Дело № 2 – 2598/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2016года
Кировский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи Поносовой И.В.
При секретаре Глумовой М.И.,
С участием прокурора Минигалеевой Ф.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ильинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Третьякову Е.Н. о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Ильинского района Пермского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ИП Третьякову Е.Н. о возложении обязанности очистить территорию земельного участка по адресу <адрес> от отходов производства деревопереработки, размещенных в нарушение п.п.2.5,3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Просит установить ответчику срок исполнения обязательства - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. Прокуратурой Ильинского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности ИП Третьякова Е.Н. на предмет соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности, а также лесного и экологического законодательства, в т.ч. при обращении с отходами на пилораме, расположенной по адресу: <адрес>ёжная, <адрес>. Проверкой установлено, что ИП Третьяков Е.Н. осуществляет деятельность по заготовке и распиловке древесины. Земельный участок, на котором расположена пилорама и который используется ИП Третьяков Е.Н. для размещения пиломатериалов и отходов древесины находится по адресу: Пермский край, Ильинский район, с.Ивановское, ул.№. Указанный земельный участок находится в пользовании ИП Третьякова Е.Н. по договору аренды. Проверка показала, что территория указанного земельного участка используется ИП Третьяковым Е.Н. для складирования отходов переработки древесины, а именно, горбыля, опила. Согласно акту проверки ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано захламление земельного участка, занимаемого ИП Третьяковым Е.Н. указанными отходами. В ходе проверки было установлено, что отходы от переработки древесины хранятся временно на открытой площадке (на земле), под открытым небом, незащищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, без искусственного твердого водонепроницаемого покрытия. ИП Третьяковым Е.Н. в нарушение статей 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации допущено захламление используемого им земельного участка отходами производства. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. В данном случае, отходы, образующиеся в деятельности переработки древесины (опил, горбыль) являются отходами производства. ИП Третьяковым Е.Н. эксплуатация пилорамы и деятельность по распиловке древесины производится без учета требований закона, а именно пунктами 2.5, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
В судебном заседании прокурор на иске настаивает, подтвердив изложенные доводы.
Ответчик ИП Третьяков Е.Н. участия в судебном заседании не принимал, неоднократно извещался судом по имеющемуся адресу, судом предприняты все надлежащие меры к извещению ответчика, однако ответчик по месту своей регистрации (соответствует адресу, известному суду) не интересовался корреспонденцией, приходящей по данному адресу, судебной документации не получали. Корреспонденция возвращена за истечением срока хранения, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, свидетельствует об отказе лица от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не является преградой для рассмотрения дела.
Суд, исследовав представленные доказательства, заслушав прокурора, полагавшего, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статей 34 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Среди основных принципов земельного законодательства подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации выделяет учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной «с обращением с отходами, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ильинского района Пермского края проведена проверка деятельности ИП Третьякова Е.Н. на предмет соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности, а также лесного и экологического законодательства, в т.ч. при обращении с отходами на пилораме, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно данным Управления ....... от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в пользовании у Третьякова Е.Н. на основании договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №; акта приема-передачи земельного участка по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ИП Третьяков Е.Н. осуществляет деятельность по заготовке и распиловке древесины, согласно сведениям об индивидуальном предпринимателе.
Согласно статьи 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Земельный участок, который используется ИП Третьяков Е.Н. для размещения пиломатериалов и отходов древесины находится по адресу: <адрес>
Проверкой установлено, что территория указанного земельного участка используется ИП Третьяковым Е.Н. для складирования отходов переработки древесины, а именно, горбыля, опила. Согласно акту проверки ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано захламление земельного участка, занимаемого ИП Третьяковым Е.Н. указанными отходами, а именно на территории земельного участка имеется складированная древесина, в ходе проверки установлено, что отходы лесопереработки в виде опила, горбыля складируются несанкционированно прямо на земельном участке для твердого водонепроницаемого покрытия, без защиты от воздействия атмосферных осадков, что не соответствует требованиям СанПиН. В материалы дела также представлена фототаблица от ДД.ММ.ГГГГ, которая подтверждает нарушение ИП Третьяковым Е.Н. требований законодательства.
В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», временное хранение осуществляется на производственных территориях, на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.)
Как указано в пункте 3.7 указанных СанПиН при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В ходе проверки было установлено, что отходы от переработки древесины хранятся временно на открытой площадке (на земле), под открытым небом, незащищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, без искусственного твердого водонепроницаемого покрытия, отходы, образующиеся в деятельности переработки древесины (опил, горбыль) являются отходами производства. ИП Третьяковым Е.Н. эксплуатация пилорамы и деятельность по распиловке древесины производится без учета требований закона, а именно пунктами 2.5, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
В связи с чем, неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Исходя из указанных правовых норм, обстоятельств дела суд полагает, что результаты проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления с очевидностью свидетельствуют о нарушении ответчиком мероприятий по организации мероприятий, направленных на очистку земельного участка от отходов производства.
Ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие, что им в полном объеме были предприняты все необходимые меры к организации очистки территории земельного участка от отходов производства.
Бездействие ответчика нарушает гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Установив изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность организовать проведение мероприятий, направленных на очистку земельного участка по адресу: <адрес> от отходов производства деревопереработки, размещенных в нарушение п.п.2.5,3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», следует возложить на ИП Третьякова Е.Н.
На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом важности защиты охраняемых законом прав, а также объема необходимых мероприятий, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения судам – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дела издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ИП Третьякова Е.Н. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ....... рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Обязать индивидуального предпринимателя Третьякова Е.Н. очистить территорию земельного участка по адресу <адрес> от отходов производства деревопереработки, размещенных в нарушение п.п.2.5,3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в срок в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Третьякова Е.Н. в доход бюджета государственную пошлину в размере ....... рублей.
Решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.
Судья: И.В.Поносова