Решение по делу № 33а-7881/2021 от 28.07.2021

судья 1 инстанции: Крапко В.В. №33а-7881/2021

дело 1 инстанции:№2а-2564/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кураповой З.И., Кагитиной И.В.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ягичева Акима Назимовича к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица Семенов Сергей Викторович, Заграй Александр Николаевич, Дюкарев Валерий Алексеевич о признании постановления незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июня 2021 года, которым административный иск удовлетворён частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Ягичев А.Н. обратился в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации города Симферополя от 27 сентября 2019 года №5516 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину Семенову С.В.».

Требования мотивированы тем, что Ягичев А.Н. на основании договора купли-продажи от 10.09.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м. Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано 16.09.2019. После регистрации права собственности административный истец начал расчищать земельный участок от полуразрушенных конструкций здания и от всевозможного мусора с целью строительства дома. При обращении в «Крым БТИ» административному истцу стало известно, что по указанному адресу имеется инвентарное дело, поскольку ранее на земельном участке был самовольно выстроен объект незавершенного строительства, права на который так и не были оформлены. Вследствие физического износа данное строение было разрушено. Также административному истцу стало известно, что в отношении указанного земельного участка Администрацией города Симферополя 27.09.2019 принято постановление №5516 о предварительном согласовании земельного участка гражданину Семенову С.В., который подал заявление от 19.02.2019 №С-167/2482 в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252. При этом, Семенов С.В. получил положительное заключение Комиссии о возможности признания самовольной постройки индивидуальным жилым домом. Ягичев А.Н. считает вышеуказанное постановление Администрации города Симферополя незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что гражданин Семенов С.В. воспользовался Порядком №252 с целью оформления прав на существовавший ранее самовольно выстроенный объект недвижимости и земельный участок, предоставив подложные документы, среди которых копия паспорта, технический паспорт дома, а также фотографии дома. Действия представителей Комиссии и Департамента развития муниципальной собственности Администрации города нарушают Порядок №252, поскольку в данном случае Комиссия приняла положительное заключение по полуразрушенному зданию, не выезжала на местность и не осматривала постройку, а опиралась исключительно на фотографии, технический паспорт дома, которые не соответствовали действительности. Кроме этого, Комиссия и Департамент развития муниципальной собственности Администрации города не убедились в отсутствии прав третьих лиц в отношении земельного участка, на котором расположен заявленный объект недвижимости. Таким образом, представителями Комиссии и Департамента развития муниципальной собственности Администрации города нарушены положения статьи 22 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015, пункта 15 Постановления Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252, пункта 1.4 Положения о Комиссии, утверждённого постановлением Администрации города Симферополя от 28.06.2017 №2046, что повлекло нарушение права собственности административного истца на земельный участок.

Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополь Республики Крым.

Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Заграй А.Н. и Дюкарев В.А.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июня 2021 года административный иск удовлетворён частично: признано незаконным оспариваемое постановление, в удовлетворении остальной части части требований отказано.

Не согласившись с постановленным решением, Администрацией города Симферополя Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Ягичева А.Н. в полном объёме.

В апелляционной жалобе указано, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Так, из административного искового заявления следует, что Ягичев А.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м, с кадастровым номером . Однако, Семенов С.В. ранее обратился с заявлением от 19.02.2019 №С-167/2482 и необходимым пакетом документов в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252. 15.08.2019 Семенову С.В. Администрацией города выдано Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства. Было установлено, что самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши, имеет этажность - 1 этаж, площадью 67, 0 кв.м., возведена в 1998 году, соответствует всем условиям, указанным в пункте 15 Положения и её можно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства. В последующем, Семенову С.В. постановлением Администрации города от 27.09.2019 №5516 и было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 604 кв.м. по <адрес>, утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка. Судом не учтено, что вышеуказанные земельные участки отличаются по своим характеристикам и адресу нахождения. Кроме того, постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы является первичной стадией предоставления земельного участка, в собственность Семенову С.В. земельный участок не передан.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно решению исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов Крымской области №192/1 от 17 мая 1985 года «О закреплении земельного участка за Дюкаревым В.А.», в постоянное (бессрочное) пользование за Дюкаревым Валерием Алексеевичем В.А. закреплён земельный участок площадью 0,06 га по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.

28 марта 2019 года в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Дюкарева В.А. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м., кадастровый (т.2 л.д. 160).

10 сентября 2019 года между Дюкаревым В.А. и административным истцом заключён договор купли-продажи указанного земельного участка (т. 2 л.д. 17-19).

16 сентября 2019 года на данный земельный участок зарегистрировано право собственности Ягичева А.Н. (т. 1 л.д. 194-197).

Также установлено, что Семенов С.В. обратился в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением от 19 февраля 2019 года №С-167/2482 о предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства. Заявление подано в порядке Постановления Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства», к заявлению приложен пакет документов.

15 августа 2019 года Семенову С.В. Администрацией города Симферополя выдано Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства.

27 сентября 2019 года постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым №5516 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Семенову С.В.» Семенову Сергею Викторовичу предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 604 кв.м. по <адрес>, Республики Крым; земельный участок отнесён к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1); утверждена схема расположения земельного участка (т. 1 л.д. 39-41).

При этом, в постановлении указан срок его действия – 2 года (пункт 7 постановления).

Удовлетворяя административный иск Ягичева А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление Администрации города Симферополя Республики Крым не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ).

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

15 января 2015 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон №66-ЗРК/2015), устанавливающий порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно статье 22 Закона №66-ЗРК/2015, гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.

Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьей в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2020 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.

После 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет.

Государственная регистрация права собственности на жилой дом или жилое строение, признанные таковыми на основании заключения органа местного самоуправления, осуществляется до 1 января 2023 года на основании документов, подтверждающих право собственности или право аренды на земельный участок, занимаемый соответствующим объектом недвижимости.

12 мая 2015 года постановлением Совета министров Республики Крым №252 в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьями 4, 5, 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» утверждён Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок).

Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства (пункт 1 Порядка).

Предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган) (пункт 2 Порядка).

Гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).

Пунктами 13, 14, 15 Порядка предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.

Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктами 17.1, 18, 19, 20, 21 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пяти дней со дня его поступления осуществляет проверку достоверности представленных гражданином сведений о лицах, проживающих совместно с ним, в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.

В случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.

Решение комиссии оформляется в виде протокола.

На основании решения комиссии уполномоченный орган: обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.

В случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение тридцати дней со дня его поступления уполномоченный орган принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Подача гражданином дополнительного заявления для принятия такого решения не требуется.

Решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принимается в соответствии с Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года №44.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, помимо оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым, является принятие уполномоченным органом решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.

В случае если земельный участок образован и его границы не подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уполномоченный орган осуществляет действия, предусмотренные пунктом 21 настоящего Порядка.

Гражданин обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также осуществление государственного кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.

Решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на право гражданина обращаться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, является документом осуществления образования земельных участка из земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено судом, на момент рассмотрения Администрацией города Симферополя вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка Семенову С.В. и принятия оспариваемого постановления в Госкомрегистре содержались сведения об образовании и праве собственности иного физического лица на земельный участок по адресу: <адрес> (с 28.03.2019 - за Дюкаревым В.А., с 16.09.2019 – за Ягичевым А.Н.).

При этом, согласно ответу МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым от 23.08.2021, месторасположение образуемого по утверждённой 27.09.2019 схеме земельного участка, расположенного по <адрес>, площадью 604 кв.м., полностью совпадает с местоположением земельного участка по <адрес>, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером , на который 28.03.2019 зарегистрировано право частной собственности за третьим лицом.

Таким образом, в нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса об образовании земельного участка и предварительном согласовании его предоставления Семенову С.В. Администрацией города Симферополя Республики Крым не были проверены сведения об образовании земельного участка именно из земель муниципальной собственности.

В связи с чем, является верным вывод районного суда о наличии правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и необоснованным.

Кроме того, уак правильно указано судом первой инстанции, одновременное возникновение правопритязаний на один и тот же объект права у нескольких лиц противоречит принципу земельного законодательства, содержащемуся в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, что регулирование использования и охраны земель осуществляется при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Наличие оспариваемого действующего постановления с возможностью его реализации Семеновым С.В., таким образом, очевидно нарушает права административного истца, как собственника вышеуказанного земельного участка, а поэтому оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным в судебном порядке.

Также суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что признание оспариваемого постановления, в данном конкретном случае, является достаточным способом восстановления судом нарушенных прав административного истца, в связи с чем, мотивированно отказал в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Ягичева А.Н.

Доводы апелляционной жалобы были проверены судом апелляционной инстанции и не нашли своего подтверждения надлежащими и достоверными доказательствами.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения районного суда в апелляционном порядке не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июня 2021 года по административному делу №2а-2564/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: З.И. Курапова

И.В. Кагитина

33а-7881/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ягичев Аким Назимович
Ответчики
Администрация г. Симферополя РК
МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя
Другие
Дюкарев Валерий Алексеевич
Заграй Александр Николаевич
Семенов Сергей Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кучеренко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
28.07.2021Передача дела судье
25.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Передано в экспедицию
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее