Дело 2-2173/2024
УИД: 16RS0040-01-2024-003218-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2024 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при секретаре Елизаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ФИО4 об обязании ликвидировать свалку отходов на земельных участках,
установил:
Министерство экологии и природных ресурсов РТ обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО4 об обязании в 3-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, а именно мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код по ФКО 81290101724) на общей площади 15 кв.м. в объеме 22,5 куб.м, средняя высота 1,5 м, на земельных участках с кадастровыми номерами № на территории СНТ «Заовражье» вблизи <адрес> с предоставлением документов.
В обоснование требований указано, что в адрес Министерства экологии и природных ресурсов РТ поступили многочисленные обращения граждан о завозе строительного мусора в СНТ «Заовражье» <адрес> РТ. ДД.ММ.ГГГГ сотрудником министерства в ходе выездного обследования территории СНТ «Заовражье» <адрес> РТ по поступившим обращениям граждан выявлено несанкционированное складирование отходов, а именно мусора от сноса и разборки зданий несортированного с грузового транспортного средства с госномером А662ТВ/716RUS на общей площади 15 кв.м. в объеме 22,5 куб.м., средняя высота 1,5 м, на земельных участках с кадастровыми номерами № на территории СНТ «Заовражье» вблизи <адрес>.
Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами № принадлежат на праве собственности ФИО9 Согласно сведениям МВД по РТ вышеуказанное грузовое транспортное средство принадлежит на праве частной собственности ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ инспектором осуществлен повторный выезд на вышеуказанные земельные участки, выявленные нарушения не устранены. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и на устранение нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, претензия получена ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения ответчиком устранены не были, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с данным иском.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета истца, были привлечены собственники земельных участков ФИО9 и ФИО8
Представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в иске.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ею было представлено возражение, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку на указанных участках велась насыпка грунта для последующего строительства жилого дома, а не складирование отходов от сноса и разборки зданий. В настоящее время вся площадка засыпана плодородным грунтом и на территории возведен двухэтажный жилой дом (л.д.60-64).
Третьи лица ФИО9, ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще по месту регистрации.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 3 Закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно положениям статьи 4 Закона "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 1 статьи 51 этого же Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
На основании статьи 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).
Из материалов дела усматривается, что в Министерство экологии Республики Татарстан, поступили сообщения от граждан о завозе строительного мусора в СНТ «Заовражье» <адрес> РТ (л.д. 9-10).
По результатам выездного обследования сотрудниками истца было составлено заключение №а от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-17), в котором отражено, что выявлено несанкционированное складирование отходов, а именно мусор от сноса и разборки зданий несортированный код по ФКО 81290101724 с грузового транспортного средства с гос. номером ... на общей площади 15 кв.м., в объеме 22,5 куб.м, средняя высота 1,5 м, на земельных участках с кадастровыми номерами № на территории СНТ «Заовражье» вблизи <адрес> (л.д. 13-17). Составлены протоколы осмотра и инструментального обследования (л.д. 18-24).
Согласно сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:221305:1736 по адресу: РТ, <адрес>, СНТ «Заовражье», уч.2 является ФИО9 (л.д. 105-106).
Согласно сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:221305:1735 по адресу: РТ, <адрес>, СНТ «Заовражье», уч.1 является ФИО8 (л.д. 107-108).
Согласно сведениям МВД по РТ от ДД.ММ.ГГГГ грузовое транспортное средство с гос. номером А662ТВ/716 RUS принадлежит на праве собственности ФИО4 (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ инспектором осуществлен повторный выезд на вышеуказанные земельные участки, выявленные нарушения не устранены (л.д.34-39).
Нахождение свалок на необорудованном для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком допущена порча земель в виде захламление отходами путем складирования мусора от сноса и разборки зданий несортированный код по ФКО 81290101724, на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и на устранение нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, претензия получена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-46).
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 оплатила вред, причиненный окружающей среде в размере 9005,1 руб.(л.д.45).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49, возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, суд считает необходимым возложить на ФИО4 обязанности в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, а именно мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код по ФККО 81290101724) на земельном участке с кадастровым номером №.
В связи с тем, что Министерство экологии и природных ресурсов РТ при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, на основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ФИО4 в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, а именно мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код по ФККО 81290101724) на земельном участке с кадастровым номером №.
Взыскать с ФИО4 в доход государства государственную пошлину 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца, со дня вынесения мотивированного решения.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: