№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 14 августа 2019 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Бондаренко О.А.,
при секретаре Калганиной И.И.,
с участием старшего помощника Тобольского межрайонного прокурора Янсуфиной М.А.,
представителя ответчика ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области Нигматулиной Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» о возложении обязанности утилизировать промышленные отходы,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с требованиями к ответчику и просит обязать утилизировать промышленные отходы в виде полузатопленного самоходного буксирного судна <данные изъяты> из акватории <адрес>.
Требования мотивирует тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка по факту размещения в акватории <адрес> самоходного буксирного судна <данные изъяты> При обследовании территории водного объекта и водоохранной зоны <адрес> в районе <адрес> зафиксировано наличие на берегу <адрес> самоходного буксирного судна <данные изъяты> 1/3 часть (нижняя часть) которого расположена в водном объекте. В соответствии с судовым свидетельством №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Государственной речной судоходной инспекцией Обь-Иртышского бассейна Тобольского линейного отдела, самоходное буксирное судно <данные изъяты> принадлежит на праве собственности учреждению Яц 34/9 (правопреемник ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области), материал корпуса судна - сталь. По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено, что компонентный состав отобранной пробы отхода - пластины с полузатопленного самоходного буксирного судна <данные изъяты> - металл черный (железо) 100%. По результатам биотестирования, тестируемая проба отходов оказывает острое токсическое действие на гидробионтов, что соответствует IV классу опасности отходов. Таким образом, объект является промышленным отходом в виде металлических остатков судна, со следами значительной коррозии, которое не подлежит эксплуатации и использованию. Согласно полученной информации самоходное буксирное судно <данные изъяты> расположено за пределами судового хода, вне внутренних водных путей, внесено в реестр затопленных и бесхозяйных судов. Непринятие мер по организации подъема вышедшего из эксплуатации плавательного средства, с учетом закрепленного в ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципа презумпции экологической опасности, создает угрозу экологической безопасности населения и тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку водный объект <адрес> и обитающие в нем водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности - нарушаются права Российской Федерации.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Янсуфина М.А. заявленные требования уточнила в части предоставления срока до 01 января 2020 года для утилизации промышленных отходов.
Представитель ответчика ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области Нигматулина Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что до 01.01.2020г. они утилизируют судно.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области при подъеме и утилизации затонувшего судна на берегу <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения норм действующего природоохранного законодательства, а именно: непринятие мер по организации подъема вышедшего из эксплуатации плавательного средства - самоходного буксирного судна <данные изъяты> из акватории <адрес>, создающего угрозу экологической безопасности населения и тем самым нарушающего права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселения №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (сокращенное наименование ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области) является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава, в котором определены общие положения, предмет и цели деятельности, организация деятельности, управление, имущество и финансовое обеспечение учреждения уголовно-исполнительной системы как юридического лица. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Место нахождения учреждения: <адрес>. В соответствии с Уставом учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» изменило тип и наименование (л.д.<данные изъяты>).
Согласно судовому свидетельству №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Государственной речной судоходной инспекцией Обь-Иртышского бассейна Тобольского линейного отдела, самоходное буксирное судно <данные изъяты>» принадлежит на праве собственности учреждению Яц 34/9 <адрес>, габаритные размеры судна длина 16,05м, ширина 3,7 м, пассажировместимость 12 человек, материал корпуса судна - сталь, что также подтверждается архивной справкой ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» № от ДД.ММ.ГГГГ., справкой о балансовой принадлежности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о списании данного судна в связи с выработкой установленного эксплуатационного срока службы, непригодностью дальнейшей эксплуатации и нецелесообразностью ремонта (л.д.<данные изъяты>).
Из акта осмотр самоходного буксирного судна <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Тобольским РВПиС филиала ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» следует, что корпус судна находится в неудовлетворительном состоянии: имеет вмятины, многочисленные коррозии на бортах, палубе и носовой части; двигатель-судовой и электрооборудование демонтировано (л.д.<данные изъяты>).
Как следует из справки по результатам проверки соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, в ходе обследования территорий водного объекта и водоохраной зоны <адрес> в районе <адрес> зафиксировано наличие самоходного буксирного судна <данные изъяты> на берегу <адрес>. 1/3 часть судна (нижняя часть) расположена в водном объекте. На палубе данного судна установлено размещение отходов производства и потребления, а именно: сухие ветви. Кроме того, в присутствии представителя юридического лица был произведен отбор проб воды с привлечением аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области (л.д.<данные изъяты>).
Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний филиала ФГБУ ПЛАТИ по УФО» по Тюменской <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ., установлено превышение нормативов допустимого воздействия в пробах природной поверхностной воды из <адрес> по железу общему во всех точках отбора. Влияние места полузатопленного самоходного буксирного судна <данные изъяты>» на <адрес> отсутствует.
Кроме того, для установления компонентного состава и класса опасности пробы отхода, была отобрана проба с полузатопленного самоходного буксирного судна <данные изъяты> металлическая пластина. По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено:
Компонентный состав отобранной пробы отхода – полузатопленное самоходное буксирное судно ПР-1606 «ЕРМАК»: металлическая пластина - металл черный (железо) - 100 % (протокол КХА №). Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017г. №242 (с изменениями от 02.11.2018 г.), анализируемый отход можно отнести к виду отходов производства и потребления с наименованием: «отходы, содержащие незагрязненные черные металлы (в том числе чугунную и/или стальную пыль), несортированные», класс опасности - IV. Код по ФККО: 4 61 01003 20 4.
По результатам биотестирования, тестируемая проба отходов оказывает острое токсическое действие на гидробионтов (протокол результатом биотестирования №-ОБ) (л.д.<данные изъяты>). Кратность разведения тестируемой пробы, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (тест-объекты Chlorella vulgaris Beijer и Daphnia magna Straus): до 10 раз, что соответствует IV классу опасности отходов (л.д.<данные изъяты>).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др.
В силу ст.4 вышеуказанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды относятся, в том числе, поверхностные и подземные воды.
На основании ч.1 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).
В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, а также лом, отходы цветных и (или) черных металлов это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом
В соответствии со ст.11 Закон № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст.1 Закон №7-ФЗ под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области выявлены нарушения норм действующего природоохранного законодательства, а именно: непринятие мер по организации подъема и утилизации вышедшего из эксплуатации плавательного средства - самоходного буксирного судна <данные изъяты> из акватории <адрес>, создающего угрозу экологической безопасности населения и тем самым нарушающего права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В связи с тем, что ФСИН России, согласно п.п. 6 п. 7 Положения, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Тюменской области.
В соответствии с Уставом ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.
При таких обстоятельствах, требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Других доказательств не представлено.
Руководствуясь ст.ст.12,39,56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ №9 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░