Дело № 77-5280/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 01 ноября 2022 года
Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего – судьи Автономова С.А.,
судей Иваницкого И.Н. и Янковской О.Н.,
при секретаре Трофимовой Д.А.,
с участием прокурора Асадуллиной В.А.,
адвоката Сбродовой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Маркина Ю.А., кассационному представлению заместителя прокурора Свердловской области Родченкова П.В. на приговор Белоярского районного суда Свердловской области от 04 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 16 сентября 2021 года, в соответствии с которыми
МАРКИН Юрий Александрович, родившийся <данные изъяты>, несудимый,
осужден: по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (два преступления) к 4 годам лишения свободы за каждое; по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу. В соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания Маркина Ю.А. под стражей с 15 июня 2020 года до дня вступления приговора суда в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Разрешены вопросы о распоряжении вещественными доказательствами и взыскании процессуальных издержек.
В апелляционном порядке приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Автономова С.А., выступления адвоката Сбродовой Е.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Асадуллиной В.А., частично поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Маркин Ю.А. признан виновным и осужден за:
- два факта незаконного сбыта наркотического средства – героина массой 0,11 и 0,20 грамма, совершенные 08 сентября 2019 года и 11 сентября 2021 года соответственно;
- незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства – героина в крупном размере массой 3,47 грамм, совершенные 11 сентября 2019 года.
Преступления совершены в Белоярском районе Свердловской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Маркин Ю.А. просит судебные решения изменить ввиду их незаконности и необоснованности. Ссылаясь на материалы уголовного дела, полагает, что доказательств его вины в совершении сбыта наркотических средств свидетелю <данные изъяты> не добыто, в основу приговора незаконно были положены его показания в качестве подозреваемого и обвиняемого, данные им на стадии предварительного расследования, поскольку при их даче находился в стрессовом состоянии и наркотическом опьянении. При рассмотрении дела в суде версия стороны защиты не получила должной оценки в приговоре суда. Считает, что показания свидетеля <данные изъяты> не могут быть положены в основу приговора, поскольку последний оговорил его с целью смягчить себе наказание по рассматриваемому в отношении него уголовному делу. Ссылаясь на совокупность смягчающих наказание обстоятельств и отсутствие отягчающих, просит снизить размер наказания.
В возражениях на кассационную жалобу осужденного помощник Белоярского межрайонного прокурора Свердловской области Федотов Д.А. считает, что виновность осужденного Маркина Ю.А. в совершении преступлений доказана совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, его действия квалифицированы правильно.
В кассационном представлении заместитель прокурора Свердловской области Родченков П.В., не оспаривая доказанность вины осужденного и квалификацию содеянного, просит судебные решения отменить, уголовное дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который в обоснование приговора в нарушение ч. 3 ст. 240 УПК РФ сослался на доказательства, не исследованные в судебном заседании: протокол добровольной выдачи лицом под псевдонимном <данные изъяты> наркотического средства от 09 сентября 2019 года, рапорт оперуполномоченного от 10 сентября 2019 года о наличии информации о причастности неустановленного лица к незаконному обороту наркотических средств, рапорт оперуполномоченного от 11 сентября 2019 года о результатах проведения оперативно-розыскного мероприятия, а также рапорты оперуполномоченного от 11 сентября 2019 года об обнаружении при проведении осмотра в отделе полиции и личного досмотра Маркина Ю.А. свёртков с наркотическим средством /т. 1 л. д. 2, 13, 22, 76, 101/.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности осужденного в совершении преступлений соответствуют установленным по результатам судебного разбирательства фактическим обстоятельствам дела. Эти выводы основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В частности, из показаний осужденного Маркина Ю.А. на предварительном следствии следует, что он действительно приобретал для сбыта неопределенному кругу лиц наркотические средства, часть из которых оставлял для личного употребления.
Из свидетельских показаний сотрудника полиции <данные изъяты> следует, что в опорный пункт полиции обратился <данные изъяты> который добровольно выдал сверток с героином и выразил желание на участие в изобличении Маркина Ю.А., занимающегося сбытом наркотических средств. После задержания Маркина Ю.А., у того при себе и в его автомобиле были обнаружены и изъяты свертки с наркотиками.
Согласно свидетельским показаниям <данные изъяты> он прекратил употреблять наркотики, поэтому решил поспособствовать правоохранительным органам изобличить Маркина Ю.А. в незаконной деятельности. С этой целью он 08 сентября 2019 года лично приобрел у Маркина Ю.А. сверток с героином, после чего добровольно выдал его сотрудникам полиции. Затем он принял участие в оперативно-розыскном мероприятии «проверочная закупка», в ходе проведения которого встретился с Маркиным Ю.А. в обусловленном месте, где последний передал ему из рук в руки сверток с наркотическим средством.
Собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе, показания: указанных лиц, свидетелей <данные изъяты> а также результаты оперативно-розыскной деятельности, протоколы следственных действий, заключения экспертов, проверены судом путем их сопоставления, оценены и обоснованно положены в основу приговора. При этом суд привел мотивы, по которым одни доказательства приняты во внимание, а другие отвергнуты.
Сомневаться в достоверности показаний свидетеля <данные изъяты> у суда не имелось оснований, поскольку они подтверждаются иными доказательствами. Причин для оговора осужденного со стороны свидетеля судом не установлено.
Данных о необъективной оценке представленных доказательств, повлиявших на правильность выводов суда, не усматривается. Тот факт, что эта оценка не совпадает с позицией осужденного, не свидетельствует о нарушении судом требований закона, необъективности или предвзятости суда.
Правовая оценка содеянного осужденным соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам уголовного дела, его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (два преступления), ч. 2 ст. 228 УК РФ.
При установлении и оценке обстоятельств содеянного Маркиным Ю.А. суд подробно проанализировал совокупность исследованных доказательств и мотивированно признал достоверным два факта совершения им незаконного сбыта наркотического средства, а также факт незаконных приобретения и хранения без цели сбыта наркотического средства в крупном размере.
При назначении наказания суд в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельства содеянного, данные о личности Маркина Ю.А., смягчающие обстоятельства: полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетнего и несовершеннолетнего детей, состояние здоровья осужденного и его близких родственников.
Каких-либо иных обстоятельств, прямо предусмотренных законом в качестве смягчающих наказание и подлежащих обязательному учету, не усматривается.
Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.
Назначенное наказание с учетом положения ч. 1 ст. 62 УК РФ является справедливым, соразмерным содеянному, полностью отвечает задачам исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, что не позволяет согласиться с доводами жалобы о смягчении наказания.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения ст.ст. 64, 73, 82, 53.1, ч. 6 ст. 151 УК РФ в приговоре надлежащим образом аргументированы.
Вместе с тем, в судебные решения следует внести изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 240 УПК РФ в судебном разбирательстве все доказательства по уголовному делу подлежат непосредственному исследованию, за исключением случаев рассмотрения дела в особом порядке. Приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании.
Как следует из приговора, в обоснование своих выводов о виновности Маркина Ю.А. в совершении преступлений суд сослался, в том числе: на рапорт оперуполномоченного от 10 сентября 2019 года о поступлении оперативной информации, рапорт оперуполномоченного от 11 сентября 2019 года о результатах проведения оперативно-розыскного мероприятия, рапорт оперуполномоченного от 11 сентября 2019 года о проведении осмотра в отделе полиции, рапорт от 11 сентября 2019 года о проведении личного досмотра Маркина Ю.А., которые согласно протоколу судебного заседания в ходе судебного разбирательства не оглашались и не исследовались.
Апелляционная инстанция, проверив законность, обоснованность и справедливость приговора, не устранила допущенное нарушение уголовно-процессуального закона, в связи с чем ссылки на четыре рапорта оперуполномоченного от 10 и 11 сентября 2019 года (т.1 л.д. 13, 22, 76, 101) надлежит исключить из судебных решений, как на доказательства по делу.
Несмотря на исключение указанных 4 рапортов, выводы суда о виновности Маркина Ю.А. основаны на иных доказательствах, которые являются допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для вывода о его виновности в совершении инкриминируемого преступления.
Иных оснований для изменения судебных решений не имеется.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационного представления об исключении из приговора протокола добровольной выдачи лицом под псевдонимном <данные изъяты> наркотического средства от 09 сентября 2019 года, поскольку указанный протокол исследовался в ходе судебного разбирательства, что следует из протокола судебного заседания (т. 5 л.д. 79).
Несостоятельным является и довод кассационного представления об исключении рапорта оперуполномоченного /т.1 л.д. 2/, поскольку при указании листа дела суд допустил явную опечатку.
Руководствуясь ст.ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Белоярского районного суда Свердловской области от 04 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 16 сентября 2021 года в отношении МАРКИНА Юрия Александровича изменить:
- исключить ссылки на четыре рапорта оперуполномоченного от 10 и 11 сентября 2019 года (т.1 л.д. 13, 22, 76, 101), как на доказательства по делу.
В остальном эти же судебные решения оставить без изменений, кассационные представление и жалобу осужденного - без удовлетворения.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 471 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи: