Решение по делу № 33-910/2016 от 28.01.2016

Докладчик: Агеев О.В. Апелляц. дело № 33-910/2016

Судья: Алексеева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 февраля 2016 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Агеева О.В., Александровой А.В.,

при секретаре Ильиной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Кудрявцева К.Н. к ОМВД РФ по Моргаушскому району Чувашской Республики, Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Чувашской Республике, о признании условий содержания в ИВС ненадлежащими и компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истца Кудрявцева К.Н. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 26 ноября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кудрявцев К.Н. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Моргаушскому району Чувашской Республики (ОМВД России по Моргаушскому району), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Чувашской Республике о признании условий содержания в ИВС унизительными, нечеловеческими, взыскании компенсации морального вреда. Требования истцом мотивированы тем, что с 10 по 12 сентября 2014 года и с 15 по 17 сентября 2014 года он содержался в камере ИВС ОМВД РФ по Моргаушскому району Чувашской Республики в условиях, которые являются унизительными и нечеловеческими по следующим причинам: 1) в двухместной камере ИВС общей площадью не более 6 кв.м содержались 2 человека, тогда как норма санитарной площади составляет 4 кв.м на каждого заключенного; 2) окошко в камере было не более 30x20 см, кроме решетки из арматуры, было покрыто металлическим экраном, сквозь которое едва проходил дневной свет; 3) искусственное освещение, состоящее из ламп, предназначенных для промышленного освещения, было недостаточно, читать и писать, не напрягая глаза, было невозможно; 4) вентиляция была, но не работала, в связи с чрезмерной шумностью при включении, вследствие чего в камере стояла влажность и вонь, камера могла проветриваться лишь на 15-10 минут во время проведения ежеутренних прогулок; 5) в камере отсутствовала скамейка у стола для принятия пищи, приходилось принимать пищу на спальных местах; 6) пища выдавалась 3 раза в день, блюда всегда были холодными или чуть теплыми, сомнительного качества, особенно по утрам выдавались каша или картофельное пюре уже прокисшие; 7) в камере была установлена раковина и краник только с холодной водой, кипяченой воды не было, отсутствовала возможность вскипятить воду; 8) отсутствовало условие приватности в туалете, отсутствие двери или кабины и то, что туалет не был достаточно отделен от жилой зоны камеры из-за отсутствия свободного пространства, справлять нужду приходилось на виду, как перед сокамерником, так и напротив видеокамеры, установленной в стене напротив туалета, то есть справление нужды свободно наблюдалось сотрудниками ОВД мужского и женского пола; 9) отсутствовала возможность раздельного содержания курящих заключенных от некурящих, вследствие чего ему, некурящему, приходилось наслаждаться чистым от табачного дыма воздухом только во время прогулки. Все это приводило к значительным и длящимся неудобствам, сопоставимым с пытками, так как явно превышало тот неизбежный уровень страданий, который присущ при отбывании наказания.

Вследствие допущенного ответчиком нарушения ему причинен моральный вред, выраженный в ущемлении прав, отчуждении от общества, отчаянии и переживаниях, которые не являются объектами материального лица, а представляют собой продукт нервной системы его организма, восстановлению не поддаются и не могут быть подтверждены какими либо документальными доказательствами, предоставление которых предусмотрено ст.ст. 131 и 132 ГПК РФ. Поскольку нарушены личные неимущественные права на достойное обращение, истец испытал нравственные страдания, выразившиеся в стабильно испытываемом чувстве унижения и стыда из-за нечеловеческих и унизительных условий содержания. Кроме того, он испытывал глубокую обиду, душевный дискомфорт и беспомощность перед произволом органа полиции.

Истец Кудрявцев В.К. просит признать условий содержания в ИВС унизительными, нечеловеческими, взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 160000 руб.

В судебное заседание истец Кудрявцев К.Н., содержащийся в учреждении, исполняющем уголовное наказание в виде лишения свободы, не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Представители ответчика ОМВД РФ по Моргаушскому району Игнатьев А.Г., Смирнов А.А. в судебном заседании просили отказать истцу в удовлетворении иска по причине его необоснованности.

Ответчик Министерство финансов Российской Федерации, третье лицо МВД по Чувашской Республике извещены о времени и месте судебного заседания, заявлениями представителей просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 26 ноября 2015 года истцу отказано в удовлетворении исковых требований.

Указанное решение суда от 26 ноября 2015 года обжаловано истцом на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, ОМВД России по Моргаушскому району не явились, хотя были извещены о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица МВД по Чувашской Республике Ильин А.В. в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Кудрявцев К.Н. в период с 20 часов 20 минут по 15 часов 12 сентября 2014 года и с 13 часов 05 минут 15 сентября 2014 года по 12 часов 45 минут 17 сентября 2014 года содержался в изоляторе временного содержания (ИВС) ОМВД России по Моргаушскому району, в камере .

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец содержался в изоляторе временного содержания в условиях, которые соответствуют установленным нормам, по делу не установлено нарушение прав истца, гарантированных законом, и фактов, свидетельствующих о причинении ему физических и нравственных страданий.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела, судом правильно применены нормы материального права.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу ст. 33 названного Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

Нормы о материально-бытовом обеспечении подозреваемых и обвиняемых содержатся в пунктах 40-58 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 № 950.

Камера ИВС, в которой содержался истец Кудрявцев К.Н., имеет площадь 8,64 кв.м., что подтверждается планом ИВС. В камере установлена металлическая решетка со стороны прогулочного двора, оконная рама со стеклом, имеется форточка, открывающаяся в сторону прогулочного двора, камера оборудована индивидуальными нарами, санузлом, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, светильниками дневного и ночного освещения, приточной и вытяжной вентиляцией, кнопкой вызова дежурного, столом, скамейкой, ведром для питьевой воды, полками для туалетных принадлежностей, радиоприемником. Стены камеры оштукатурены гладко и окрашены краской, полы деревянные на бетонном основании. Лампы накаливания дневного освещения расположены на стене над входной дверью, изолированы металлической сеткой, лампы ночного освещения - в нише над дверным проемом, туалет в камере ИВС отделен от жилой зоны и огорожен перегородкой, установлена приватность на высоте. Имеющаяся видеокамера в камере направлена на жилую часть, туалет охватывает лишь частично, место совершения нужды видеокамера не охватывает. Изображение с видеокамер передается на монитор, находящийся в дежурной части, и его могут просматривать только те лица, которые имеют доступ в дежурную часть. В числе таковых, сотрудников женского пола не имеется. В камере обеспечивается надлежащее санитарное состояние. При содержании в ИВС Кудрявцев К.Н. обеспечивался трехразовым питанием, замечаний и жалоб от него не поступало. Перечисленные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Следовательно, с учетом соответствия условий содержания истца в ИВС требованиям законодательства оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда не имеется.

В апелляционной жалобе истец оспаривает выводы суда, указывая на неправильную оценку доказательств.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, так как доказательства оценены судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иные выводы из исследованных доказательств не следуют.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Кудрявцева К.Н. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 26 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Лысенин Н.П.

Судьи: Агеев О.В.

Александрова А.В.

33-910/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудрявцев К.Н.
Ответчики
ОМВД РФ по МОргаушскому району ЧР
Министерство финансов РФ в лице УФК по ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Агеев Олег Владимирович
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
29.02.2016Судебное заседание
21.03.2016Передано в экспедицию
21.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее