Судья суда 1-ой инстанции |
Дело № 33-7491/2023 |
Плиева Н.Г. |
УИД 91RS0001-01-2022-007511-69 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24.08.2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи |
Крапко В.В., |
Судей |
Копаева А.А., Корсаковой Ю.М., |
при секретаре |
Романюк И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Симферополь Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда г.Симферополь Республики Крым от 27.04.2023 года по иску Шабанова Э.Р. к администрации г.Симферополь Республики Крым, (третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство образования, науки и молодежи и спорта Республики Крым, МКУ Департамент жилищной политики Администрации г.Симферополь) о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л а:
В декабре 2022 года Шабанов Э.Р. обратился в суд с исковым заявлением о признании решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, связанные с включением Шабанова Э.Р. в указанный список.
Исковые требования мотивированы тем, Шабанов Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. До 2001 года Шабанов Э.Р. обучался в специализированной школе-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии, а в последующем, не имея регистрации по месту жительства, не имел возможности встать на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье.
Шабанов Э.Р. обратился в администрацию г. Симферополя с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ за № Шабанову Э.Р. отказано во включении в соответствующий Список. Основанием для принятия указанного решения послужил факт не обращения истца с заявлением о включении в соответствующий список до достижения им 23-летнего возраста.
Решением Железнодорожного районного суда г.Симферополь Республики Крым от 27.04.2023 года исковые требования удовлетворены.
Постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Шабанову Э.Р. во включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» - признано незаконным.
На Администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность включить Шабанова Э.Р. в список детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель администрации г.Симферополь Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Шабанов Э.Р. в отсутствие каких-либо уважительных причин до достижения им 23-летнего возраста не реализовал свое право на включение в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об уважительности причин отсутствия суду не указали. При изложенных обстоятельствах, с учетом положений статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав доклад материалов дела, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Шабанов Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в материалах дела имеются сведения о том, что в 1996 году в г.Джанкой были выявлены дети Э. и Э. Шабановы, которые не имели места жительства и бродяжничали совместно с мужчиной, называющим себя Шабановым Р., который представлялся их отцом. Каких-либо документов относительно родства детей и указанного мужчины представлено не было. Сведений о матери также представлено не было.
В свидетельстве о рождении Шабанова Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии 1-АП №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (как восстановленное), матерью записана Шабанова Д., отцом - Шабанов Р..
В справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № № указаны иные сведения: «Служебные отметки: ДД.ММ.ГГГГ. Ребенок найден, родители неизвестны, сведения о них внесены со слов заявителя».
В материалах дела также имеется светокопия выписки из протокола № заседания Крымской областной медико-педагогической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, где родителями Шабанова Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указаны: отец Шабанов Р. (со слов матери), мать Шабанова Д. - умерла.
На основании обращений органов внутренних дел и компетентных организаций в сфере опеки и попечительства, выявленные дети: Э. и Э. Шабановы, решением исполнительного комитета Джанкойского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № были устроены в специализированное учреждение школу-интернат на государственное обеспечение.
В путевке о направлении в школу-интернат от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что истец - ФИО1, является ребенком-сиротой.
Из справки, выданной ГБУ РК «Центр социальной поддержки семей, детей и молодежи» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 1998 по 2001 год обучался в Гвардейской специальной общеобразовательной школе-интернат. Шабанов Э. после окончания 9-ого класса школы, в 2001 году, в возрасте 15 лет, выбыл для целей поступлении в ПТУ. Согласно данным, находящимся в архиве Центра (списки выпускников, ходатайства, исходящие письма школы) гражданин Шабанов Э.Р., 1987 г.р., являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также в материалы дела представлены сведения о том, что Шабанов Э., 1989 г.р., с учетом решения исполкома Джанкойского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, был гарантированно обеспечен жильем по достижении восемнадцати лет, согласно действующему законодательству с установлением контроля выполнения этого вопроса.
В это же время, согласно сведениям Администрации г.Джанкоя, данных о наделении Шабанова Э. 1987 г.р., статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, с последующим закреплением за ним жилья, в архивном секторе муниципального образования не выявлено.
Согласно Свидетельству о регистрации по месту пребывания (форма № 3), Шабанов Э.Р., 1987 г.р., зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу Шабанову Э.Р. было отказано во включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно Вписке из Приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для отказа Шабанову Э.Р. послужило то обстоятельство, что он до достижения возраста 23 лет не обращался с заявлением о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Уважительных причин, которые бы препятствовали обращению с заявлением о включении в указанный список, не представил.
Из указанной Выписки также следует, что Шабанов Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - лицо из числа детей - сирот. Шабанов Э.Р. не имеет постоянной регистрации на территории муниципального образования городской округ Симферополь, поскольку зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания (форма №) по адресу: <адрес>. Жилого помещения в собственности не имеет.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Шабанов Э.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, однако в установленном законом порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и, соответственно, не реализовал его, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после указанной даты. При этом, недвижимого имущества на праве собственности Шабанов Э.Р. не имеет, что подтверждено материалами дела.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с окончательными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексом, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 26.11.2014 года).
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно ст. 3 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Список). Формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
При этом, ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 20-КГПР15-11).
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Таким образом, только с момента включения лица в списки на получение жилья, у ответчика может возникнуть обязанность по предоставлению ей жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей данного федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 этой же статьи).
Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (абзац первый пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, к моменту их выявления органами внутренних дел в 1996 году, как Шабанов Э.Р., 1987 г.р., так и Шабанов Э.Р., 1989 г.р., не достигли 18-летнего возраста, какое-либо жилье в собственность не перешло и не сохранялось за истцом, в органах опеки и попечительства какие-либо сведения о Шабанове Э.Р., 1987 г.р., как лице, лишенном родительской опеки, несмотря на наличие таковых относительно Шабанова Э.Р., 1989 г.р., отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии должного реагирования и контроля со стороны государственных институций в сфере контроля и пропорционального вмешательства в институт семьи.
Более того, как установлено судом, после его выявления при бродяжничестве в 1996 году, как Шабанов Э.Р., 1987 г.р., так и Шабанов Э.Р., 1989 г.р., были устроены в специализированное детское учреждение – школу-интернат, на полное государственное обеспечение. При этом, сведений о том, что по отношению к Шабанову Э.Р., 1987 г.р., было оформлено опекунство в материалы дела не представлено.
Относимых и допустимых доказательств того, что органы опеки и иные специализированные организации органа местного самоуправления до достижения Шабановым Э.Р., 1987 г.р., 23-летнего возраста (до 2010 года), проявили какую-либо заинтересованность в вопросе его опеки и попечительства, а также материальном обеспечении и обустройстве жизненного уклада, несмотря на закреплённую законодательно обязанность таковых, в материалы дела судам первой и апелляционной инстанции представлено не было, несмотря на принцип раскрытия доказательств на стадии рассмотрения гражданского дела по существу заявленных притязаний.
Сведений того, что Шабанову Э.Р., 1987 г.р., государственными институциями было разъяснено наличие у него соответствующего права, в материалы дела также не представлено.
Несмотря на указанные обстоятельства у Шабанова Э.Р. несомненно присутствовал интерес в его обеспечении единственным жильем, который был реализован им в 2022 году, путем обращения в адрес администрации муниципального образования по месту фактического проживания с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
После 2014 года, Шабанов Э.Р., как формально утративший соответствующее правомочие по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, также был лишен возможности, с учетом вновь установленного правового регулирования, получить соответствующие разъяснения о наличии у него соответствующего права.
Учитывая необходимость оценки значительного числа фактов, с наличием которых закон связывает возникновение обязанности по контролю за детьми, лишенными родительской опеки, а в дальнейшем - права на материальное обеспечение указанных лиц, совершение органами, осуществляющими соответствующий контроль и дальнейшее обеспечение, при установлении обстоятельств лишения родительского попечения, включение в соответствующий список, наличие тех или иных ошибок, в том числе и носящих технический характер, полностью исключить невозможно. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства
Учитывая тот факт, что Шабанов Э.Р., действуя как добросовестный участник сложившихся правоотношений обоснованно мог полагаться на должный контроль со стороны государственных институций, который должен был исполняться своевременно, а орган местного самоуправления не был лишен возможности затребовать документы самостоятельно и (или) разъяснить лицу, при наличии его под контролем и надзором соответствующих органов опеки, какие документы он должен представить, при отсутствии сведений по информированию компетентным органом Шабанова Э.Р. о необходимости предоставления соответствующих сведений относительно обстоятельств достижения 18 летнего возраста, дальнейшего обучения и дальнейшего пребывания, к сложившимся правоотношениям не применимы общие положения о последствиях давности не совершения юридически значимых действий в виде утраты соответствующего интереса.
Вышеперечисленные обстоятельства в совокупности с принципом равенства участников гражданских правоотношений, учитывая факты принятия распорядительных решения в части обеспечения жильем Шабанова Э.Р., 1989 г.р., наличием безусловного интереса в обеспечении жильем, и неоднократными мерами реализации своих прав путем обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, сами по себе с достаточной и разумной степенью достоверности, свидетельствуют об уважительных причинах не реализации Шабановым Э.Р. своих прав.
Судом апелляционной инстанции дана оценка обстоятельствам дела, связанным с бездействием органа опеки и попечительства, администрации муниципального образования и государственных институций по поводу отсутствия должного внимания к жизненной ситуации ребенка, оставшегося без родительской опеки, и фактически оставшегося на попечении органов местного самоуправления без надлежащих на то распорядительных и уполномочивающих действий (в своих пояснениях сторона истца ссылалась на данные обстоятельства как уважительные, препятствующие ему своевременно реализовать право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок). Данные обстоятельства, имеют существенное значение для правильного разрешения спора, и установлены судом апелляционной инстанции с их исследованием и правовой оценки, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с доводами заявленного иска.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости защиты права Шабанова Э.Р. и наличии правовых оснований для удовлетворения иска, являются законными и обоснованными.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы обстоятельств спора, не свидетельствует о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Приведенные в апелляционном определении суждения на правильность окончательных выводов суда первой инстанции не повлияли.
Таким образом, состоявшееся решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-
о п р е д е л и л а:
Решение Железнодорожного районного суда г.Симферополь Республики Крым от 27.04.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Симферополь Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
Судьи:
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.08.2023 года