К О П И Я
Дело №2а-919/2020 (42RS0023-01-2020-001475-65)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего : судьи Бычковой Е.А.,
при секретаре : Шапоренко Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
08 декабря 2020 года
административное дело по административному иску Метальникова Николая Владимировича, Боболевой Инны Анатольевны к администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Метальников Н.В., Боболева И.А. обратились в суд с административным иском к администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным бездействия, мотивируя административные исковые требования тем, что они обратились к административному ответчику с заявлением, в котором требовали незамедлительно исполнить обязанность по включению в перечень автомобильных дорог автомобильной дороги от <адрес> Новокузнецкого района протяженностью № км, включая участок автомобильной дороги с асфальтовым покрытием № года постройки, протяженностью № м. шириной проезжей части № метров, от развилки на аммонитный склад до развилки <адрес> (объект недвижимости «Технологическая дорога» кадастровый №). Участок дороги протяженностью приблизительно № км. является на сегодняшний день бесхозяйным. В ответ на их обращение административный ответчик никаких мер по исполнению требований не предпринял. Полагая, что бездействия администрации Новокузнецкого муниципального района по неисполнению обязанности включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог местного значения, а также по непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, нарушают их права и законные интересы, административные истцы обращаются в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства административные истцы уточнили административные исковые требования, просили суд признать незаконным ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №№ в части отказа осуществлять действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участка автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №); признать незаконным бездействие администрации Новокузнецкого муниципального района, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участка автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №); обязать административного ответчика в течение 10 рабочих дней после вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по регистрации в качестве бесхозяйного недвижимого имущества участок автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №); обязать административного ответчика принять меры по постановке на муниципальный баланс данных автомобильных дорог местного значения участок автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №).
В судебном заседании административные истцы Метальников Н.В., Боболева И.А. и их представитель Ильченко Е.В., на административных исковых требованиях с учетом уточнения настаивали, просили суд удовлетворить их в полном объеме. Суду пояснили, что спорный объект недвижимого имущества – автомобильная дорога <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №), по которой проходит транспортное сообщение с шестью населенными пунктами, расположен на территории Новокузнецкого муниципального района и в настоящее время является бесхозяйной, при этом, административный ответчик не предпринимает мер к исполнению обязанностей по постановке данной автомобильной дороги местного значения на муниципальный баланс.
Представитель административного ответчика - администрации Новокузнецкого муниципального района Матисон Т.В., действующая на основании доверенности, против административных исковых требований возражала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Энергия-НК» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 1, п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218 –ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определен Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", в пункте 5 которого указано, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст. 13 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 названного Закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что административные истцы Метальников Н.В. и Боболева И.А. зарегистрированы и проживают в <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области.
Согласно паспорту маршрута № <адрес> составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, маршрут является пригородным и после <адрес> осуществляется по технологической дороге, расположенной на территории Новокузнецкого муниципального района.
Согласно генеральному плану <адрес> сельского поселения, автомобильная дорога, соединяющая населенные пункты Новокузнецкого района: <адрес>, с территорией Новокузнецкого муниципального района и Новокузнецкого городского округа, является автомобильной дорогой межмуниципального значения и расположена на территории Новокузнецкого муниципального района.
Согласно ответу администрации Новокузнецкого муниципального района №№ от ДД.ММ.ГГГГ участок автомобильной дороги от <адрес> в <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км. на сегодняшний день является бесхозяйным.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> бесхозяйный участок автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км расположен от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №
Доказательства выполнения администрацией Новокузнецкого муниципального района требований законодательства РФ в части подачи заявления для постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, суду не представлено.
Между тем, спорная часть автомобильной дороги является частью дорожной инфраструктуры Новокузнецкого муниципального района и полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории муниципального образования законом возложены на органы местного самоуправления.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая, что спорный объект является недвижимым объектом, расположенным в границах <адрес> сельского поселения Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области, суд приходит к выводу, что собственник спорного недвижимого имущества, в отсутствие регистрации права, неизвестен, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации объекта, а поэтому влечет за собой нарушение прав административных истцов, в том числе, с точки зрения безопасности, в связи с чем, имеются основания для признания незаконным бездействие администрации Новокузнецкого муниципального района, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участка автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №).
Поскольку орган местного самоуправления, в данном случае, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в силу возложенных на него законом полномочий он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия, в связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района в течение 1 месяца после вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по регистрации в качестве бесхозяйного недвижимого имущества участок автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №).
Административные исковые требования о признании незаконным ответа администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ в части отказа осуществлять действия по постановке на учет спорного бесхозяйного недвижимого имущества, суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку требования о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – участка автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км., в обращении административных истцов не заявлялись, администрацией Новокузнецкого муниципального района не рассматривались и по ним не был дан отказ.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований об обязании администрации Новокузнецкого муниципального района принять меры по постановке на муниципальный баланс данных автомобильных дорог местного значения участок автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №), поскольку данные требования заявлены преждевременно, спорный участок автомобильной дороги фактически является бесхозяйным имуществом и для его надлежащего оформления органу местного самоуправления следует провести ряд действий по постановке на учет бесхозяйного имущества, признании права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе, по формированию земельного участка, присвоению кадастрового номера земельному участку и автомобильной дороге, постановке на учет, паспортизации дороги, а суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочия другого органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Метальникова Николая Владимировича, Боболевой Инны Анатольевны к администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным бездействия, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Новокузнецкого муниципального района, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участка автомобильной дороги от <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км.
Обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района в течение 1 месяца после вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по регистрации в качестве бесхозяйного недвижимого имущества участок автомобильной дороги <адрес> Новокузнецкого района протяженностью приблизительно № км (от аммонитного склада до знака «граница Новокузнецкого района» на каталоге координат осей автодорог <адрес> сельского поселения Новокузнецкого района от точки № до точки №).
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Метальникову Николаю Владимировичу, Боболевой Инне Анатольевне к администрации Новокузнецкого муниципального района – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 14.12.2020 г.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья: Е.А.Бычкова
Подлинный документ подшит в материалы административного дела №2а-919/2020 Новокузнецкого районного суда Кемеровской области.