Решение по делу № 2-340/2018 от 25.09.2018

Дело № 2-340/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                  22 октября 2018 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Затеевой Т.В.,

с участием истцов Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишина Р.А. и Захаровой С.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишина Романа Алексеевича, Лецких Александра Александровича, Лецких Анатолия Александровича, Лецких Ивана Александровича и Захаровой Светланы Александровны к Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о признании пострадавшими в результате паводка и включении в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что проживают совместно по адресу: <адрес>1. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в июле 2018 года и наводнением в <адрес>, их жилое помещение и приусадебный участок оказались в зоне подтопления и им причинен ущерб в связи с утратой имущества, однако в списки пострадавших для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества они включены не были.

Просят суд признать Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишина Р.А., Лецких А.А., Лецких А.А., Лецких И.А. и Захарову С.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории сельского поселения «Тунгокоченское» в июле 2018 года, включить их в списки пострадавших на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, обратив решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истцы Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишин Р.А. и Захарова С.А. уточнили исковые требования, просили суд признать за Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишиным Р.А., Лецких А.А., Лецких А.А., Лецких И.А. и Захаровой С.А. право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50.000 рублей. Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» включить вышеуказанных лиц в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате произошедшей чрезвычайной ситуации. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края выплатить Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишину Р.А., Лецких А.А., Лецких А.А., Лецких И.А. и Захаровой С.А. финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50.000 рублей каждому за счёт средств, выделенных Правительству Забайкальского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Суду пояснили, что в результате произошедшей чрезвычайной ситуации дом, в котором они проживают, оказался в зоне затопления и их имуществу был причинен ущерб, в частности были затоплены приусадебный участок, зимовье, баня, гараж, другие хозяйственные постройки, унесло дрова, пострадало сено, урожай овощей. Из-за сырости и появления грибковой плесени требуется проведение капитального ремонта квартиры. Единовременная материальная помощь в размере 10.000 рублей на каждого члена семьи ими была получена, однако в выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50.000 рублей им было отказано.

В судебное заседание истцы Лецких А.А., Лецких А.А., Лецких И.А. не явились, предварительно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.___).

Ответчик - администрация муниципального района «Тунгокоченский район» в судебное заседание своего представителя не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, указав в представленном отзыве, что вопрос о разрешении дела оставляет на усмотрение суда (л.д.___).

Ответчик - администрации муниципального образования сельского поселения «Тунгокоченское», привлеченная к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 25.09.2018 г. (л.д.1), своего представителя не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя (л.д.___).

Ответчик - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю, привлеченное к участию в деле определением суда от 25.09.2018 г. (л.д.1), в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в отзыве на основания предоставления единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и оказания финансовой помощи в случае утраты ими имущества первой необходимости (л.д.___).

Ответчик - Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, привлеченное к участию в деле определением суда от 25.09.2018 г. (л.д.1), в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в отзыве на непризнание иска в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку рассмотрение вопросов о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, наличии или отсутствии права на получение единовременной материальной помощи пострадавшим, в том числе в связи с утратой ими имущества первой необходимости, а также подготовка необходимых документов не относится к полномочиям Министерства (л.д.__).

Ответчик - Министерство финансов Забайкальского края, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 25.09.2018 г. (л.д.1), в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени слушания дела было уведомлено надлежаще и своевременно, дело рассмотрено в отсутствие его предствителя.

Ответчик УМВД России по Забайкальскому краю, привлеченное к участию в деле определением суда от 25.09.2018 г., в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в представленном отзыве на непризнание иска, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как списки пострадавших от чрезвычайной ситуации не составляет и не согласовывает, выплаты компенсаций не производит, кроме того, истцами не доказан факт частичной утраты имущества первой необходимости (л.д.___).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50.000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100.000 рублей на человека).

В соответствии с п.2(1) вышеназванных Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении таких условий, как постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, а также утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

При этом критериями частичной утраты имущества первой необходимости является приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

Данными Правилами также определено, что имущество первой необходимости - это минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03.10.2014 г. №2-4-87-24-7, предусмотрено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации.

При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Приказом МЧС России от 29.08.2014 г. №470 утвержден Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в следующем порядке.

На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости), подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

На основании списков граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнований и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.

Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для согласования в территориальный орган ФМС России по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, из содержания вышеприведенных положений законодательства следует, что финансовая помощь оказывается гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости. Обязательными условиями для её выплаты является постоянное проживание и регистрация гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.

В судебном заседании установлено и не опровергалось сторонами, что с 08.07.2018 г. на территории Тунгокоченского района Забайкальского края в связи с выпадением большого количества осадков и подъемом рек был введен режим чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела также следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>1, находится в общей долевой собственности истцов Лецких Г.М., Лецких А.Б., Лецких И.А. и Захаровой С.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д._____). Земельный участок по указанному адресу предоставлен Лецких Г.М. на основании договора аренды от 12.09.2011 г. (л.д.8-12).

В квартире по вышеназванному адресу проживают и зарегистрированы Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишин Р.А., Лецких А.А., Лецких А.А., Лецких И.А. и Захорова С.А., что подтверждается справками с муниципального образования сельского поселения «Тунгокоченское», копиями паспортов истцов (л.д.24-31, 35-41).

Домовладение истцов по указанному адресу было включено в зону затопления (л.д.23).

Комиссией, созданной в целях определения степени утраты имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, было проведено обследование жилого помещения по вышеуказанному адресу, по результатам которого актом зафиксировано, что затоплены баня (высота воды 56 см), гараж (уровень воды 20 см), хозяйственные постройки, приусадебный участок с насаждениями картофеля, унесло 48 кубов дров и 35 центнеров сена (л.д.15).

Факт подтопления территории истцов также подтверждается фотоматериалами (л.д.44-49).

Истцы Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишин Р.А., Лецких А.А., Лецких А.А., Лецких И.А. и Захорова С.А. были включены в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 г. на территории муниципального района «Тунгокоченский район» (л.д.___).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих факт частичной утраты истцами имущества первой необходимости.

В качестве имущества первой необходимости, которое было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, перечень которого содержится в Правилах выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. №110, комиссией ничего не указано, в то время как согласно данным Правилам критерием частичной утраты имущества первой необходимости является приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

Как установлено в судебном заседании в результате наводнения у истцов из имущества первой необходимости ничего не было утрачено, что не отвечает требованиям вышеназванного критерия.

Доводы истцов о затоплении хозяйственных построек, приусадебного участка, утраты урожая, дров и сена, необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения не могут служить основанием для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, поскольку лишь подтверждают факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате воздействия поражающих факторов подтопления, что в свою очередь явилось основанием для оказания им единовременной материальной помощи по 10.000 рублей.

Кроме того, установленная законодателем финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости не предназначена для восстановительных работ в поврежденном доме, а направлена на оказание первичной помощи в приобретении жизненно необходимого имущества, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лецких Г.М., Лецких А.Б., Простакишина Р.А., Лецких А.А., Лецких А.А., Лецких И.А. и Захаровой С.А. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья

Тунгокоченского районного суда          Т.В. Затеева

09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее