Решение по делу № 2а-107/2021 от 28.10.2020

УИД45RS0008-01-2020-002087-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.

при секретаре Чуевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 15 января 2020 г. административное дело по административному иску Останиной В.А. к Администрации Кетовского района Курганской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы перераспределения земельного участка,

у с т а н о в и л:

Останина В.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации Кетовского района Курганской области (далее – Администрация Кетовского района) о признании незаконным отказа в утверждении схемы перераспределения земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 909 кв.м., категории земель – земли населённых пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства. Она обратилась в Администрацию Кетовского района для утверждения схемы перераспределения земельного участка, площадью 933 кв.м., вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Решением межведомственной комиссии было отказано в утверждении схемы перераспределения земельного участка. Полагает отказ незаконным, т.к. не соответствует ст.ст. 11.9, 11.10 Земельного кодекса РФ. Просит признать незаконным отказ Администрации Кетовского района от 07.09.2020 № 5151 в утверждении схемы перераспределения земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила. Её интересы в судебном заседании представляла, действующая по доверенности представитель Буравова И.В., которая административный иск поддержала, пояснив, что Останина В.А. предпринимает все меры для исключения изломанности границ принадлежащего ей земельного участка, а также в связи с тем, что на истребуемом земельном участке расположен принадлежащий ей септик, который является вспомогательным объектом недвижимости, без которого невозможно обслуживание жилого дома, 1951 года постройки. Дом возведён задолго до проекта Генерального плана. По действующему градостроительному законодательству, «красные линии» считаются установленными, если они отображены на чертежах планировки территории в составе утверждённого проекта планировки территории или на чертежах межевания территории в составе утверждённого проекта межевания территории. По результатам рассмотрения картографического материала ПЗЗ и, руководствуясь Земельным кодексом РФ, административному истцу было отказано в утверждении схемы перераспределения земельного участка ввиду того, что участок, за счёт которого происходит перераспределение, относится к землям общего пользования. Вместе с тем, ни «красные линии», ни границы территории общего пользования, не установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Таким образом, земельный участок административного истца не занят местами общего пользования. Ссылка Администрации Кетовского района на требования СП 30-102-99 является несостоятельной, т.к. не указано, какие требования административным истцом нарушены. Административным истцом не нарушены данные требования, как и не нарушены «Региональные нормативы градостроительного проектирования Курганской области. Графическое изображение, представленное административным ответчиком, выполнено без указания размеров, схематически, неинформативно, не несёт в себе нормативное обоснование. Ширина проезжей дороги между границами земельных участков составляет 16 м. В условиях реконструкции, стеснённых условиях и в пределах улиц местного значения допускается не устраивать озеленения. Ширина тротуара тупиковой улицы без торговой сети должна быть 0,75 м. Указанная Администрацией Кетовского района таблица 11.2 СП 42.13330.2016 не имеет отношение к сельским населённым пунктам. Местные улицы должны обеспечивать связь жилой застройки с основными улицами. Тротуары следует устраивать в пределах населённых пунктов на автомобильных дорогах 1-3 категорий, 4 и 5 категорий с твёрдым покрытием. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./час тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./час включительно – не менее двух полос движения. Дорога, расположенная по ул. К. Мяготина в с. Кетово, имеет грунтовое покрытие, при таких обстоятельствах, обустройство тротуара в данном случае действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, администрацией Кетовского сельсовета административному истцу вручено уведомление от 15.05.2019 о проверке земельного законодательства. 22.05.2019 проведена проверка и выявлены нарушения в использовании дополнительной площади 48 кв.м., выписано предписание об устранении выявленного нарушения, путём оформления и предоставления необходимых документов на земельный участок либо его освобождение. Кроме того, Останиной В.А. 21.01.2020 уже перераспределялся земельный участок площадью 909 кв.м. при аналогичных условиях. Останина В.А. предприняла все меры для оформления данного земельного участка. Просила административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Федотова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против исковых требований возражала, пояснила, что Межведомственная комиссия образована в целях упорядочения планировки и застройки населённых пунктов, на основе принципов устойчивого развития населённых пунктов, развития транспортной, коммунальной инфраструктуры, учёта интересов всех граждан, проживающих в муниципальном образовании. В настоящее время на земельном участке, за счёт которого административный истец планирует увеличить площадь своего земельного участка, как и на всей территории с. Кетово, отсутствует необходимость изменения функциональных зон, их границ, прокладки магистральных инженерных сетей или определения участков комплексного развития территории, при которых требуется разработка проектов планировки. Характер застройки участка – исторически сложившаяся индивидуальная малоэтажная усадебная жилая застройка с сетью улиц, дорог и проездов, обеспечивающих её удобное функциональное использование и возможность последовательного проведения благоустройства данной территории: подведение инженерных коммуникаций водопровода, природного газа, сетей связи и в перспективе централизованного водоотведения и хозяйственно-бытовой канализации, а также строительство твёрдого покрытия улиц, тротуаров, устройство газонов и зелёных насаждений общего пользования, размещения сопутствующих малых архитектурных форм, велосипедных дорожек в границах сложившейся улично-дорожной сети с безусловным соблюдением современных требований по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения. Застройка данного участка села проводилась в соответствии с Проектом генерального плана, разработанного в 70-х годах прошлого века, который разработан и утверждён в соответствии с действовавшими на тот период времени требованиями и является полностью реализованным. Внесение каких-либо изменений в него не требуется, также как и разработка новой проектной документации, поскольку планы размещения иных объектов на данной территории отсутствуют. В разрабатываемом в настоящее время ООО НВЦ «Интеграционные технологии» Проектах генерального плана и Правил землепользования и застройки Кетовского сельсовета также, как и в действующих документах территориального планирования и градостроительного зонирования район улицы Г. Мяготина-Пушкина сохраняет своё функциональное назначение, параметры использования территорий и границы территориальных зон. По результатам рассмотрения картографического материала, правил землепользования и застройки, Земельного кодекса РФ в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка административному истцу отказано ввиду того, что земельный участок, за счёт которого планируется перераспределить земли, относится к землям общего пользования (улица), которые не подлежат отчуждению, запрещено их приватизировать. Представление испрашиваемого участка приведёт к нарушению требований СП 30-102-99. Улично-дорожную сеть территорий малоэтажной застройки следует формировать во взаимоувязке с системой улиц и дорог населённого пункта, обеспечивающих внутренние транспортные связи, которые включают въезды и выезды на территорию, главные улицы застройки, основные и второстепенные проезды. Администрация Кетовского района настаивает на сохранении сложившейся линии застройки, в том числе с учётом требований к ширине улиц, проездов, движения пешеходов, маломобильных групп населения, прокладкой инженерных коммуникаций при безусловном соблюдении требований нормативов и безопасности, с учётом перспективного развития сельского поселения и дальнейшего строительства, в том числе линейных объектов при безусловном соблюдении требований безопасности дорожного движения с учётом перспективной застройки. Испрашиваемый участок предусмотрен для формирования территории общего пользования в сложившейся жилой застройке, с перспективным формированием инфраструктуры улично-дорожной сети и озеленения, в связи с чем возражают против удовлетворения требований административного истца. Образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Согласно схеме дислокации дорожных знаков данной части <адрес> в составе улично-дорожной сети <адрес> предназначена для осуществления двустороннего движения. Автомобильная дорога местного значения <адрес> поставлена на государственный кадастровый учёт, её основное назначение – обеспечение связи жилой застройки с основными улицами. Двусторонний разрыв, устраиваемый между пешеходными тротуарами по обе стороны проезжей части используется для прокладки инженерных коммуникаций, организации кратковременной стоянки и разворота транспортных средств, установки контейнеров для сбора мусора, а также посадки защитных зелёных насаждений общего пользования. Это является стандартным решением для улиц и дорог в населённых пунктах. Данное решение вызвано необходимым требованием, что от проезжей части до линии застройки, ограниченные землями общего пользования, требуется минимум 5 метров и полосы движения пешеходов (тротуара). Данное решение продиктовано необходимостью подъезда к участкам землепользователей и беспрепятственного движения автотранспорта. Кроме того, в настоящее время улица К.Мяготина с. Кетово включена в Национальный проект «Безопасные качественные дороги», на мероприятия по капитальному ремонту ул. К. Мяготина в рамках Государственной программы Курганской области «Развитие автомобильных дорог» предусмотрено 8 994,5 млн.руб. Административное исковое заявление направлено с целью закрепления границ земельного участка, занятого самовольно построенными объектами, разрешение на строительство которых не были получены в установленном законом порядке и не могли быть выданы Администрацией Кетовского района, поскольку размещены за границами линии регулирования застройки. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Кетовского сельсовета) в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. В предыдущем судебном заседании, действующая по доверенности представитель Цыба Е.Е., с административными исковыми требованиями не согласилась, соглашаясь с доводами представителя административного ответчика, дополнительно пояснив, что они планируют также оспаривать заключённое 21.01.2020 соглашение между Администрацией Кетовского района и Останиной В.А. по поводу перераспределения последней земельного участка по <адрес> в <адрес> площадью 909 кв.м., в связи с постройкой административным истцом за линией застройки гаража. В настоящее время административный истец пытается таким же образом узаконить возведённый ею же за границами своего земельного участка септик. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

С учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Заслушав представителей сторон, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 ст. 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).

Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что Останина Валентина Александровна является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 909 кв.м., о чём представлена выписка из ЕГРН от 14.01.2020, где указано, что право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.02.2008 № 15 и Соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности от 21.01.2020 № 01-20/06.

Из данного Соглашения от 21.01.2020 № 01-20/06 следует, что до его заключения у административного истца в собственности находился земельный участок площадью 883 кв.м.

Согласно акту проверки администрацией Кетовского сельсовета от 22.05.2019 при проведении плановой выездной проверки по соблюдению земельного законодательства в отношении Останиной В.А., было установлено, что ею используется дополнительный земельный участок ориентировочной площадью 48,04 кв.м. без правоустанавливающих документов, в связи с чем 22.05.2019 в её адрес вынесено предписание № 13 об устранении выявленного нарушения требований законодательства.

Решением Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района (далее – Межведомственная комиссия Кетовского района) от 11.07.2019 № 25 в утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 934 (883+51) кв.м., вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> – отказано на основании п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.

Решением Межведомственной комиссии Кетовского района от 08.08.2019 № 29 утверждена схема перераспределения земельного участка площадью 909 (883+26) кв.м., вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного в Ж-1 (зона индивидуальной усадебной жилой застройки).

24.08.2020 административный истец вновь обратилась в Администрацию Кетовского района с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешённым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 933 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации Кетовского района от 24.01.2017 № 151, в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, повышения эффективности использования земель на территории муниципального образования Кетовский район, создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории муниципального образования Кетовский район.

В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории муниципального образования Кетовский район, Комиссия является постоянно действующим межведомственным коллегиальным совещательным органом при Администрации Кетовского района. Решения Комиссии фиксируются в протоколе и носят рекомендательный характер.

Решением Межведомственной комиссии Администрации Кетовского района от 03.09.2020 № 23 в утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 933 кв.м., вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> – отказано ввиду того, что данный участок относится к землям общего пользования, которые не подлежат отчуждению в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также не подлежат приватизации в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

На своё обращение Останина В.А. получила ответ Администрации Кетовского района, датированный 07.09.2020 № 5151, из которого следует, что её заявление об утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 933 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, было вынесено на Межведомственную комиссию Кетовского района. По результатам рассмотрения картографического материала, Правил землепользования и застройки, Земельного кодекса РФ, в утверждении схемы перераспределения земельного участка принято решение – отказать ввиду того, что данный участок относится к землям общего пользования, которые не подлежат отчуждению и приватизации в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из п. 1 ст. 11.2, пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Кодекса.

Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Согласно пп. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 названного кодекса.

Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из выкопировок из ситуационного плана с. Кетово, генерального плана с. Кетово, следует, что земельный участок, за счёт которого административный истец планирует перераспределить земельный участок, является частью улично-дорожной сети (тротуаром).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии от 20.11.2014 сооружение – автомобильная дорога общего пользования местного значения, назначение: сооружение дорожного транспорта, общей протяжённостью 1376 кв.м., расположенная в <адрес>, кадастровый , является собственностью муниципального образования Кетовский сельсовет и поставлена на государственный кадастровый учёт.

Данная автомобильная дорога включена в Государственную программу «Развитие автомобильных дорог», утверждённую Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 473.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В ответе Администрации Кетовского района от 07.09.2020 правомерно отказано в утверждении схемы перераспределения земельных участков в связи с тем, что имеется запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ, т.е. препятствует рациональному использованию и охране земель, нарушает требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, равно как нарушает границы территории общего пользования сложившейся улично-дорожной сети улиц и дорог планировочной структуры села (транспортного каркаса).

Данные основания для отказа в утверждении схемы перераспределения земельных участков являются достаточными.

Учитывая изложенное, отказ Администрации Кетовского района в утверждении схемы перераспределения земельного участка правомерен, в связи с чем административные исковые требования Останиной В.А. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Останиной В.А. к Администрации Кетовского района Курганской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы перераспределения земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 29 января 2021 г.

Судья:                        Т.В. Тренихина

2а-107/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Останина Валентина Александровна
Ответчики
Администрация Кетовского района Курганской области
Другие
администрация Кетовского сельсовета
Буравова Ирина Викторовна
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Тренихина Татьяна Валентиновна
Дело на странице суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
28.10.2020Регистрация административного искового заявления
28.10.2020Передача материалов судье
28.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее