24RS0№-93
2-1115/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2024 г. г. Красноярск
Центральный районный суд города Красноярска в составе председательствующего судьи Балюта И.Г.,
при ведении протокола секретарем ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богучанского прокурора к АО «Красноярская региональная энергетическая компания» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к АО «Красноярская региональная энергетическая компания» о возложении обязанности.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства. В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием <адрес>, АО «КрасЭКо» и <адрес>м заключено концессионное соглашение на реконструкцию и эксплуатацию объектов теплоснабжения, расположенных в <адрес>. По условиям указанного соглашения АО «КрасЭКо» обязано поддерживать объекты соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание.
В 2021 году Енисейским управлением Ростехнадзора проведены проверки деятельности АО «КрасЭКо» в сфере теплоснабжения, оборудования и устройств, применяемых при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, зданий и сооружений объектов теплоснабжения. По результатам проверки были выявлены нарушения, в связи с чем руководителю АО «КрасЭКо» выданы предписания об устранении нарушений №-Т от ДД.ММ.ГГГГ и №-Т от ДД.ММ.ГГГГ. Срок устранения нарушений предусмотрен до ДД.ММ.ГГГГ, по предписанию Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ, продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой прокуратуры района установлено, что нарушения, отраженные в указанных предписаниях Ростехнадзора, АО «КрасЭКо» в полном объеме не устранены.
По предписанию Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ АО «КрасЭКо» не исполнены следующие пункты:
п. 3 - Отсутствует ограждение территории котельной №;
п. 5 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 6 - Отсутствует ограждение территории котельной №;
п. 8 - Оттяжка дымовой трубы № котельной № выполнена с нарушением;
п. 9 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п 13 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 14 - Металлическая дымовая труба котельной № не защищена от коррозии металла;
п. 16 - Дымовая труба котельной 45 отклонена от вертикали;
п. 18 - Отсутствует ограждение котельной №;
п. 20 - Отсутствует ограждение котельной №;
п. 21 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 27 - Отсутствует ограждение котельной №;
п. 28 - В котельной № отсутствует прибор учёта тепловой энергии;
п. 34 - Отсутствует приточно-вытяжная вентиляция в котельной №;
п. 37 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 39 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 44 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 46 - Отсутствует ограждение территории котельной №;
п. 47 - Дымовая труба котельной № не защищена от коррозии металла;
п. 48 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии.
По предписанию Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ АО «КрасЭКо» не исполнены следующие пункты:
п. 2 - Не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №, согласно заключения ООО Центр «ПрофЭкс» №C/20 от 30.07.2020г.;
п. 5 - Не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №, согласно заключения ООО Центр «ПрофЭкс» №-ЗС/20 от ДД.ММ.ГГГГ;
п. 6 - Не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №, согласно заключения ООО Центр «ПрофЭкс» №C/20 от ДД.ММ.ГГГГ;
п. 8 - Не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №, согласно заключения ООО Центр «ПрофЭкс» №C/20 от ДД.ММ.ГГГГ;
п. 12. - Не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №, согласно заключения ООО Центр «ПрофЭкс» №C/20 от ДД.ММ.ГГГГ;
п. 13 - Не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №, согласно заключения ООО Центр «ПрофЭкс» №C/20 от ДД.ММ.ГГГГ;
п. 14 - Не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №, согласно заключения ООО Центр «ПрофЭкс» №C/20 от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, АО «КрасЭКо» не приняты надлежащие меры по устранению нарушений и выполнению требований нормативно-технических документов, «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. №, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и, как следствие, возникновению угрозы жизни и здоровья людей в период прохождения отопительного сезона 2023-2024гг.
На основании изложенного прокурор <адрес> с учетом уточнения просит обязать АО «КрасЭКо» в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу исполнить п.п. 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 26, 27, 28, 34, 37, 39, 44, 46, 47, 48 предписания Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
установить ограждение территории котельной № <адрес> (п. 3 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии (п. 5 предписания);
установить ограждение территории котельной № <адрес> (п. 6 предписания);
выполнить оттяжку дымовой трубы № котельной № (п. 8 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии (п. 9 предписания);
в котельной № <адрес> установи прибор учета тепловой энергии (п. 13 предписания);
металлическую дымовую трубу котельной № <адрес> защитить от коррозии металла (п. 14 предписания);
дымовую трубу котельной № <адрес> установить в вертикальное положение (п. 16 предписания);
установить ограждение котельной № <адрес> мыс (п. 18 предписания);
установить ограждение котельной № <адрес> (п. 20 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии (п. 21 предписания);
установить ограждение котельной № <адрес> (п. 27 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учёта тепловой энергии (п. 28 предписания);
установить приточно-вытяжную вентиляцию в котельной № <адрес> (п. 34 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии (п. 37 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии (п. 39 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии (п. 44 предписания);
установить ограждение территории котельной № <адрес> (п. 46 предписания);
дымовую трубу котельной № <адрес> защитить от коррозии металла (п. 47 предписания);
в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии (п. 48 предписания).
Обязать АО «КрасЭКо» в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу исполнить п.п. 2, 5, 6, 8, 12, 13, 14 предписания Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
оснастить дымовую трубу котельной N10 <адрес> фонарями светового ограждения на светофорных площадках № и №, установить на дымовой трубе кронштейны №№, 3, 5, 7, выполнить антикоррозионную защиту металла дымовой трубы, произвести равномерное натяжение оттяжек дымовой трубы (п. 2 предписания);
устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить антикоррозионную защиту металла дымовой трубы, устранить сквозную коррозию металла надземных газоходов, восстановить защитный слой бетона; выполнить ремонт скоб ходовой лестницы, провести ремонт оттяжек дымовой трубы, произвести равномерное натяжение оттяжек дымовой трубы, установить натяжные устройства дымовой трубы (п. 5 предписания);
устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить антикоррозионную защиту металла дымовой трубы, устранить сквозную коррозию металла надземных газоходов, выполнить усиление ствола дымовой трубы, устранить непровары, трещины в сварных швах дымовой трубы, выполнить ремонт либо замену натяжных устройств дымовой трубы (п.6 предписания);
устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить ремонт контура заземления дымовой трубы, выполнить усиление фундамента дымовой трубы, выполнить усиление ствола дымовой трубы, восстановить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, восстановить контргайки и недостающий анкерный болт (п. 8 предписания);
устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, устранить непровар сварного шва узла соединения газохода к стволу трубы, устранить провис оттяжек дымовой трубы (п. 12 предписания);
устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес> мыс, выполнить ремонт контура заземления дымовой трубы, выполнить усиление фундамента, восстановить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, заменить тяж из проволоки (п. 13 предписания);
устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить восстановление защитного слоя бетона, устранить непровар сварного шва узла между ребром соединения и стволом трубы, выполнить усиление ствола корпуса дымовой трубы, восстановить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, выполнить ремонт ходовой лестницы, установить на оттяжки натяжные устройства (п. 14 предписания).
В трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в Енисейское управление Ростехнадзора сведения об исполнении п.п. 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 27, 28, 34, 37, 39, 44, 46, 47, 48, предписания Ростехнадзора №. 11/149-Т от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 2, 5, 6, 8, 12, 13, 14, предписания Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части возложения обязанности установить на котельной 7,48,45,40,50 искрогасители, на теплотрассе от котельной 10 до <адрес>, вдоль <адрес> теплоизоляцию, починить ограждающую конструкцию теплотрассы, устранить трещину в здании котельной 9.
Помощник прокурора <адрес> ФИО3 (полномочия проверены) уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Красноярская региональная энергетическая компания» ФИО4 (полномочия проверены) возражала против удовлетворения уточненного искового заявления, суду пояснила, что ограждение котельных было установлено в июне месяце. Кроме того, ответчик не согласен с исковыми требованиями в части установки приборов учета и вентиляции, поскольку это относится к обязанности собственника помещения. котельные были переданы им без приборов учета и вентиляции.
В материалах дела имеется также письменный отзыв ответчика, его доводы в целом идентичны пояснениям представителя в суде. Так, согласно возражений, обществом были исполнены требования прокуратуры по предписанию №-Т от ДД.ММ.ГГГГ в части выполнения пунктов №,14,15,17,26,41,49. Пунктами 3,6,18,20,27,46 контролирующий орган предписывает РСО устранить замечания, выраженные в отсутствие ограждения на котельных, расположенных на территории <адрес>, однако в составе объектов теплосетевого хозяйства по концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ ограждения не передавались, в связи с чем обязанность по их установке лежит на собственнике. Также пунктами 5,9,13,21,28,37,39,44,48 предусмотрена обязанность по установке прибора учета тепловой энергии на котельных, однако установка указанного оборудования не входит в предмет концессионного соглашения, что исключает обязанность ответчика проводить указанные мероприятия. Указанные котельные принадлежат на праве собственности муниципальному образованию, поэтому именно муниципальное образование в силу положений ФЗ № несет ответственность за эксплуатацию данных источников энергии. Тот факт что АО «КрасЭко» является субъектом топливно-энергетического комплекса и обязано обеспечивать безопасность объектов переданных ему по концессионному соглашению, не освобождает муниципальное образование от обязанностей собственника. Относительно исполнения пунктов 22,47 ответчик пояснил, что ими был заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Энергоспецстрой», в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту строительных конструкций металлических дымовых труб котельных АО «КрасЭКо», однако подрядчик в установленный срок работы не выполнило, в связи с чем АО «КрасЭКо» было вынуждено обратится в Арбитражный суд <адрес>. Относительно исполнения требований исполнения предписаний №-Т от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщает, что пункты 13 и 14 предписания исполнены в полном объеме. Для исполнения пунктов 2 и 6 АО «КрасЭКо» был заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Энергоспецстрой», в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту строительных конструкций металлических дымовых труб котельных АО «КрасЭКо», однако подрядчик в установленный срок работы не выполнило, в связи с чем АО «КрасЭКо» было вынуждено обратится в Арбитражный суд красноярского края. Относительно исполнения пунктов 5,8,12 общество пояснило, что было проведено дополнительное обследование дымовых труб котельных 11,45 и 19 и было принято решение об их замене. Произвести указанные работы в отопительный сезон не представляется возможным из-за характера работ. Требование прокуратуры о возложении обязанности выполнить пункты предписания в течении трех месяце со дня вступления решения в законную силу приведёт к неисполнимости судебного решения, в связи с чем являются незаконными.
Также в материалы дела был представлен дополнительный отзыв, где ответчик сообщает, что в июне 2024 года Обществом было произведено ограждение территорий котельных №,6,11,19,47,9, несмотря на то, что ограждение в составе передаваемого имущество отсутствовало. Полагают, что у них отсутствует обязанность по установке приборов учета тепловой энергии, так как это не входит в состав мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением. Котельная № в <адрес> была передана без приточно-вытяжной вентиляции. Монтаж такой вентиляции предусматривает вмешательство в коструктив здания, а именно: изготовление отверстий для обеспечения вентиляции, монтаж несущих конструкций, изменение внутренней схемы электроснабжения для обеспечения электроснабжения оборудования вентиляции. Данные действия попадают под понятие реконструкции. Кроме того, для установки дополнительного оборудования, не предусмотренного проектной документацией и с учетом конструктивных особенностях котельной, необходимо получение заключения экспертной организации о возможности проведения указанных работ, а также получение разрешительных документов, в связи с чем обязанность по установке вентиляции также лежит на собственнике.
Представитель третьего лица Енисейского управления Ростехнадзора ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и заблаговременно, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв. Согласно отзыву Енисейское управление Ростехнадзора просило исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить, так как они обоснованы и законны.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав сторону истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ) его целями являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Пунктом 1 статьи 3 названного Федерального закона установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием <адрес> и АО «КарЭко» (концессионер), а также субъект Российской Федерации – <адрес>, заключено концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения <адрес>. Данное концессионное соглашение вступило в силу с момента подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 9.1).
Согласно пункту 1.1 концессионного соглашения установлено, что концессионер обязуется за свой счет реконструировать(модернизировать) имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство и передачу тепловой энергии и теплоносителя, с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить право владения и пользования объектом соглашения и имуществом, принадлежащим концеденту на праве собственности, которое образует единое целое с объектом соглашения и (или) предназначено для использования в целях создания условий осуществления деятельности, предусмотренной настоящим соглашением.
В силу п. 1.2 соглашения целями реконструкции (модернизации) и использования (эксплуатации) объекта соглашения и иного имущества является создание условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, которая направлена на организацию качественного теплоснабжения <адрес> в <адрес>.
Концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения в соответствии с основными мероприятиями по реконструкции имущества в составе объекта соглашения (приложение N 1, N 8) (пункт 4.1).
Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес АО «КрасЭКо» вынесено предписание №-Т от ДД.ММ.ГГГГ и №-Т от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем при проведении прокурорской проверки было установлено, что требования предписания выполнены не в полном объеме.
По предписанию №-Т от ДД.ММ.ГГГГ обществом не выполнены:
п. 3 - Отсутствует ограждение территории котельной №;
п. 5 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 6 - Отсутствует ограждение территории котельной №;
п. 8 - Оттяжка дымовой трубы № котельной № выполнена с нарушением;
п. 9 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 13 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 14 — Металлическая дымовая труба котельной № не защищена от коррозии металла;
п. 16 - Дымовая труба отклонена от вертикали;
п. 18 - Отсутствует ограждение котельной №;
п. 20 - Отсутствует ограждение котельной №;
п. 21 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 27 - Отсутствует ограждение котельной №;
п. 28 - В котельной № отсутствует прибор учёта тепловой энергии;
п. 34 - Отсутствует приточно-вытяжная вентиляция в котельной №;
п. 37 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 39 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 44 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии;
п. 46 - Отсутствует ограждение территории котельной №;
п. 47 - Дымовая труба котельной № не защищена от коррозии металла;
п. 48 - В котельной № отсутствует прибор учета тепловой энергии
По предписанию от ДД.ММ.ГГГГ №-Т не выполнены:
п. 2 - не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №,
п. 5 - не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №,
п. 6 - не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №,
п. 8 - не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №,
п. 12 - не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №,
п. 13 не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №,
п. 14 не выполнены мероприятия по результатам обследования технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельной №.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Стороной ответчика заявлены возражения по поводу возложения обязанности установить приборы учета в нескольких котельных района, а также приточно-вытяжной вентиляции в котельной 34 <адрес>.
По информации предоставленной <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, по состоянию на текущую дату приборы учета тепловой энергии установлены на котельных №,13 в <адрес>, № <адрес>, № <адрес>; котельные имеющие ограждения: №,7,8,10,12,13,14 в <адрес>, № в <адрес>, № в <адрес>, № в <адрес>. В связи с высокодотационностью районного бюджета финансовые средства на проведение работ по установке приборов учета и ограждений котельных за период с 2018 по настоящее время не выделялись, бюджетные средства направляются на проведение капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, наиболее требующих их проведения. Эксплуатацию муниципальных котельных на территории <адрес> осуществляет АО «КрасЭКо» с 2018 по октябрь 2022 на правах аренды, с ДД.ММ.ГГГГ на основании концессионного соглашения. В соответствии п. 6.2 АО «КрасЭКо» обязан поддерживать объекты соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание.
Рассматривая указанные требования, суд исходит из следующего.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Как следует из ч. 6 ст. 19 приведенного Закона, коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В ч. 9 ст. 13 Закона указано, что с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу п. 17.1 СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №\пр, помещение, где размещены котлы, зольное помещение, а также все вспомогательные и бытовые помещения оборудуют естественной и механической вентиляцией. Вентиляция котельной должна обеспечивать удаление вредных газов, пыли, подачу приточного воздуха и поддержание температурных условий.
Таким образом, с учетом приведенных положений закона, а также принимая во внимание, что собственником имущества приборы учета установлены не были, однако законным владельцем котельных в настоящее время является ответчик, принявший по концессионному соглашению имущество в полном объеме и без оговорок, а эксплуатация котельных предполагает, в том числе, учет отпускаемой энергии и безопасность такой эксплуатации, обязанность и в этой части должна быть возложена на ООО «КрасЭКо».
В части требований прокурора об устранении нарушений оттяжки дымовой трубы 1 котельной № и непроведение обследования технического состояния сооружений металлических труб котельных, отклонении дымовой трубы от вертикали сторона ответчика ссылается на принятие мер по выполнению указанных мероприятий, но невыполнение их по объективным причинам.
Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, устанавливающие требования по технической эксплуатации, в том числе отопительных котельных.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации обязан обеспечивать содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов (пункт 2.2.1).
В силу требований подпункта 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Как было указано выше, цлями реконструкции (модернизации) и использования (эксплуатации) объекта соглашения и иного имущества является создание условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной настоящим соглашением, которая направлена на организацию качественного теплоснабжения <адрес>.
Концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения в соответствии с основными мероприятиями по реконструкции имущества в составе объекта соглашения.
В подтверждение довода о невозможности выполнить обязанность сторона ответчика ссылается на невыполнение обязанностей подрядной организацией.
Вместе с тем, в силу п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
По концессуальному соглашению именно на АО «КрасЭКо» возложена обязанность за его счет реконструировать (модернизировать) имущество, переданное ему по соглашению для создания условий осуществления концессионером деятельности по организации качественного теплоснабжения <адрес>.
Таким образом, приведение дымовых труб в надлежащее состояние, обследование их технического состояния является обязанностью АО «КрасЭКо» в полном объеме.
Кроме того, в возражениях ответчиком заявлено о частичном выполнении обязанности – выполнении мероприятий по обследованию технического состояния сооружения металлической дымовой трубы котельных.
Однако как следует из Заключения по результатам обследования дымовой трубы котельной 45 <адрес> мыс, общее техническое состояние оценено как ограниченно работоспособное, за исключением верхней секции ствола трубы и узлов крепления стального троса оттяжки №, которые находятся в аварийном (неработоспособном) состоянии и требуют проведения противоаварийных мероприятий в ближайшее время;
из заключения по результатам обследования дымовой трубы котельной 19 <адрес> также следует, что техническое состояние основных конструкций является ограниченно работоспособным, за исключением верхней секции ствола трубы и узлов крепления стального троса оттяжек №,3, которые находятся в аварийном (неработоспособном) состоянии и требуют проведения противоаварийных мероприятий в ближайшее время;
из заключения по результатам обследования дымовой трубы 1 котельной 11 <адрес> следует ограниченная работоспособность конструкции, за исключением газохода, который имеет сквозные прогары в месте его крепления к стволу дымовой трубы и требует замены участка газохода до начала отопительного сезона.
При таких обстоятельствах обязанность выполненной в полном объеме и надлежащим образом признать нельзя.
На ответчика АО «КрасЭКо» надлежит возложить обязанность и в этой части. При этом в случае выполнения обязанности сторона ответчика не лишена права и возможности представить соответствующие документы судебному приставу.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности произвести ограждение территорий котельных №,6, 11, 19, 47, 9, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма.
Поскольку таковые объекты представляют экономическую и социальную значимость для общества и государства, то их эксплуатация должна быть обеспечена повышенными мерами безопасности, в частности системой физической охраны.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Под инженерно-техническими средствами охраны, согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", понимаются технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект или выявления несанкционированных действий в отношении объекта.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном праве этими объектами. В рассматриваемом случае таковым субъектом является ответчик.
Таким образом, именно ответчиком должны быть произведены мероприятия по ограждению территории котельных.
Ответчиком суду представлены акты о приемке выполненных работ за июнь 2024 об устройстве заборов вокруг котельных.
Стороной истца данные доказательства не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд считает подлежащими признанию исполненными пункты о возложении на общество обязанности по установке ограждений котельных №, 6, 11, 19, 47,9.
Прокурором заявлено также о возложении обязанности на ответчика в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в Енисейское управление Ростехнадзора сведения об исполнении п.п. 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 27, 28, 34, 37, 39, 44, 46, 47, 48, предписания Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 2, 5, 6, 8, 12, 13, 14, предписания Ростехнадзора №-Т от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает необходимым в удовлетворении этой части требований прокурору отказать, поскольку требования в данной части не направлены на защиту прав и законных интересов потребителей услуг по теплоснабжению, не предоставление сведений о выполнении требований предписания влечет не гражданско-правовую, а иную ответственность.
Таким образом, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей, нашедшим подтверждение по результатам рассмотрения настоящего дела, суд принимает решение об удовлетворении иска, предоставив АО «КрасЭКо» в рамках ст. 206 ГПК РФ срок для выполнения обязанностей – 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований, истец был освобожден от уплаты государственной пошлины с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 6000 руб. за рассмотренное судом неимущественное требование.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» обязанность в течении 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить ограждение территории котельной №, 11 <адрес>; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; установить ограждение территории котельной № <адрес> (п.6 предписания); выполнить оттяжку дымовой трубы № котельной №; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; металлическую дымовую трубу котельной № <адрес> защитить от коррозии металла; дымовую трубу котельной № <адрес> установить в вертикальное положение; установить ограждение котельной № <адрес> мыс; установить ограждение котельной № <адрес>; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; установить ограждение котельной № Пинчуга; в котельной № <адрес> установить прибор учёта тепловой энергии; установить приточно-вытяжную вентиляцию в котельной № <адрес>; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; установить ограждение территории котельной № <адрес>; дымовую трубу котельной № <адрес> защитить от коррозии металла; в котельной № <адрес> установить прибор учета тепловой энергии; оснастить дымовую трубу котельной № <адрес> фонарями светового ограждения на светофорных площадках № и №, установить на дымовой трубе кронштейны №№, 3, 5, 7, выполнить антикоррозионную защиту металла дымовой трубы, произвести равномерное натяжение оттяжек дымовой трубы; устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить антикоррозионную защиту металла дымовой трубы, устранить сквозную коррозию металла надземных газоходов, восстановить защитный слой бетона; выполнить ремонт скоб ходовой лестницы, провести ремонт оттяжек дымовой трубы, произвести равномерное натяжение оттяжек дымовой трубы, установить натяжные устройства дымовой трубы; устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить антикоррозионную защиту металла дымовой трубы, устранить сквозную коррозию металла надземных газоходов, выполнить усиление ствола дымовой трубы, устранить непровары, трещины в сварных швах дымовой трубы, выполнить ремонт либо замену натяжных устройств дымовой трубы; устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить ремонт контура заземления дымовой трубы, выполнить усиление фундамента дымовой трубы, выполнить усиление ствола дымовой трубы, восстановить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, восстановить контргайки и недостающий анкерный болт; устранить крен дымовой грубы котельной № <адрес>; выполнить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, устранить непровар сварного шва узла соединения газохода к стволу трубы, устранить провис оттяжек дымовой трубы; устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес> мыс, выполнить ремонт контура заземления дымовой трубы, выполнить усиление фундамента, восстановить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, заменить тяж из проволоки; устранить крен дымовой трубы котельной № <адрес>, выполнить восстановление защитного слоя бетона, устранить непровар сварного шва узла между ребром соединения и стволом трубы, выполнить усиление ствола корпуса дымовой трубы, восстановить антикоррозионное покрытие дымовой трубы, выполнить ремонт ходовой лестницы, установить на оттяжки натяжные устройств.
В части возложения обязанности установить ограждения территорий котельных решение считать исполненным.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» государственную пошлину в местный бюджет в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Балюта И.Г.
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2024