2-125
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года г. Ижевск УР
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР в составе председательствующего судьи Чайкиной С.Г.,
при секретаре Жиленко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корочкина С.С. к Степанова С.А. о признании договора незаключенным, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права
Корочкина С.С. к Степанова С.А. и Борина С.А. о признании сделки недействительной, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права
Корочкина С.С. к Степанова С.А., Борина С.А., Смирнову С.В. о признании сделки недействительной, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права
УСТАНОВИЛ:
Истец Корочкин С.С. обратился в суд с исковыми требованиями первоначально к Становову С.А. о признании сделки купли-продажи земельного участка незаключенной, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права. Исковые требования мотивированы тем, что -Дата- между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи, по которому истец продал земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> находящийся по адресу: ..., а ответчик оплатил стоимость участка 600000 рублей.
Указанная сделка была зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР -Дата-.
На момент подписания договора на данном земельном участке находился объект недвижимости, что подтверждается техническим паспортом от 2013 года.
В соответствии с положением ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, которые следуют судьбе земельных участков.
Данный договор купли-продажи земельного участка является незаключенным, поскольку сторонами не были согласованы существенные условия, а именно: предмет договора, в нем отсутствуют сведения о жилом доме, цена договора, поскольку стоимость жилого дома не была указана.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента такой регистрации.
При отсутствии в договоре данных, позволяющих установить недвижимое имущество, условие о недвижимом имуществе, подлежащего передаче, считается несогласованным сторонами, а договор не заключенным.
На момент отчуждения земельного участка стороны договорились, что жилой дом будет продан ответчику на основании отдельного договора купли-продажи после того, как у покупателя появиться возможность его оплаты.
Однако, после регистрации сделки истец обнаружил, что ответчик в упрощенном порядке зарегистрировал право собственности на жилой дом и выставил его на продажу по цене 3600000 рублей.
Просил признать договор купли-продажи <данные изъяты> земельного участка по адресу: ... незаключенным, прекратить право собственности Становова С.А. на указанный объект и жилой дом, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации права земельного участка и жилого дома на имя Становова С.А.
Впоследствии истец обратился с исковыми требованиями к Становову С.А. и Борину С.А. о признании сделки недействительной, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права, также с иском к Становову С.А., Борину С.А. и Смирнову С.В. о признании сделки недействительной, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права.
Требования указанных исков мотивированы тем, что первоначальный договор купли-продажи земельного участка является незаключенным, не порождает последствий, на которые он был направлен. Соответственно, все последующие сделки, совершенные со спорным имуществом от имени Становова С.А. являются недействительными, поскольку у указанного лица не возникло права на его распоряжение.
Просил признать договор между Становым С.А. и Бориным С.А. по отчуждению земельного участка с жилым домом по адресу: ... недействительным, прекратить право собственности Борина С.А. на земельный участок и жилой дом, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации права земельного участка и жилого дома на имя Борина С.А.
признать договор между Бориным С.А. и Смирновым С.В. по отчуждению земельного участка с жилым домом по адресу: ... недействительным, прекратить право собственности Смирнова С.В. на земельный участок и жилой дом, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации права земельного участка и жилого дома на имя Смирнова С.В.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, суду пояснил, что договорились со Становым о продаже земельного участка. Впоследствии хотели оформить продажу дома, поскольку у покупателя не имелось денежных средств для одновременной покупки дома. Сделку он осуществил, так как хотел на полученные денежные средства приобрести другое жилье, в котором можно будет проживать.
Ответчики Становов С.А., Борин С.А., Смирнов С.В. в судебное заседание не явились, о времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика Смагина Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что все существенные условия о предмете, его месте нахождения, его стоимости были согласованы сторонами, о чем указано в договоре. Переход права собственности был зарегистрирован надлежащим образом. Оснований для признания его незаключенным не имеется.
Представитель ответчика Казаков Р.А. также возражал против удовлетворения требования о признании сделки незаключенной и признании последующих сделок недействительными.
В судебном заседании свидетель Телегина Г.В. пояснила, что на <данные изъяты> семья Корочкина С.С. в 2010 году начала строительство жилого дома, в который они въехали осенью 2014 года.
Свидетель Абрамов Р.Н. пояснил, что Корочкина С.С. строили жилой дом по ..., сами заливали фундамент, поднимали стены.
Свидетель Коньков А.С. дал аналогичные показания.
Суд, выслушав пояснения истца, представителей, показания свидетелей, изучив представленные истцом доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Судом установлено, что -Дата- Корочкина С.С. продал Степанова С.А. земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер <данные изъяты>. Земельный участок принадлежал продавцу на основании договора от 2006 года. Продан земельный участок по цене 600000 рублей.
В договоре указано, что на указанном земельном участке объекты недвижимости отсутствуют.
Переход права собственности на указанный объект был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР -Дата-.
В соответствии с выпиской из ЕГРПН от -Дата- право собственности Степанова С.А. на земельный участок зарегистрировано -Дата-. Кроме того, было зарегистрировано его право собственности на жилой дом, находящийся на указанном земельном участке площадью 340 кв.м.
-Дата- Степанова С.А. заключил договор купли-продажи с Борина С.А., по которому он продал земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер <данные изъяты> и расположенное на нем здание с назначением жилой дом площадью 340 кв.м. покупателю Борина С.А. за 2590000 рублей. Переход права собственности зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР -Дата-.
-Дата- Борина С.А. заключил договор купли-продажи с Смирнову С.В., по которому он продал земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер <данные изъяты> и расположенное на нем здание с назначением жилой дом площадью 340 кв.м. покупателю Смирнову С.В. за 2700000 рублей. Переход права собственности зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР -Дата-
В соответствии со ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.
Таким образом, законодательно закреплен перечень существенных условий для продажи недвижимости: наименование недвижимого имущества, его расположение, его стоимость.
С учетом указанных требований договор между Корочкиным С.С. и Станововым С.А. о продаже земельного участка является заключенным, поскольку в нем указан вид земельного участка, его кадастровый номер, его место нахождение, стоимость участка.
Отсутствие в данном договоре указания на жилой дом в границах земельного участка не свидетельствует о незаключенности договора купли-продажи земельного участка.
Кроме того, при рассмотрении дела истец подтвердил свое волеизъявление на продажу именно земельного участка без недостроенного объекта, находящегося на данном участке.
Таким образом, при рассмотрении дела судом установлена воля обоих участников сделки относительно продажи земельного участка, при этом сторонами договора согласован предмет договора, его место нахождение, стоимость указанного объекта.
При таких обстоятельствах полагать, что данный договор сторонами не заключен, у суда не имеется оснований.
В соответствии со ст. 164 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Соответственно, законом не предусмотрена обязательная регистрация сделки купли-продажи недвижимости, регистрации в установленном порядке подлежит только переход права собственности на объект недвижимости.
Регистрация перехода права собственности на земельный участок была совершена в требуемой законом форме, что подтверждается отметками на договоре, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
С учетом изложенных обстоятельств отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований истца о признании сделки незаключенной, а также связанных с ними исковых требований о прекращении права собственности Становова С.А. на указанный объект и жилой дом, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись о регистрации права земельного участка и жилого дома на имя Становова С.А.
Также, по мнению суда, не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании договора между Становым С.А. и Бориным С.А. недействительным, признании договора между Бориным С.А. и Смирновым С.В. недействительным.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Основанием для признания сделок недействительными истец указал незаключенность договора купли-продажи между Корочкиным С.С. и Становым С.А., отсутствие у Станового С.А. права на распоряжение спорными объектами.
Поскольку суд принял решение об отказе в удовлетворении требований о признании сделки незаключенной, с учетом заявленных истцом оснований для оспаривания сделки, суд также полагает, что не имеется оснований для признания сделки недействительной между Становым С.А. и Бориным С.А., между Бориным С.А. и Смирновым С.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Корочкина С.С. к Степанова С.А. о признании договора незаключенным, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права
Корочкина С.С. к Степанова С.А. и Борина С.А. о признании сделки недействительной, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права
Корочкина С.С. к Степанова С.А., Борина С.А., Смирнову С.В. о признании сделки недействительной, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2016 года.
Судья С.Г. Чайкина