ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября 2017 года с. Агинское
Федеральный судья Саянского районного суда Красноярского края Захарова Л.В.
при секретаре Требушевской Н.Е.
с участием представителя юридического лица администрации Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении Заруднева В.А.,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Ильина Д.В., действующего на основании доверенности № ДВ-5396 от 01.02.2016 года
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 5-16/2017 в отношении юридического лица администрации Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края,
Сведения о юридическом лице:
ОГРН 1022400780511 в Межрайонной инспекции ФНС № 16 по Красноярскому краю,
ИНН 2433001103/ КПП: 24301001
Юридический и фактический адрес: <адрес>
Банковские реквизиты: р/счет 40204810900000000980, Отделение Красноярск, г. Красноярск.
Руководитель юридического лица: глава муниципального образования Межовский сельсовет Саянского района Красноярского края Заруднев В.А. (решение избирательной комиссии муниципального образования Межовский сельсовет Саянского района Красноярского края №17 от 07 марта 2012 г.).
привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края совершила правонарушение, предусмотренное ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
15 августа 2017 года в период с 10 часов 00 минут до 10 часов 40 минут на основании части 5 статьи 32.12 КоАП РФ, в ходе проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения администрации Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края административного наказания в виде административного приостановления деятельности артезианской скважины, расположенной по адресу <адрес> проведен осмотр указанного нецентрализованного источника питьевого водоснабжения (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов № 2475 от 15 августа 2017 года), а также произведен отбор проб (образцов) питьевой воды (протокол о взятии проб (образцов) №1524 от 15 августа 2017 г.), в ходе которых установлено, что основания, послужившие привлечению юридического лица к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, администрацией Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края, не устранены, а именно:
В нарушение пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», зона санитарной охраны подземного водоисточника не организована;
В нарушение пункта 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», территория первого пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной, дорожка к сооружению не имеет твердого покрытия;
В нарушение пункта 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», водопроводное сооружение не оборудовано защитным павильоном для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устья скважины.
В соответствии с заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы по результатам лабораторных испытаний №3397 от 28.08.2017 года, выданного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Заозёрном, установлено несоответствие качества пробы холодной питьевой воды, отобранной из подземного водоисточника холодного питьевого водоснабжения без разводящей сети (артезианской скважины), по адресу <адрес>, а именно: содержание марганца 0,1571 +0,0220 мг/куб.дм при ПДК не более 0,1 мг/куб. дм, что превышает гигиенический норматив более чем на величину допустимой ошибки метода определения; содержание железа составляет 5,2 мг/куб.дм при ПДК не более 0,3 мг/куб.дм; показатель мутности в пробе воды составляет 14,6 мл/л при нормативе 1,5-2,0 мг/л, что не соответствует требованиям ст. 19 федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.2 ст. 23 ФЗ от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно- бытового водопользования». Выявленные нарушения действующего законодательства способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, населения <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации Межовского сельсовета Саянского района Заруднев В.А. суду пояснил, что действительно были выявлены нарушения законодательства санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, однако с данной водонапорной башни питьевую воду население не потребляет, так как имеют собственные скважины, с момента приостановления деятельности источника холодного нецентрализованного водоснабжения, расположенного в <адрес> администрацией Межовского сельсовета проведена определенная работа, решается вопрос о бурении новой скважины, поскольку очистка имеющейся скважины требует больших финансовых затрат в пределах 1-2,5 миллионов рублей. Для решения вопроса о финансировании, просит назначить наказание в виде приостановления деятельности водоисточника на максимальный срок.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Ильин Д.В. пояснил, что 02 июня 2017 года постановлением Саянского районного суда деятельность источника холодного нецентрализованного водоснабжения, расположенного в <адрес> была приостановлена сроком на 90 суток, в связи с установленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде. В соответствии с частью 5 статьи 32.12 Кодекса об административных правонарушениях Роспотребнадзором была проведена проверка по устранению причин, послуживших основанием для приостановления деятельности, 15 августа 2017 года, взяты пробы питьевой воды с указанного источника водоснабжения, исследования которых показали, что вода не соответствует гигиеническому нормативу органолептическим показателям: мутность воды превышает в 10 раз, по химическому составу вода также не пригодна для потребления, поскольку в ней содержание марганца превышает в 1,5 раза, содержание железа превышает в 17 раз. Кроме того, в нарушение санитарных требований, не организована зона санитарной охраны подземного водоисточника; территория первого пояса зоны санитарной охраны не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной, дорожка к сооружению не имеет твердого покрытия; водопроводное сооружение не оборудовано защитным павильоном для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок устья скважины. Таким образом, установлено, что нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, послужившие основанием приостановления деятельности водоисточника, не устранены, в соответствии с частью 5 статьи 32.12 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации Межовского сельсовета за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ. Просят привлечь администрацию Межовского сельсовета Саянского района к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде приостановления деятельности источника холодного нецентрализованного водоснабжения, расположенного в <адрес> на максимальный срок 90 суток.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность юридических лиц за нарушение санитарно – эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно- бытовому водоснабжению.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения относятся: организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении», обеспечение безопасности от угроз техногенного, природного и иного характера систем централизованного и нецентрализованного холодного водоснабжения и их отдельных объектов, возложена на собственников и иных законных владельцев названных систем водоснабжения.
Согласно ч.2 ст. 23 названного Федерального закона РФ №416-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно положениям ст. 26.11 КоАП РФ, судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п. 3.2.1.1 СанПиН).
На основании пункта 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Судом установлено, что постановлением Саянского районного суда от 02 июня 2017 года администрация Межовского сельсовета привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности источника холодного нецентрализованного водоснабжения, расположенного в <адрес>. В срок приостановления деятельности включен период временного запрета деятельности с 15-10 часов с 10 мая 2017 года. Обстоятельствами, послужившими основанием привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания в виде приостановления деятельности источника холодного нецентрализованного водоснабжения, являются нарушения санитарно-гигиенических требований к качеству питьевой воды, а также требований к устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения, предусмотренных федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных источников водоснабжения. Санитарная охрана источников».
В соответствии с частью 5 статьи 32.12 КоАП РФ, по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 настоящего Кодекса.
На основании положений части 5 статьи 32.12 КоАП РФ 15 августа 2017 года проведена проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в ходе которой проведен осмотр указанного нецентрализованного источника питьевого водоснабжения, а также, произведен отбор проб (образцов) питьевой воды
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.08.2017 года №2475 главным специалистом –экспертом территориального Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерном в присутствии главы администрации Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края и двух понятых произведен осмотр источника нецентрализованного питьевого водоисточника – артезианской скважины, находящегося по адресу <адрес>, по результатом которого установлено, что зона санитарной охраны (далее ЗСО) I пояса не благоустроена, не ограждена, дорожки с твердым покрытием отсутствуют; проект зоны санитарной охраны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на водоисточник отсутствует; на территории ЗСО I пояса расположены частные хозяйственные постройки; зона санитарной охраны подземного водоисточника не организована. Контроль качества питьевой воды из подземного водоисточника не проводится; оголовок скважины на уровне 0,35 м не защищен павильоном для предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок скважины.
Судом установлено, что 15 августа в присутствии главы администрации Межовского сельсовета, специалиста филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Заозерном и двух понятых были взяты пробы (образцы) воды из источника нецентрализованного питьевого холодного водоснабжения по адресу <адрес>, что подтверждено протоколом о взятии проб( образцов) от 15.08.2017 №1524. На основании взятых проб проведены лабораторные испытания, в соответствии с которыми установлено превышение предельно допустимых концентраций химических веществ в воде указанного источника водоснабжения, а именно содержание железа - 5,2 мг/дм? (при допустимом уровне не более 03 мг/дм?), содержание марганца - 0,1571±0,0220 мг/дм? (при допустимом значении не более 0,1), жесткость общая - 11,2±1,4 мг-экв/дм? (при допустимом значении не более 7), мутность 14,6 мг/дм? (при допустимом значении не более 1,5). Данные лабораторных исследований отражены в протоколе лабораторных испытаний №201-992 от 18.08.2017 г..
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных испытаний №3397 от 28.08.2017 года пробы воды в месте осуществления деятельности муниципального образования Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края установлено, что проба воды не соответствует требованиям п.п. 4.1,4.2 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников СанПиН 2.1.4.1175-02», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» в редакции Дополнений и Изменений №1.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №3799 от 08 сентября 2017 года, составленным в отношении Администрации Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края, уполномоченным должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерном при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, предусмотренной ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ, в отношении Администрации Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края (л.д.7-10); постановлением судьи Саянского районного суда Красноярского края от 02 июня 2017 года о привлечении администрации Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ (л.д. 43-44); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15 августа 2017 года №2475 (л.д. 18-20); протоколом о взятии проб (образцов) от 15 августа 2017 года №1524 (л.д. 21-24); протоколом лабораторных испытаний №201-992 от 18.08.2017 г. (л.д. 25-26); заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных испытаний от28.08.2017 года №3397 (л.д. 31-33); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 34-40); свидетельством о государственной регистрации права собственности на указанный объект - водонапорную башню (л.д. 41).
В суде достоверно установлено, что холодное водоснабжение жителей <адрес> питьевой водой фактически организовано из водонапорной башни, расположенной в <адрес>, принадлежащей на праве собственности администрации Межовского сельсовета Саянского района, однако подаваемая вода не соответствует нормативам по санитарно- химическим показателям, гигиеническому нормативу по органолептическим показателям, не пригодна для питья.
Доводы представителя юридического лица Заруднева В.А. о том, что данная вода не употребляется как питьевая, не могут быть приняты судом, поскольку каких-либо данных о том, что администрация Межовского сельсовета Саянского района обеспечивала жителей д. Калиновка питьевой или технической водой иным способом, суду не представлено.
Таким образом, юридическим лицом администрацией Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно нарушение санитарно- эпидемиологических требований к питьевой воде, выразившееся в непроведении комплексной и последовательной защиты водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения в их обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации, что способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний, возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
При назначении наказания суд принимает во внимание, что эксплуатация водонапорной башни при наличии данных нарушений санитарно- эпидемиологических требований создает реальную угрозу причинения вреда здоровью населения с учетом всех обстоятельств дела, а также то, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного административных правонарушения, и с учетом характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также то, что для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства необходимо время и дополнительные материальные затраты, суд полагает назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности названного водоисточника. При назначении данного вида наказания необходимо учесть, что в соответствии с протоколом №21 от 08 сентября 2017 года временно запрещена эксплуатация источника нецентрализованного водоснабжения (артезианской скважины) по адресу <адрес> на срок с 11 часов 40 минут 8 сентября 2017 года до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (л.д.11-14).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Администрацию Межовского сельсовета Саянского района Красноярского края привлечь к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и назначить наказание по данной статье в виде административного приостановления деятельности источника холодного нецентрализованного водоснабжения, расположенного в <адрес> сроком на 90 (девяносто) суток. Включить в срок административного приостановления деятельности, период временного запрета деятельности источника холодного нецентрализованного водоснабжения юридического лица с 11 часов 40 минут 08 сентября 2017 года.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Федеральный судья: Захарова Л.В.