Дело № 2-374/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2015 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Видлицкого сельского поселения о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору,
УСТАНОВИЛ:
Видлицкое сельское поселение в лице главы Видлицкого сельского поселения обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания заместителя начальника ОНД .... и .... районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по .... № от хх.хх.хх г.
В обосновании своего заявления глава Видлицкого сельского поселения указала, что по итогам внеплановой проверки в отношении Видлицкого сельского поселения было вынесено предписание № от хх.хх.хх г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
С предписанием заявитель не согласна, поскольку в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сельские поселения наделены полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Лесной участок, примыкающий к границам .... не относится к территории населенного пункта и находится в аренде у "НАИМЕНОВАНИЕ1"
Использованный при составлении предписания «Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности» утвержденный Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
«Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности» утвержденный Федеральным законом № 123-ФЗ от хх.хх.хх г. не предусматривает расстояния между домами и лесом, соответственно должно обеспечиваться лишь «нераспространение пожара».
В судебном заседание представитель Видлицкого сельского поселения ФИО1 заявление поддержала по изложенным в нем доводам.
Представитель главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по .... ФИО2 действующий на основании доверенности с заявлением не согласился.
Заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 и главами 24-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие)органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По смыслу приведенной нормы в контексте положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ основанием для удовлетворения заявленных главой Видлицкого сельского поселения требований служит не только установление судом несоответствия оспариваемого решения закону, но и одновременное установление факта нарушения прав либо свобод заявителя в результате принятия оспариваемого решения.
Судом установлено, что во исполнение указания Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от хх.хх.хх г. №, изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 09.02.2015 заместителем начальника отдела надзорной деятельности ....ов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по .... ФИО2 хх.хх.хх г. было вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки № в отношении администрации Видлицкого сельского поселения.
Согласно акта проверки органа местного самоуправления от хх.хх.хх г. № в отношении администрации Видлицкого сельского поселения, установлено, что .... подвержен угрозе лесных пожаров ввиду его непосредственного примыкания к хвойному(смешанному)лесному участку. Расстояние от крайних деревьев соответствующего лесного участка менее .... метров до объектов жилого сектора: ...., ....(.... метров), .... (.... метров), .... (.... метр), .... (.... метров), ....(.... метров)., .... (.... метр).
Предписанием № от хх.хх.хх г. Видлицкое сельское поселение обязано устранить нарушение правил противопожарной безопасности выразившиеся в несоблюдении допустимых расстояний между жилыми строениями и крайними деревьями лесного участка определенных п. 488,489 Правил противопожарного режима, Федеральным законом № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты ограничение распространение пожара на объектах защиты требования к объемно -планировочным и конструктивным решениям», п. 4.14.
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из изложенного следует, что сельское поселение обязано принять меры к исключению возникновения пожароопасных ситуаций или к минимизации такой опасности в границах сельского поселения, в том числе в виде поступление пожара извне.
Возражая о законности вынесенного предписания, заявитель указывает, что согласно закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности распространяются в границах населенных пунктов. Тем самым заявитель указывает, что все действия касаемые указанного полномочия должны осуществляться в рамках границ поселения, что является не верным.
В указанном случае закон обязывает органы местного самоуправления принимать меры противопожарной безопасности, которые будут способствовать обеспечению данной безопасности в рамках границ населенного пункта. Расположение деревьев вне границ населенного пункта не означает, что поселение не должно принимать меры по обеспечению безопасности в границах поселения путем вырубки деревьев.
Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон от 22.07.2008 № 123) принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты(продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с п. 4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условия при котором в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральном законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.( пп.2 п. 1 ст. 6)
В силу ст. 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Из вышеизложенных норм следует, что муниципальное образование «Видлицкое сельское поселение обязано осуществлять меры противопожарной безопасности в границах населенных пунктов входящих в состав поселения том числе путем разработки и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Согласно п. 488, 489 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае его непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на землях населенного пункта городского хвойного (смешанного) леса. Населенный пункт признается непосредственно примыкающим к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:
а) менее 100 метров от границы населенного пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством более двух этажей;
б) менее 50 метров от границы населенного пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством этажей 2 и менее.
В соответствии с п. 4. 14 Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Как установлено в ходе проведения проверки расстояние от крайних деревьев лесного участка до объектов жилого сектора менее .... и .... метров, что противоречит вышеуказанным нормам.
Оспаривая названное предписание, заявитель указывает, что свод правил содержащийся в техническом регламенте, установленном федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Пункт 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ устанавливает, что его положения обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Между тем необходимо отметить, что положения части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ касаются только требований названного Закона, а не положений строительных норм и правил.
В пункте 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты применяются в целях защиты жизни или здоровья граждан имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Строительные нормы и правила закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты- зданиям, сооружениям, которые выступают критерием пожарной безопасности и на всех стадиях их жизненного цикла, в том числе эксплуатации.
Таким образом, из приведенных законоположений следует, что строительные нормы и правила содержащие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ до его вступления в силу, подлежат применению в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений этого Закона, в части ему не противоречащей.
С учетом этого вывод заявителя о том, что нормативные документы, содержащие положения технического регулирования в области пожарной безопасности, применяются при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и не подлежат применению к возникшим правоотношениям является ошибочным, основанным на неправильном применении и толковании норм действующего законодательства.
Из изложенного следует, что предписание должностным лицом Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РК вынесено законно, права заявителя не нарушены, в организации пожарной безопасности муниципального образования «Видлицкое сельское поселение» имеются нарушения правил установленных для обеспечения пожарной безопасности.
При изложенных обстоятельствах суд полагает обоснованным заявление главы Видлицкого сельского поселения оставить без удовлетварения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 254 - 258ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление главы Видлицкого сельского поселения ФИО3 оставить без удовлетворения.
В течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме стороны вправе обжаловать решение в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия.
Судья А.Н. Хольшев