Решение по делу № 2а-396/2022 (2а-7955/2021;) от 26.07.2021

УИД 11RS0001-01-2021-012320-42                дело № 2а-396/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,    

с участием административного истца Абдусамадова Г.У.,

представителя административных ответчиков Васюхневича А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Абдусамадова Гамзата Умаровича к ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» о присуждении компенсации за нарушение условий содержания при этапировании 01.06.2021 из ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК - 31 УФСИН России по Республике Коми в результате осуществления его перевозки в спецтранспорте – автофургоне и вагоне, в бесчеловечных, невыносимых и унизительных условиях. В обоснование заявленных требований указал на его перевозку в автофургоне совместно с еще 10 осужденными, все осужденные размещались на площади 3,4 кв.м., при этом находились с личными вещами, скамейки камер не имели мягкой обвивки, не были оборудованы ремнями безопасности, автофургон не был обеспечен системой вентиляции. При этапировании в спецвагоне с учетом количества осужденных в камере и их личных вещей, необходимая для отвечающей требованиям перевозки площадь также не соблюдалась. Учитывая, что второй ярус является спальным (сплошным), он был лишен возможности выпрямиться во весь рост, при этапировании спецвагоном он был ограничен в количестве кипятка, указал о том, что лишь единожды ему предоставлялась возможность посетить туалет. При дальнейшем этапировании в спецавтозаке он и еще один осужденный были перемещены в камеру не более 1 кв.м, оборудованную скамейкой без мягкого настила, без окна системы вентиляции и ремней безопасности. Ссылался на отсутствие стола для приема пищи в указанных средствах перевозки. По убеждению административного истца перевозка в указанных условиях превышает минимальный уровень жестокого обращения в значении статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных работ, что является основанием для выплаты истцу в связи с указанными нарушениями денежной компенсации.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании Абдусамадов Г.У. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» Васюхневич А.С. требования иска не признал.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу названных положений закона условием удовлетворения заявленных административных исковых требованием является совокупность таких условий как несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Положениями статей 8, 10 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В силу положений статей 1, 3 и 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, установлена обязанность учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Абдусамадов Г.У. отбывал наказание в ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми.

01.06.2021 административный истец конвоирован из исправительного учреждения в ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республики Коми путем его этапирования до железнодорожной станции ... на специальном автомобиле встречного караула, назначенного ФКУ УК УФСИН, марки <данные изъяты>, где размещался в большой камере № 3 совместно с иными 10 осужденными. Время этапирования составило около 45 минут.

Далее, 01.06.2021 от станции ... административный истец этапировался плановым караулом по железнодорожному маршруту в специальном вагоне модели «<данные изъяты>», где размещался в большой камере № 2 на участке маршрута от станции ... совместно с 6 осужденными. Время этапирования составило 2 часа 15 минут.

От станции Микунь до ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми Абдусамадов Г.У. этапировался в спецавтомобиле марки <данные изъяты>, где размещался в большой камере № 4 совместно с двумя осужденными. Время этапирования составило около 20 минут.

Конвоирование административного истца осуществлялось ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми.

В соответствии с положениями статьи 76 Уголовно – исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Осужденным обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 12 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством РФ и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Приказом Министерства юстиции России и Министерства внутренних дел России от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее - Инструкция), которая определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях.

Используемые ФСИН России спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 в соответствующей редакции утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление) в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН).

Согласно пункту 73 Наставления к транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся: - специальные автомобили для перевозки осужденных (далее - спецавтомобили); - специальные железнодорожные вагоны (далее - спецвагоны).

В случае изготовления спецавтомобиля на базе грузового автомобиля (шасси) на последний устанавливается специальный кузов (далее - спецкузов). В спецкузове оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и др. Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей.

Приведенные нормы предусматривают конструктивные требования к оборудованию камер для осужденных спецавтомобилей. Общие камеры должны быть оборудованы одним рядом сидений или двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга.

Приложение № 6 «Оборудование специальных транспортных средств» к Наставлениям (в редакции приказа Минюста РФ от 17 июня 2013 г. N 94) содержит таблицу 6.1 «Минимальные размеры камер для осужденных», в соответствии с которой, минимальный размер общей камеры для спецконтингента определяется в зависимости от длины сидений, с минимальной глубиной общей камеры 650 или 1150 мм. (максимальная глубина 1300 мм.).

На основании подпункта 8 пункта 73 Наставлений сиденья для осужденных должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 мм x 20,0 мм x 1,5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм. Спинки сидений для осужденных должны быть выполнены из доски хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, окрашены в цвет рабочего салона и соответствовать следующим требованиям: - крепление сиденья и спинки должно осуществляться с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм; - спинки должны быть выполнены в виде досок шириной от 100 до 150 мм, установленных на высоте от 250 до 350 мм от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или каркасу перегородок камер (стенок кузова).

Сиденья для осужденных должны иметь следующие размеры: - длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; - ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм; - высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм. Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны крепиться к полу с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм. Крепежные элементы сидений не должны отворачиваться вручную (без применения специального инструмента).

При проверке доводов административного истца о нарушении его прав при конвоировании в спецавтомобиле до железнодорожной станции Сыктывкар судом установлено, что спецавтомобиль, в котором конвоировался заявитель, оборудован двумя большими камерами, вместимостью по 15 человек, каждая, а также 2 малыми камерами, вместимостью по 1 человеку в каждой. Большая камера специального автомобиля размером: 360 см длиной, 120 см, высотой 174 см. Конструктивной особенностью спецавтомобиля оборудование камер поручнями не предусмотрено. Освещение в спецавтомобиле осуществляется за счет светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 ватт. Спецавтомобиль оборудован отопительной системой Планар 8ДМ-24, предназначенной для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до минус 40 градусов. Камеры спецавтомобиля марки <данные изъяты> оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. С учетом конструктивных особенностей автомобиля возможность притока свежего воздуха может быть обеспечена через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спецавтомобиль, в котором осуществлялось конвоирование административного истца, был технически исправен, все системы жизнеобеспечения: освещение, вентиляция, отопление находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях.

С учетом наполняемости камеры спецавтомобиля в период этапирования осужденного представленная в судебное заседание техническая документация на специальные автомобили подтверждает соблюдение приведенных технических требований минимального размера общей площади камеры для спецконтингента в специальных автомобилях при конвоировании административного истца. Норма размещения осужденных в камерах была соблюдена. Возможность размещения личных вещей в спецавтомобиле обеспечена путем свободного пространства под нижними полками с левой и правой сторон. Вопреки указания истца в исковом заявлении конструкция специальных автомобилей не предусматривает в них наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей.

Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.

Пунктом 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утв. приказом Минюста России и МВД РФ от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп (с учетом внесенных приказом Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп изменений) (далее – Инструкция) предусмотрена норма размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов 10 человек и до 4 человек в малые камеры.

Приложение № 6 «Оборудование специальных транспортных средств» к Наставлениям (в редакции приказа Минюста РФ от 17 июня 2013 г. N 94) содержит пункт 6.2 «Специальные железнодорожные вагоны», согласно которым в камерах спецвагонов устанавливаются диваны первого яруса, полки с откидными клапанами и полки третьего яруса.

Конструкция специального вагона, в котором конвоировался административный истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12.

Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, вентиляция, освещение и водоснабжение находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Большая камера специального вагона имеет следующие размеры: ширина - 150 см., длина - 205 см., высота - 295 см., оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, нижние полки могут так же использоваться как спальные места. Таким образом, высота больших камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно встать в полный рост, имеется возможность разместиться для отдыха и сна на полках камеры. Под нижними полками камеры спецвагона (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем – 0,511 куб. м, с каждой стороны), что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов. Поэтому применение судами положений Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиям, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В постановлении ЕСПЧ от 09.04.2019 «Томов и другие против России» (жалоба № 18255/10) указано, что оценка того, имело ли место нарушение статьи 3 Конвенции, не может сводиться исключительно к вычислениям размеров площади, доступной перевозимым заключенным. Только всесторонний подход к особым обстоятельствам дела может позволить составить точную картину обстоятельств перевозимого лица.

Сильная презумпция наличия нарушения статьи 3 Конвенции может быть опровергнута только в случае краткосрочных или периодических поездок. Что касается более длительных поездок, в том числе ночного переезда на поезде, подход Европейского Суда будет аналогичен подходу к содержанию под стражей в стационарных учреждениях исполнительной системы на протяжении сравнимого срока. Даже если ограниченную санитарную площадь на человека можно не принимать во внимание ввиду наличия многоярусных спальных мест, эта ситуация не будет соответствовать статье 3 Конвенции, если заключенные лишались ночного сна в связи с недостаточным количеством спальных мест или иными ненадлежащими условиями для сна. Такие факторы, как не предоставление индивидуального спального места каждому заключенному серьезно отягощают ситуацию заключенного во время перевозки и указывают на нарушение статьи 3 Конвенции.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 № 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, о наличии нарушений условий содержания могут свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.

С учетом имеющихся сведений, данных о количестве осужденных в камере поезда при конвоировании истца на всем пути следования (от станции ...) совместно с 6 осужденными, возможной с учетом установленных требований наполняемости камер, а также периоде времени конвоирования административного истца, прибывшего к месту следования в ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми 01.06.2021 в 21:55 час., установив возможность обеспечения Абдусамадова Г.У. местом на пути следования, нарушений требований законодательства в изложенной части судом не установлено.

Проверяя доводы иска в части ограничения возможности воспользоваться туалетом, а также ограничении в количестве кипятка, непредоставлении питьевой воды, суд учитывает следующее.

Спецавтовагон оборудован туалетом. Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Согласно сведениям ответчика вывод конвоируемых лиц в туалет на пути следования осуществлялся согласно пункту 229 Инструкции по просьбам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в порядке очередности по одному человеку.

Проверяя доводы административного истца в части ограничения его права пользования туалетом, суд исходит из того, что доказательств, подтверждающих изложенные обстоятельства судом не установлено и в адрес суда не представлено, действующей Инструкцией фиксация вывода в туалет не предусмотрена.

Принимая во внимание, что факт отказа вывода в туалет административного истца не установлен, жалоб на условия конвоирования в течение всего пути следования Абдусамадов Г.У. не высказывал, и таких жалоб не зарегистрировано, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований в изложенной части.

В части доводов об отсутствии в спецвагоне мягких сидений, суд исходит из того, что нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона оборудование скамеек мягким покрытием, равно как и поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столов для приема пищи в камерах конвоируемых лиц не предусмотрено.

Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся - в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.

Из представленных доказательств усматривается, что до времени убытия осужденный Абдусамадов Г.У. был обеспечен ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Ком горячим питанием (завтрак и обед), осужденному был выдан индивидуальный рацион питания в количестве 1 шт. согласно Приказу от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», что подтверждает продовольственный аттестат № 47.

Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставляется согласно графику (не менее трех раз в день). Выдача питьевой воды осуществляется по просьбам конвоируемых лиц без ограничений. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.

Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденному графику 3 раза в сутки, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности.

При этом, как указано выше, перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем специального вагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем имеются отметки в путевых ведомостях.

Конвоирование административного истца от железнодорожной станции к месту следования в ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми вопреки доводам иска также отвечало установленным требованиям.

К месту следования административный истец конвоировался в спецавтомобиле марки <данные изъяты>, где размещался в большой камере № 4 с 2 осужденными.

Согласно паспорту на служебный автомобиль транспортное средство оборудовано 2 общими (большими) камерами и 5 одиночными. Пассажировместимость спецконтингента предусмотрена в количестве 15 человек, с учетом возможности размещения по 5 человек в большую камеру.

Размеры больших камер специального автомобиля марки <данные изъяты> составляют: длина – 1,35 м., ширина – 1,15 м, высота – 1,74 м. Размер лавок для сиденья в больших камерах спецавтомобиля марки <данные изъяты> составляет: длина – 135см, ширина – 40 см, длина 90 см и ширина 40 см.

Конструкцией транспортного средства предусмотрена возможность содержащихся в камере № 4 осужденных лиц размещать личные вещи в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон с учетом следующих габаритов свободного пространства: под левой скамьей – длина – 1,35 м, высота – 0,4 м, ширина – 0,4 м, объемом 0,22 куб.м, под правой скамьей – длина – 0,9 м, ширина – 0,4 м, высота – 0,4 м, объемом 0, 14 куб.м.

Указанный автомобиль укомплектован отопительной системой, вентилятором, системой кондиционирования, биотуалетом.

Исходя из фактических обстоятельств, количества осужденных содержащихся с административным истцом в одной камере при осуществлении перевозки от железнодорожного вокзала в ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми, учитывая обстоятельства, с которыми истец связывает необеспечение надлежащих условий его перевозки спецтранспортом, а именно отсутствие вентиляции, наличие которой вопреки утверждению истца установлено, мягких сидений и ремней безопасности, что технически и нормативно не предусмотрено, суд не находит оснований для удовлетворения требований иска в изложенной части.

При совокупности установленных обстоятельств и требований закона суд приходит к выводу о том, что условия этапирования административного истца в спецсредствах конвоирования в указанный период соответствовали приведенным выше нормативным требованиям.

Нарушения действиями административных ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки и содержания не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с осуществляемым конвоированием к месту следования не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, отвечающим признакам относимости и допустимости, в заявленный период условия конвоирования Абдусамадова Г.У. соответствовали требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Доказательств того, что Абдусамадов Г.У. перевозился и содержался в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека, не установлено и в адрес суда не представлено, равно как и не представлено доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага осужденного.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом установленных требований закона правовые основания для удовлетворения требований административного истца о признании условий его этапирования в специальных автомобиле и вагоне 01.06.2021 из ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми к месту следования ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми ненадлежащими, нарушающими права административного истца, отсутствуют.

Принимая во внимание, что в период этапирования Абдусамадова Г.У. 01.06.2021 условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушений гарантированных прав административного истца судом не установлено, оснований для взыскания в пользу административного истца в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ денежной компенсации за нарушение условий содержания при конвоировании суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

    административное исковое заявление Абдусамадов Гамзата Умаровича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания при перевозке в специальном автомобиле и вагоне 01.06.2021 из ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми к месту следования в ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания при перевозке, оставить без удовлетворения.

    Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий                    Л.А. Печинина

    <данные изъяты>

2а-396/2022 (2а-7955/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Абдусамадов Гамзат Умарович
Ответчики
УФСИН России по Республике Коми
РФ в лице ФСИН России
ФКУ Управление конвоирования по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация административного искового заявления
27.07.2021Передача материалов судье
29.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2021Предварительное судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
02.02.2022Судебное заседание
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее