Решение по делу № 33-6881/2022 от 22.06.2022

УИД № 54RS0001-01-2020-008223-87

Судья Сулима Р.Н.                          № 2-1327/2022

Докладчик Рукавишников Е.А.               № 33-6881/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего    Дроня Ю.И.,.

судей                    Рукавишникова Е.А., Зуевой С.М.,

при секретаре            Давиденко Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по исковому заявлению ЛСВ к ОПФР по <адрес> о признании незаконными действий в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности включить периоды службы и периоды работы в стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента письменного обращения,

поступившее с апелляционными жалобами Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в лице представителя ИТА, ЛСВ на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Рукавишникова Е.А., объяснения истца ЛСВ, представителя истца НИВ, судебная коллегия

установила:

ЛСВ обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) (впоследствии заменено на ОПФР по <адрес>), в котором просил признать незаконными действия ответчика в части отказа ЛСВ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», просит обязать ответчика включить в «северный» стаж ЛСВ периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военная служба в должности начальника службы горючего и смазочных материалов в воинском звании «лейтенант» в селе <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военная служба в в должности начальника службы горюче-смазочных материалов в воинском звании «лейтенант», «старший лейтенант» в отдаленной местности <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в кооперативе «Монолит», АПФ «Моно»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в малом предприятии «Новация». В общий страховой стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период работы в ООО «Акнос», а также обязать ответчика назначить ЛСВ досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (с момента письменного обращения) (л.д. 88-92).

В обосновании своих требований истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику для проверки документов о трудовой деятельности для назначения досрочной трудовой страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В результате проверки его документов УПФР направило уведомление без подписи от имени специалиста ОО ПП ЗЛ БЕВ об отсутствии необходимого стажа для назначения досрочной пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии в УПФ РФ в <адрес> (межрайонное), подробно изложив свою правовую позицию в указанном заявлении относительно спорных периодов.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в комиссию данного уполномоченного органа с заявлением о проведении полноценного правового исследования его документов, подтверждающих возникновение права на назначение досрочной страховой пенсии по страсти в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ, по представленным ЛСВ документам, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 8 лет 1 мес. 18 дней, период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии за работу на Крайнем Севере.

ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ о том, что заявление ЛСВ о назначении пенсии не может быть рассмотрено, так как данное заявление не соответствует нормам действующего законодательства.

С указанными действиями ответчика в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, истец не согласен, считает, что с учетом льготной службы в Вооруженных силах С. и льготного трудового стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 13 лет 10 мес. 22 дня истец имеет право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста, право на досрочную страховую пенсию у истца возникло при достижении возраста 57 лет, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Также необоснованно пенсионный орган исключил из стажа ООО «Акнос» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что в указанный период работодатель не начислял и не перечислял страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с указанным иском.

Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск ЛСВ к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным действия, включении периодов в стаж и досрочном назначении пенсии оставлен без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. Обязал ОПФР по <адрес> включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Акнос» в должности директора. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчиком Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в лице представителя ИТА подана апелляционная жалоба на состоявшееся по делу решение суда, в которой изложена просьба об отмене решения суда в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Акнос» в должности директора, в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворения требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, изложены доводы о том, что оспариваемый период работы истца не подлежит включению в его страховой стаж, поскольку согласно сведениям индивидуального лицевого счета истца за период, который является предметом настоящего спора, страховые взносы работодателем не начислялись и не уплачивались, спорный период по данным персонифицированного учета вообще не отражен, в материалах дела отсутствуют и доказательства фактического осуществления истцом трудовой деятельности в спорный период времени.

В жалобе отражено, что согласно ответа УПФР <адрес> на запрос о финансово-хозяйственной деятельности, указанная организация ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ, директором организации до ДД.ММ.ГГГГ являлся ЛСВ, расчетные ведомости за 2-4 квартал 2000 представлены без начисления заработной платы и уплаты страховых взносов, за 2002 год сведений в ПФР о сдаче отчетности нет, т.к. отчетность представлялись в ИФНС, за 2002 год страхователем представлены сведения на 5 человек, среди которых истец отсутствует.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих начисление и выплату истцу заработной платы за спорный период, фактического выполнения работы, а главное, начисление и уплату страховых взносов, не представлено.

При отсутствии таких документов сделать вывод о наличии достаточных оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца не представляется возможным, поскольку только трудовая книжка при таких обстоятельствах не может быть признана достаточным доказательством подтверждения страхового стажа.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств фактического осуществления трудовой деятельности в спорный период времени.

Указывает, что судом при включении спорного периода в страховой стаж истца не учтено, что в спорный период истец являлся руководителем организации, на которого и возлагалась обязанность по соблюдению законодательства, а именно по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета на работников предприятия и уплате страховых взносов, которую он надлежащим образом не исполнил.

Судом не учтено, истец, занимая руководящую должность в ООО «Акнос», имел возможность повлиять на реализацию своих пенсионных прав путем уплаты страховых взносов и по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Считает, что решение суда в части включения спорного периода работы в страховой стаж истца не может быть признано законным и обоснованным, поскольку принято с существенным нарушением норм права, повлиявшим на исход дела.

Истцом ЛСВ поданы возражения, в которых изложена просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, апелляционной жалобы ответчика без удовлетворения.

С принятым по делу решением также выражает несогласие истец ЛСВ, который просит в апелляционной жалобе отменить решение суда в той части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований, в удовлетворенной части оставить решение суда без изменения.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что суд, принимая решение в обжалуемой части, должным образом не учел законодательство, действующее во время прохождения истцом военной службы, в соответствии с которым спорные периоды, а именно периоды военной службы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ЛСВ обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д.31-35).

На момент обращения в УПФР ЛСВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было 57 лет.

УПФР в <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37) сообщило ЛСВ, что по представленным документам стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) составляет 8 лет 1 месяц 18 дней. Период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии за работу на Крайнем Севере, направлены запросы для подтверждения периодов работы в АПФ «Мона», в Малом частном предприятии «Новация».

ДД.ММ.ГГГГ ЛСВ обратился в комиссию территориального органа УПФР в <адрес> (л.д. 40) с просьбой провести полноценное правовое исследование о его праве на пенсию.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> сообщило ЛСВ о том, что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении права на пенсию и выдаче протокола комиссии территориального органа ПФР не может быть рассмотрено как заявление о назначении пенсии. Данное заявление рассмотрено как обращение в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». ЛСВ рекомендовано обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по форме в Приложении к Административному регламенту п с приложением документов (л.д.42-43).

Судом установлено, что истец проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части в селе <адрес> в должности «начальник службы горючего и смазочных материалов» в воинском звании «лейтенант» (л.д. 45, 50), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части в <адрес> (район Крайнего Севера и приравненная к нему местность) в должности начальника службы горюче-смазочных материалов в воинском звании «лейтенант», «старший лейтенант» (л.д. 47, 48, 49, 51).

Принимая по делу решение, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 8, 32, 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, установив, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Монолит», АПФ «Моно», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на малом предприятии «Новация» на момент рассмотрения дела по существу уже включены пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в качестве периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не усмотрев оснований для включения периодов прохождения истцом военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в качестве периодов работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных в ним местностях, принимая во внимание, что специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 6 лет 1 мес. 6 дн., то есть менее 7 лет 6 мес., пришел к выводу о том, что у пенсионного органа отсутствовали основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, следовательно, требования истца о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, которыми руководствовался суд.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд, принимая решение в обжалуемой части, должным образом не учел законодательство, действующее во время прохождения истцом военной службы, в соответствии с которым спорные периоды, а именно периоды военной службы истца проходили в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, являлись предметом судебной оценки суда первой инстанции, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

На основании абз. 2 подп. "в" п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 в страховой стаж включается (засчитывается), в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Пунктом 27 указанных Правил предусмотрено, что период прохождения военной службы подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшем в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

В спорные периоды службы истца действовал Закон С. от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», постановление Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым военная служба могла быть включена в 15-20 календарных лет работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях при наличии одновременно следующих условий:

военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей; военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностях; перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968 года) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления, на работу после окончания военной службы территория, где осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; поступление на вышеуказанную работу состоялось до ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что истец проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части в селе <адрес> в должности «начальник службы горючего и смазочных материалов» в воинском звании «лейтенант» (л.д. 45, 50).

Вопреки доводам апелляционной жалобы военная служба истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части в селе <адрес> не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, так как <адрес>) не включен в <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ .

Во второй спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в войсковой части в <адрес> (район Крайнего Севера и приравненная к нему местность) в должности начальника службы горюче-смазочных материалов в воинском звании «лейтенант», «старший лейтенант» (л.д. 47, 48, 49, 51).

Как отражено выше, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 для военнослужащих предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Во исполнение Указов Президиума Верховного Совета С. от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и от ДД.ММ.ГГГГ N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Советом М. С. принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 181, предусматривающее возможность зачета периода времени военной службы в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера.

Согласно Постановлению Совета М. ССС от ДД.ММ.ГГГГ N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера.

Вместе с тем, данное постановление относится к срочной военной службе, и к рядовому составу.

Согласно военному билету ЛСВ, выданному ДД.ММ.ГГГГ, в 1984 году он окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище (с ДД.ММ.ГГГГ по июль 1984 - курсант), в дальнейшем проходил военную службу: с августа 1984 по апрель 1986, с апреля 1986 по сентябрь 1990 года в должности начальника службы горюче-смазочных материалов; при этом приказом от КДВО от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено воинское звание старший лейтенант (т. 1 л.д.21-26)

Таким образом, в спорный период времени истец проходил военную службу по контракту и относился уже к офицерскому составу, в связи с чем оснований для включения спорного периода в соответствии с постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 181 не имеется.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 380-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1040-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 19-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 48-О от ДД.ММ.ГГГГ N 946-О).

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность зачета военной службы в звании офицерского состава по контракту в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и такая возможность предусмотрена только при прохождении действительной срочной службы (службы по призыву), то судом обоснованно отказано в удовлетворении требований в данной части.

В остальной части решение суда первой инстанции истцом не обжалуется.

В апелляционной     жалобе ответчика содержатся доводы о несогласии с решением суда в части включения в страховой стаж истца периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Акнос» в должности директора.

Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из того, что записями в трудовой книжкой истца подтверждается период его работы в ООО «Акнос» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данный период подлежит включению в общий стаж истца, при этом то обстоятельство, что по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета данный период работы отсутствует, судом не принято во внимание, поскольку работодателем являлось ООО «Акнос», ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по уплате страховых взносов не является основанием для исключения спорного периода в качестве страхового стажа, обязав ОПФР по <адрес> включить в страховой стаж истца период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Акнос» в должности директора.

С таким выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые, взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

По правилам ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Частью 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч.4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В п. 11 указанных Правил определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 указанных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н.

До принятия постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ такие положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Из ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью истца.

Согласно записям в трудовой книжке ЛСВ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимал должность директора в ООО «Акнос», уволен по собственному желанию (т. 1 л.д. 27-28).

Пунктом 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ предусмотрено, что к компетенции общего собрания участников общества относятся: образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов; принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества.

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ).

Согласно п. 3 указанной статьи единоличный исполнительный орган общества: 1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; 2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; 3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; 4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Таким образом, истец являлся в заявленный период директором ООО «Акнос», на котором в соответствии с законодательством лежала обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведений, уплате предприятием страховых взносов и обязанность контролировать состояние финансовой, бухгалтерской и кадровой деятельности общества, в том числе отчисление взносов в соответствующие фонды, и которая им не выполнялась надлежащим образом.

Из решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ЛСВ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в силу закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Акнос» не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Принимая по делу решение в обжалуемой части суд не учел, что наличие записи в трудовой книжке о периоде работы истца в упомянутом обществе при отсутствии сведений в индивидуальном лицевом счете, не является безусловным основанием для включения оспариваемого периода в стаж при отсутствии других доказательств, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности в оспариваемый период, за который страховые взносы не только не уплачивались, но и не начислялись.

Исходя из смысла постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, оно направлено на защиту прав тех работников, которые не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам, поскольку законодательно не предусмотрено гарантий обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов.

По мнению судебной коллегии, истец к данной категории лиц отнести нельзя, поскольку как указывалось ранее, в спорный период он являлся руководителем (директором), на которого возлагалась обязанность по соблюдению законодательства по уплате страховых взносов, которую он не исполнил надлежащим образом. Кроме того, как директор истец вправе был получить сведения относительно уплаты обществом страховых взносов за работников, тем самым имел реальную возможность повлиять на реализацию своих пенсионных прав, как работника данного предприятия, однако таких действий им не предпринималось, факт отчисления страховых взносов в пенсионный фонд ООО «Акнос» не подтвержден.

При таких обстоятельствах, оснований для включений в страховой стаж истца периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Ссылки истца в возражениях на апелляционную жалобу ответчика на то, что ответчик не предоставил документы, подтверждающие, что им выполнены возложенные на него обязанности и им были направлены требования об уплате страховых взносов или произведено взыскание денежных средств с расчетного счета ООО «Акнос» судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам. Обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное (в том числе пенсионное) страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусмотрена также ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование, функции по уведомлению работодателя о необходимости внесения страховых взносов закон не содержит.

Ссылки в возражениях на разъяснения, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором закреплена позиция о том, что неуплата работодателем страховых взносов не является препятствием для включения периодов, за которые страховые взносы не отчислялись, в страховой стаж работника, не применяется в отношении истца, поскольку направлено на защиту работников, которые не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем страховых взносов.

По мнению судебной коллегии, у истца соответствующая возможность имелась, так как являясь директором общества и обладая в спорный период полномочиями единоличного исполнительного органа, он нес ответственность за исчисление и отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех работников юридического лица, в том числе и за себя.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части обязании ОПФР по <адрес> включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Акнос» в должности директора, принять новое об отказе в удовлетворении данного требования.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в лице представителя ИТА удовлетворить.

Апелляционную жалобу ЛСВ оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6881/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Лихацкий Сергей Владимирович
Ответчики
ОПФ РФ по Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
24.06.2022Передача дела судье
19.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2022Передано в экспедицию
19.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее