Дело №2-422/2024
УИД 25RS0031-01-2024-000667-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года с.Камень-Рыболов
Ханкайский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Щедривой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Мазур Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гудимова С.А. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Отделению по <адрес> муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» об установлении факта проживания в жилом помещении в зоне чрезвычайной ситуации, признании права на выплату финансовой помощи и возложении обязанности,
У с т а н о в и л:
Гудимов С.А. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению (далее по тексту КГКУ) «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Отделению по <адрес> муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» об установлении факта проживания в жилом помещении в зоне чрезвычайной ситуации, признании права на выплату финансовой помощи и возложении обязанности, указывая в обоснование иска, что по результатам проведения ДД.ММ.ГГГГ комиссией обследования условий его жизнедеятельности было составлено заключение, согласно которому был установлен факт его проживания по адресу: <адрес>, также установлен факт частичной утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а именно: холодильник, газовая плита, шкаф для посуды, стол, стул, кровать, телевизор. По его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о назначении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, отделением по <адрес> муниципальному округу КГКУ ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в назначении выплаты финансовой помощи в связи с тем, что факт проживания заявителя в жилом помещении, указанном в заявлении, не установлен. При этом, по его заявлению о назначении выплаты единовременной материальной помощи, как пострадавшему в результате ЧС, с учетом заключения комиссии принято решение об оказании единовременной материальной помощи. Также ему была предоставлена помощь на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по этому же адресу. Жилое помещение, расположенное по указанному им адресу является для него единственным жилым помещением, находящимся в его собственности. Просит установить факт его проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на дату введения чрезвычайной ситуации, признать за ним право на выплату финансовой помощи в результате частичной утраты имущества первой необходимости по указанному адресу в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обязанность назначить и выплатить ему финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по настоящему иску привлечены Министерство труда и социальной политики <адрес>, администрация городского округа <адрес>.
Представители ответчиков: КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Отделения по <адрес> муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерства труда и социальной политики <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Представитель ответчика – администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы городского округа <адрес> №-п в результате интенсивного выпадения осадков, выхода из берегов реки <адрес> и <адрес>, введён режим ЧС на территории городского округа <адрес>. В результате данного ЧС было подвержено затоплению жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ комиссией, действующей на основании постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, Распоряжения администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па проведено обследование условий жизнедеятельности Гудимова С.А. и составлено заключение о подтверждении факта проживания Гудимова С.А. по адресу: <адрес> факта частичной утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации с указанием на отсутствие утраты «предметов средств водоснабжения и отопления». Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ комиссией была выявлена частичная утрата имущества первой необходимости, что соответствовало фактическим обстоятельствам на эту дату и соответствовало нормам действующего законодательства, в связи с чем, администрация городского округа <адрес> против удовлетворения исковых требований истца, не возражает (л.д.44-45).
Представитель третьего лица – Правительства <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым считает исковые требования Гудимова С.А. не подлежащими удовлетворению, поскольку в заключении о подтверждении факта проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и установлении факта утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации надлежащее заполнение графы, подтверждающей факт проживания истца в поврежденном жилом помещении, отсутствует. Структурным подразделением КГКУ был проведён анализ представленных документов, определено отсутствие в заключении установленного факта проживания истца в поврежденном жилом помещении. КГКУ действовал в полном соответствии с представленными документами, заключением комиссии. В случае неправильного заполнения комиссией заключения КГКУ не должен нести ответственность за указанные ошибки, поскольку оказывает государственную услугу в полном соответствии с представленными документами (л.д.23-25).
В соответствии с ч.3,4,5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона).
В соответствии с п.п. «л» п.1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п.п. «п» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации отнесено установление при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера фактов проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Порядок).
В соответствии с п.1.2 Порядка, право на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации.
Согласно п.1.3 Порядка, при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, финансовой помощи лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, осуществляется за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением №-пп, выделенных министерству на соответствующие цели.
При чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера единовременная материальная помощь, финансовая помощь оказывается в размерах, установленных подпунктами «в», «г» пункта 4 Правил (пункт 1.4 Порядка в редакции Постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп).
В соответствии с п.п. «б» пункта 2.1 Порядка, назначение финансовой помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; утрата лицом, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (далее – Комиссии).
Факты проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации устанавливаются Комиссиями на основании критериев, утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, на территории которых введён режим чрезвычайной ситуации. Факты утраты имущества первой необходимости устанавливаются Комиссиями в соответствии с пунктами 2,11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (п.2.3 Порядка).
Согласно п.2 указанных Правил, под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); в) предметы мебели для сна - кровать (диван); г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются: а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 11 вышеуказанных Правил).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент ЧС), трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пункту 3.1 Порядка, назначение выплаты единовременной материальной помощи, финансовой помощи осуществляется структурными подразделениями краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» по месту жительства лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка.
В силу подпункта «ж» пункта 4.4 Порядка, основаниями для отказа в назначении единовременной материальной, финансовой помощи являются неподтверждение Комиссией факта проживания заявителя в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации.
Структурные подразделения КГКУ в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о назначении единовременной материальной помощи, решения о назначении финансовой помощи формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения списков граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи (далее - сводный список граждан), с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство (пункт 4.6 Порядка).
Постановлением Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п на территории городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера в результате интенсивного выпадения осадков, выхода из берегов реки <адрес> и <адрес> (л.д.46-47).
Постановлением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в связи с прохождением на территории, в том числе, городского округа <адрес> очень сильных дождей и формированием быстро развивающихся дождевых паводков, обстановка, сложившаяся на территории городского округа <адрес>, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. Постановление распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ (п.4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-пг) (л.д.48).
Из материалов дела следует, что Гудимов С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.9-10).
Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт проживания истца по адресу: <адрес>, установлен факт нарушения условий жизнедеятельности ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации (л.д.11).
Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт проживания истца по адресу: <адрес>, установлен факт нарушения условий жизнедеятельности ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт утраты имущества первой необходимости: холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды, стол, стул, кровать, телевизор (л.д.12-13).
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Гудимову С.А. отказано в назначении выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации «Интенсивные осадки ДД.ММ.ГГГГ», зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ, поскольку факт проживания заявителя в жилом помещении, указанном в заявлении, не установлен (л.д.14,15).
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Гудимову С.А. назначена выплата единовременной материальной помощи, как гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации «Интенсивные осадки ДД.ММ.ГГГГ», зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 рублей (л.д.16-17).
Таким образом, судом установлено и из представленных истцом доказательств следует, что в период введения режима чрезвычайной ситуации истец проживал в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, имущество первой необходимости истца было частично утрачено, указанное обстоятельство являлось основанием для признания истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения его по его заявлению, в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи, однако, несмотря на установление данного факта комиссией, истцу в нарушение вышеуказанного Порядка, в назначении и выплате финансовой помощи было отказано.
Довод представителя третьего лица – Правительства <адрес> о том, что в заключении о подтверждении факта проживания истца в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и установлении факта утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации надлежащее заполнение графы, подтверждающей факт проживания истца в поврежденном жилом помещении отсутствует, является несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела и указанным заключением, которым факт проживания Гудимова С.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на дату чрезвычайной ситуации, установлен.
Учитывая, что факт нарушения жизнедеятельности истца установлен, в том числе и заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, то заявленные истцом требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Гудимова С.А. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Отделению по <адрес> муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерству труда и социальной политики <адрес>, администрации городского округа <адрес> об установлении факта проживания в жилом помещении в зоне чрезвычайной ситуации, признании права на выплату финансовой помощи и возложении обязанности, удовлетворить.
Установить факт проживания Гудимова С.А. (<иные данные изъяты>) на дату введения режима чрезвычайной ситуации - ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Признать Гудимова С.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации «интенсивные осадки ДД.ММ.ГГГГ».
Признать за Гудимовым С.А. право на выплату финансовой помощи в результате частичной утраты имущества первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес> размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» принять решение о назначении выплаты Гудимову С.А. финансовой помощи и включить Гудимова С.А. в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, в соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ханкайский районный суд Приморского края.
Мотивированное решение составлено 25.09.2024.
Председательствующий И.Н. Щедривая