Судья: Филиппова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
26 января 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Куршева А.А. на постановление старшего государственного лесного инспектора Чувашской Республики – начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Алатырь-Телеком» Куршева Алексея Анатольевича,
установил:
постановлением старшего государственного лесного инспектора Чувашской Республики – начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года директор ООО «Алатырь-Телеком» Куршев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление Куршевым А.А. подана жалоба в Алатырский районный суд Чувашской Республики (л.д. 1, 56).
Определением судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 3 августа 2022 года в принятии жалобы Куршева А.А. на постановление должностного лица от 17 декабря 2021 года отказано в связи с пропуском срока обжалования.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2022 года определение судьи отменено, дело направлено в Ленинский районный суд г. Чебоксары на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 ноября 2022 года ходатайство заявителя о восстановлении срока обжалования постановления удовлетворено, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Куршев А.А. выражает несогласие с указанными актами, приводя доводы об их незаконности. В обоснование жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с процессуальными нарушениями, поскольку при описании события административного правонарушения не указано время совершения правонарушения (дата и время); данные нарушения не устранены в постановлении должностного лица и решении судьи районного суда, по делу не представляется возможным сделать вывод о том, что постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности; материалы дела не содержат объективную сторону правонарушения: отсутствуют доказательства того, что Куршев А.А. произвел незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, следовательно, заявитель не является субъектом административного правонарушения.
В судебное заседание Куршев А.А. не явился, своевременно извещен о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы заказным почтовым отправлением и телефонограммой.
Изучив жалобу, рассмотрев дело в полном объеме, выслушав возражения представителя Минприроды Чувашии Белоусова В.С., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно подпункту «а» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 09 декабря 2020 года № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах за соблюдением лесного законодательства № от 31 августа 2021 года должностными лицами КУ Чувашской Республики «Лесная охрана» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики проведен осмотр лесного участка <данные изъяты> протяженностью 1600 м.
В ходе осмотра выявлено повреждение деревьев не влекущее прекращение роста. Установлено, что через лесной массив квартала <данные изъяты> Алатырского лесничества Минприроды Чувашии протянута линия кабеля связи, принадлежащая ООО «Алатырь-Телеком», путем крепления к стволам деревьев породы «сосна». Крепление кабеля осуществлено методом забивания в ствол дерева удерживающего механизма, к которому крепится оптическо-волоконный кабель. Протяженность линии через лесной массив составляет 1500 м, крепление к стволам деревьев осуществлено через каждые 50-60 м. Выявленные нарушения зафиксированы в акте осмотра от 24 сентября 2021 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 24 ноября 2021 года в отношении директора ООО «Алатырь-Телеком» Куршева А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности предусмотренной указанной статьей.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях директора ООО «Алатырь-Телеком» Куршева А.А. состава вмененного административного правонарушения.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии Куршева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы о том, что Куршев А.А. не является субъектом вмененного административного правонарушения, подлежат отклонению.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Понятие должностного лица раскрывается в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Куршев А.А., исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями.
Директор общества является единоличным исполнительным органом общества, осуществляет общее руководство текущей деятельностью юридического лица, несет ответственность за надлежащее исполнение должностных обязанностей другими должностными лицами.
Таким образом, Куршев А.А., исполнивший свои служебные обязанности ненадлежащим образом, совершил административное правонарушение, предусмотренное указанной выше нормой, и обоснованно привлечен к административной ответственности.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
Между тем имеются основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации наступает за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Таким образом, объективная сторона данного административного правонарушения предусматривает три самостоятельных состава: незаконная рубка; повреждение лесных насаждений; самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
В ходе производства по делу административным органом установлено, что в действиях заявителя усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, «незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан».
В постановлении старшего государственного лесного инспектора Чувашской Республики № 168 от 17 декабря 2021 года указано, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях «незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан» допущено по вине должностного лица – директора ООО «Алатырь-Телеком» Куршева А.А.
При этом должностное лицо в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении по делу об административном правонарушении не конкретизировало, какие именно действия лица привели к нарушению лесного законодательства.
Указанные обстоятельства подлежат уточнению, поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что своими действиями директор ООО «Алатырь-Телеком» допустил повреждение деревьев не влекущее прекращение роста.
Таким образом, Куршеву А.А. необоснованно вменены такие составы, как незаконная рубка и самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Указанные обстоятельства подлежат исключению из постановления должностного лица от 17 декабря 2021 года №.
Кроме того, постановление должностного лица от 17 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары не содержат сведений о дате совершения административного правонарушения.
Однако согласно протоколу об административном правонарушении от 24 ноября 2021 года, дата совершения административного правонарушения определена как 24 сентября 2021 года (л.д. 32 оборот). Указанное также подтверждается и актом осмотра (обследования) лесного участка от 24 сентября 2021 года (л.д. 24 оборот) и иными материалами дела.
Таким образом, датой совершения административного правонарушения, вмененного директору ООО «Алатырь-Телеком» Куршеву А.А. является 24 сентября 2021 года.
С учетом изложенного, постановление должностного лица от 17 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары подлежат изменению путем указания даты совершения административного правонарушения - 24 сентября 2021 года.
Уточнение даты совершения административного правонарушения и противоправных действий, которые повлекли привлечение к административной ответственности, не влекут усиление административного наказания и никаким иным образом положение последнего не ухудшает.
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения Куршева А.А. к административной ответственности соблюдены.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения соответствующего деяния – 24 сентября 2021 года.
Постановление о привлечении Куршева А.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При изложенных обстоятельствах, постановление старшего государственного лесного инспектора Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 ноября 2022 года подлежат изменению путем указания в мотивировочной части постановления и решения даты совершения административного правонарушения - 24 сентября 2021 года, что действия Курышева А.В. повлекли повреждение лесных насаждений (деревьев), а также путем исключения из мотивировочной части постановления выводов о том, что по вине директора ООО «Алатырь-Телеком» Куршева А.В. допущена незаконная рубка и самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
В остальной части постановление и решение судьи подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного лесного инспектора Чувашской Республики – начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Алатырь-Телеком» Куршева Алексея Анатольевича изменить:
- указать в мотивировочной части постановления и решения дату совершения административного правонарушения как 24 сентября 2021 года, что действия Курышева А.В. повлекли повреждение лесных насаждений (деревьев).
- исключить из мотивировочной части постановления выводы о том, что по вине директора ООО «Алатырь-Телеком» Куршева А.В. допущена незаконная рубка и самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
В остальной части постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова