
заявление о выдаче государственного жилищного сертификата,
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишили
жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Как следует из ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ род государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления,.. . установленных в соответствии с жилищным законодательством,.. . требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Согласно статье 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Истица Кеменева Т.А., по состоянию на дату подачи настоящего уточненного искового заявления не имеет официального места работы в связи с получение трудовой пенсии по старости, финансовая возможность каким-либо образом разрешить проблемы с жилым помещением по адресу: <адрес> в том числе, с недопустимым риском, связанным с причинением вреда жизни или здоровью находящихся в нем граждан, отсутствует.
Согласно справке ГУ-УПФР в Советском районе, установленный размер трудовой пенсии Кеменевой Т.А. по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>
Решением Советского районного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Кеменева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как основание для обращения с заявлением о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в мае-июне 2014 года, имеющих право на получение выплат в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ зафиксирована смерть Кеменева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о смерти II- ТО № от ДД.ММ.ГГГГ
Проживавший в жилом помещении Кеменев А.А. умер, не реализовав своего права на включение в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
В связи со смертью гражданина Кеменева А.А., ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права и обязанности входят в состав наследства, в связи с чем, смерть гражданина влечет не прекращение обязательства, а перемену соответствующего лица в правоотношении, когда права и обязанности умершего переходят к его наследникам или иным лицам, указанным в законе или договоре.
Право Кеменева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на включение в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в мае-июне 2014 года, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата стало правом правопреемника умершего лица, к которому по закону относится мать Кеменева А.А - Истица Кеменева Т.А.
27.02.2015г. в целях подготовки к судебному заседанию назначенному на 02.03.2015г., во время личного приема заместителем главы Администрации района по газификации Живонидко Ю.Н., представителя Истицы, действовавшего на основании нотариальной доверенности <адрес>1, заданный представителем вопрос, почему по состоянию на 27.02.2015г. в течение 83 (восьмидесяти трех) календарных дней после подачи Заявления о включение в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в мае- июне 2014 года, имеющих право на получение государственного жилищного Сертификата. 03.12.2014г. Истице до сих пор не выдан письменный отказ во включение в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в мае- июне 2014 года, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата (либо информация о включении Кеменевой Т.А. вышеназванные списки) остался без ответа.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае проведения дополнительной проверки по обращению, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
На основании изложенного Кеменева Т.А. просит суд:
1. Признать не соответствующим закону и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы Истицы Кеменевой Т.А. Заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания № от 09.12.2015г., вынесенное комиссией (назначенной Администрации Советского района, Постановление от 18.03.2014г. №), недействительным;
2. Признать принадлежащий Истице Кеменевой Т.А. на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания, не отвечающим установленным для жилых помещении требованиям;
3. Признать незаконным отказ во включении Истицы Кеменевой Т.А. в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года признать незаконным;
4. Решение Администрации Советского района Алтайского края об отказе во включении Истицы Кеменевой Т.А. в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года признать незаконным;
5. Признать за Истицей Кеменевой Т.А., за Кеменевым А.А. право на получение государственного жилищного сертификата из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561);
6. Обязать Администрацию Советского района Алтайского края включить Истца Кеменеву Т.А., Кеменева А.А. в список граждан получателей государственных жилищных сертификатов.
В судебном заседании истец Кеменева Т.А. и ее представитель Тарада А.Б. исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Советского района Алтайского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, причина неявки не известна.
Представитель третьего лица – Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в суд не явился, были надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело без их участия, предоставили письменный отзыв, в котором отразили несогласие с иском.
Представители третьих лиц: Администрации Алтайского края, Министерство финансов РФ в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, причина неявки не известна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Администрация Шульгинского сельсовета Советского района Алтайского края, Управление социальной защиты населения по Советскому району, МЧС России по Алтайскому краю при рассмотрении дела были исключены из числа участников процесса: ответчиков и третьих лиц.
Выслушав Кеменеву Т.А., ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.2 ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с частью 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты (далее ГЖС) выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № МЧС Российской Федерации, Минстроем Российской Федерации, Минфином Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 1 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Согласно абзаца второго п. 2 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Исходя из указанных положений закона, утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение государственного жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства, в котором они зарегистрированы на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия в установленном порядке. Таким образом, для признания права на получение государственного жилищного сертификата, необходимо установление одновременно совокупности следующих условий:
- наличие гражданства Российской Федерации;
- наличие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта;
- утрата жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта;
- регистрация в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта;
- постоянное проживание в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта;
- отсутствие иного пригодного для проживания жилого помещения.
Согласно распоряжению главы Администрации Советского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ на территории Советского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и Советском районе Алтайского края и значительным повышением уровня воды в реках Катунь и Каменка.
Согласно главе 4 Методических рекомендаций № от ДД.ММ.ГГГГ «По оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального (муниципального) жилищного контроля.
Для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление от гражданина, чье жилое помещение повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, собственноручно написанное и подписанное заявителем; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма); в) заключения специализированной, проектно-изыскательской организации (обязательно).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания (в приложении к этому распоряжению приводится список (реестр) домов).
Одновременно с перечисленными документами подготавливается сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (произошедшей когда и где, название чрезвычайной ситуации).
Указанный реестр утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывается и заверяется печатями глав местных администраций всех муниципальных образований, чьи жилые помещения попали в реестр жилых домов, подписывается руководителем (его заместителем) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и заверяется соответствующими печатями.
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561.
Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.
Согласно Постановлению главы Администрации Советского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав комиссии по признанию помещения жилым, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (межведомственная комиссия).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной Администрацией Советского района, проведено обследование жилого <адрес> в <адрес> Советского <адрес>, в которой проживает Кеменева Т.А., составлен акт по результатам визуального обследования, согласно которому установлено, что в результате паводка в мае-июне 2014 года в бетонном фундаменте по всему периметру здания имеются трещины. В шлаколитных стенах толщ. 250 мм имеются трещины шириной раскрытия 12 мм, толщина стен не соответствует строительным нормам. Стены внутри здания оштукатурены цементно-песчаным раствором, в результате на высоту замачивания штукатурный слой во многих местах отслоился. Полы в комнатах не повреждены. Жилому дому требуется капитальный ремонт. Жилой дом пригоден для проживания после проведения капитального ремонта с выделением средств из федерального бюджета.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования квартиры Кеменевой Т.А. межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что жилой <адрес> в <адрес> Советского района является пригодным для проживания после проведения капитального ремонта.
Поскольку <адрес> в <адрес> Советского <адрес>, принадлежащий Кеменевой Т.А. был признан пригодным для проживания, указанный жилой дом не был включен в реестр домов, непригодных для проживания, соответственно истец Кеменева Т.А. не была включена в список граждан – получателей государственного жилищного сертификата.
Согласно справке Администрации Шульгинского Сельсовета Советского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> Советского <адрес> находился в зоне подтопления в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ истец Кеменева Т.А. является собственником жилого дома общей площадью 42,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Советского <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за Кеменевой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Иных жилых помещений у Кеменевой Т.А. в собственности не имеется.
Решением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (не обжаловано), установлен факт постоянного проживания в период паводка в мае-июне 2014 года по <адрес> в д. №м 24 в <адрес> Советского <адрес> Кеменева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о смерти 11-ТО №, выданного отделом ЗАГС Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Кеменев А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ Кеменев А.А. не имеет в собственности жилые помещения.
В соответствии с информацией Управления социальной защиты населения по Советскому району Кеменева Т.А. и Кеменев А.А. получили финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка в размере <данные изъяты> на каждого, единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> на каждого и <данные изъяты> на жилое помещение, всего <данные изъяты>.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается ответчиками, что на момент паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года были зарегистрированы (постоянно проживали) в жилом доме по <адрес> Советского <адрес> истец Кеменева Т.А. и ее сын Кеменев А.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ, Кеменевой Т.А. является гражданкой Российской Федерации. Жилой дом по адресу: <адрес> Советского <адрес> является собственностью истца Кеменевой Т.А. и единственным жилым помещением для проживания.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, проведенной ООО «Специализированная фирма «РосЭксперт» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Советского <адрес> является непригодным для проживания, так как находится в аварийном техническом состоянии, характеризующейся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, не соответствует строительным нормам и правилам и санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Не подлежит восстановлению, относится к категории «ветхое», при котором примерная стоимость капитального ремонта от восстановительной стоимости конструктивных элементов составляет 93-120%, следовательно, восстановление исследуемого объекта путем проведения капитального ремонта экономически нецелесообразно. Установленные, согласно проведенного исследования дефекты и повреждения жилого помещения, являются результатом чрезвычайного происшествия - наводнения в мае-июне 2014 года.
Суд не сомневается в правильности выводов экспертов, поскольку эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеют высшее строительно-техническое образование, соответствующую квалификацию и стаж работы.
Ответчиками доказательств, опровергающих заключение экспертов, не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилой дом Кеменевой Т.А., расположенный по адресу: <адрес> Советского <адрес> является непригодным для дальнейшего проживания, причиной которого стало стихийное бедствие - паводок, произошедший в мае-июне 2014 года.
Кроме того, суду не представлено доказательств со стороны ответчика, что в состав межведомственной комиссии входят специалисты, обладающие специальными познаниями в области строительства.
Следовательно, заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что жилой <адрес> в <адрес> Советского <адрес> является пригодным для проживания, подлежит текущему ремонту, недействительное.
При изложенных обстоятельствах, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу совокупность тех фактов, с которыми закон связывает наступление у граждан права на получение государственного жилищного сертификата и обеспечение таким образом помощи государства в связи с утратой гражданами жилища, нашло подтверждение в отношении истца Кеменевой Т.А.
Таким образом, истец Кеменева Т.А. имеет право на получение ГЖС, в связи с утратой жилого помещения в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2-х человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Таким образом, государственный жилищный сертификат выдается с учетом членов семьи лица, имеющего право на получение данного сертификата, однако члены семьи не обладают самостоятельным правом на получение ГЖС.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено судом Кеменев А.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся сыном Кеменевой Т.А. Согласно справке нотариуса Советского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело к имуществу Кеменева А.А. не заведено.
Поскольку Кеменев А.А. не являлся собственником квартиры по <адрес> Советского <адрес>, поэтому он не обладал правом на получение ГЖК, следовательно данное право не может быть включено в наследственную массу.
В связи с изложенным, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца Кеменевой Т.А. о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного паводка, имевшего место в <адрес> в мае-июне 2014 года из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан.
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ ДД.ММ.ГГГГ, в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан, имеющих право на получение этого сертификата.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка).
Суд считает требование истца Кеменевой Т.А. о возложении на ответчиков обязанности по включению ее в реестр лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года, заявленным преждевременно. Настоящее решение суда является основанием для обращения Кеменевой Т.А. в Администрации Советского района с заявлением о включении ее в соответствующий список для получения ГЖС.
Кроме того, истцом не представлено, что она обращалась в Администрации Советского района с заявлением о выдаче ГЖС с необходимым пакетом документов, в том числе подтверждающие утрату жилого помещения в результате паводка, произошендшего в мае-июне 2014 года.
В связи с чем, в удовлетворении данного требования Кеменевой Т.А. суд отказывает.
По этим же основаниям, суд отказывает в требованиях истца к Администрации Советского района о признании решения и отказа Администрации Советского района во включении Кеменевой Т.А. в список граждан – получателей ГЖС незаконным.
Поскольку Кеменев А.А. не обладает правом на получение ГЖК, умер ДД.ММ.ГГГГ, требования истца Кеменевой Т.А. о включении его в реестр граждан, имеющих право на получение ГЖС в связи с утратой им жилого помещения, не подлежат удовлетворению.
При принятии искового заявления к производству суда истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса РФ.
На основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина на основании ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчиков в бюджет Советского района не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л
Исковые требования Кеменевой Т.А. к Администрации Советского района Алтайского края о признании недействительным заключение комиссии, признание жилого помещения непригодным для проживания, признании права на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, признании незаконным отказ и решения во включение в список на получение государственного жилищного сертификата, обязании включить в список на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворить частично.
Признать заключение межведомственной комиссии Администрации Советского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> Советского <адрес>, принадлежащего Кеменевой Т.А. пригодным для проживания, недействительным.
Признать жилой <адрес> в <адрес> Советского <адрес>, не пригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного паводка, имевшего место в <адрес> в мае-июне 2014 года.
Признать за Кеменевой Т.А. право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного паводка, имевшего место в <адрес> в мае-июне 2014 года из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме на одного человека.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кеменевой Т.А., отказать.
Мотивированное решение будет изготовлено 01 августа 2015 года, с которым стороны вправе ознакомится с 03 августа 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.М. Аксютина