Судья Музалевская Н.В. Дело № 33а-12758/2020
УИД 24RS0035-01-2020-003016-09 3.189а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Данцевой Т.Н., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Пинчук Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к Чебулгаеву Александру Григорьевичу о взыскании недоимки,
по апелляционной жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю Дашука А.Ю.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к Чебулгаеву Александру Григорьевичу о взыскании недоимки».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная ИФНС России №10 по Красноярскому краю обратилась в суд с указанным административным иском к Чебулгаеву А.Г., мотивируя требования тем, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем с <дата> по <дата>, утратив статус индивидуального предпринимателя, Чебулгаев А.Г. должен был уплатить страховые взносы не позднее <дата>, однако это не сделал, что и послужило основанием для обращения в суд с требованием о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии: налог 3581,89 руб. за 2019 г., пени 18,51 руб. с <дата> по <дата>, страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды с <дата>: налог за 2019 г. – 840,01 руб., пени 4,34 руб. с <дата> по <дата>.
Одновременно с подачей искового заявления административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления.
При разрешении административных исковых требований судом было постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе начальник МИФНС России №10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просит решение суда отменить как незаконное, удовлетворив административные исковые требования в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 3581,89 руб. и пени 18,51 руб., а в части взыскания по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 840,01 руб., пени в сумме 4,34 руб. оставить без рассмотрения. Полагает, что срок на обращение с административным иском в суд пропущен по уважительной причине, ссылаясь на то, что перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не определены, как и не определены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, неявившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели-плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется следующим образом:
В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ.
В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 2 п. 2 ст. 425 НК РФ.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую или иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах включительно.
Статьей 245 НК РФ предусмотрены тарифы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чебулгаев А.Г. являлся индивидуальным предпринимателем с <дата> по <дата>, утратив статус индивидуального предпринимателя, Чебулгаев А.Г. должен был уплатить страховые взносы не позднее <дата>, в связи с чем, на него законодательно установлена обязанность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС с указанием срока погашения задолженности до <дата>.
Сведения об исполнении административным ответчиком требования в установленный налоговым органом срок материалы дела не содержат.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает право налогового органа на обращение в суд общей юрисдикции о взыскании налога.
При этом в абзацах 2 и 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ указаны условия, при наличии которых такое обращение в суд с иском о взыскании налогов возможно.
Абзац 2 предусматривает условие, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Абзац 3 предусматривает, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассматривая требования налогового органа, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд. Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, основанным на неправильном понимании норм материального права, соглашается с выводами суда первой инстанции.
Так, в силу положений абз.3 п.2 ст.48 НК РФ административный истец должен был обратиться в суд с административным иском о взыскании с Чебулгаева А.Г. задолженности по страховым взносам не позднее <дата>, поскольку сумма задолженности по страховым взносам превысила 3000 руб. Вместе с тем, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Красноярскому краю предъявлено в суд с нарушением сроков – <дата> С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций административный истец не обращался.
При таких обстоятельствах налоговый орган утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по страховым взносам за спорный период. При этом оснований для восстановления пропущенного процессуального срока апелляционная инстанция также не усматривает.
Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Изложенное позволяет судебной коллегии согласиться с правильностью вывода суда первой инстанции о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки и пени по страховым взносам за заявленный период и отсутствием правовых оснований для его восстановления.
В целом, доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Минусинский городской суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: